Урок педагогики по разделу «Теория воспитания»
Инструкция к уроку: Изучи тему, выполни 5 заданий. Отправь в конце урока(оценка будет снижена, если задание выполнено позже)
Тема урока: Эстетическое воспитание младших школьников.
Цель урока: Дать представление о сущности эстетического воспитания, о системе эстетического воспитания в начальных классах, развивать профессиональную мотивацию и педагогическую направленность студентов.
Задачи урока:
· систематизировать изученный материал, определить степень его усвоения, раскрыть сущность эстетического воспитания младших школьников, познакомить с системой эстетического воспитания в начальных классах;
· развивать профессиональное мышление и самосознание студента, умение размышлять, вступать в дискуссию, аргументировать свое мнение, работать со схемами-таблицами;
· формировать профессиональную мотивацию и педагогическую направленность студентов.
Количество часов: 2
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: эстетика, эстетическая культура, эстетическое воспитание.
Оборудование: карточки с кроссвордами «Педагогические понятия», схемы и таблицы по педагогике, карточки с заданиями, компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
- За время совместной работы мы познакомились с новыми педагогическими понятиями и терминами как по разделу «Теория обучения», так и по разделу «Теория воспитания», раскрыли специфику педагогического труда, определили требования к личности учителя, познакомились с педагогическими взглядами выдающихся педагогов, познакомились с особенностями и структурой педагогической деятельности, наметили индивидуальную траекторию профессионального роста и многое другое.
|
Педагогическая разминка. Объяснение задания
Задание 1: разгадать кроссворд.
- Я предлагаю вам вспомнить основные понятия педагогической разминкой (см. приложение №1). Для этого вам необходимо решить небольшой кроссворд. Разгадав кроссворд, по вертикали вы узнаете ключевое слово нашего урока, “тайну” урока (по-Амонашвили).
(разгадывание кроссворда)
Сообщение темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока:Эстетическое воспитание младших школьников
- Цель нашего урока – раскрыть сущность эстетического воспитания, определить систему эстетического воспитания в начальных классах.
- Запишите тему и план изучения нового материала.
Тема урока: Эстетическое воспитание младших школьников.
План изучения нового материала.
1. Сущность и задачи эстетического воспитания младших школьников.
2. Система эстетического воспитания в начальных классах, личность учителя в эстетическом воспитании младших школьников.
Задание 2: Найдите в интернете термин «эстетика» и запишите значение в тетрадь
- Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
|
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
- Подумайте и скажите, почему проблема эстетического воспитания не потеряла своей актуальности и важна для современной школы?
- Точный и правильный ответ цитируется в следующем высказывании:
" Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Б.М. Неменский
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
|
"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" Б.М. Неменский
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
"Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни".
Б.Т. Лихачев
Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Задание 3
а) Запишите значение термина «эстетическое воспитание»;
б) перечисли, что включает понятие «эстетическая культура;
в) перечисли задачи эстетического воспитания;
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев).
Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.
Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни.
Названные компоненты эстетической культуры вместе с тем выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников.