Управление знаний представляет собой одно из быстро развивающихся направлений информатики. Все современные достижения компьютерной индустрии, начиная от микрочипов, встроенных в бытовую технику, и заканчивая распределенными информационными системами суперкомпьютеров, так или иначе связаны с процессом получения, хранения, переработки и применения знаний.
Несмотря на то, что само определение знаний гораздо старше и шире, чем определение информации, в компьютерно-кибернетическую эпоху информации уделяется большое внимание. В конце двадцатого и в начале двадцать первого века управление знаниями стало все более и более актуальным.
Во-первых, сформировался запрос к достижениям в этой области со стороны бизнеса. Так, руководители бизнеса в самых разных отраслях стали осознавать, что накопление все больших массивов все более детализированных данных и превращение этих данных во все более мощные информационные потоки в информационных процессах зачастую не стимулируют, а отягощают бизнес-процессы. Возникла потребность не только в информации, но и в стандартизированном умении этой информацией пользоваться. Нужны методы и средства по извлечению, формализации, хранению и использованию знаний.
Во-вторых, компьютеры и компьютерные сети достигли достаточно больших вычислительных мощностей, чтобы работать в режиме, схожем с режимом работы мозга человека, то есть в режиме реального времени осуществлять нечеткие вычисления, обучать большие нейронные сети, осуществлять самообучение.
В-третьих, в науке были открыты методы получения и формализации знаний такого рода, которые еще в середине прошлого века считались уникальными и неповторимыми. Сразу несколько направлений в психологии, из которых наиболее популярно и известно нейролингвистическое программирование (Neuro-Linguistic Programming, NLP), доказали, что есть возможность переводить человеческий опыт в самых разнообразных сферах деятельности на язык формальных описаний, а затем, используя подобные описания, обучать этому опыту и навыкам работы с ним других людей. Как оказалось, все, от искусства продаж до навыков гипноза, от самой глубокой психофизической саморегуляции до умения продуктивно и творчески мыслить, может быть извлечено из мозга эксперта, превращено в передаваемые знания и усвоено другими людьми.
|
Такое сочетание потребности и возможностей неизбежно ведет к появлению новой парадигмы обработки информации в компьютерной индустрии. Эта парадигма не замедлила появиться под названием «управление знаниями» (knowledge management) и ныне приобретает все большую популярность и широкое распространение.
На рис. 2.2 представлена четырехслойная модель предметной области управления знаниями.
Рис. 2.2. Четырехслойная модель предметной области управления знаниями
Теоретическое и философское ядро управления знаниями составляют как философские, так и естественнонаучные труды, исследования и произведения как древних (в большей степени), так и современных мыслителей, которые старались определить само понятие «знания», классифицировать и упорядочить виды и типы знаний, способы работы со знаниями. К философско-теоретическому ядру можно отнести труды таких ученых, как Аристотель, Платон, Гегель, Декарт, Кант и другие.
|
К процессам управления знаниями относятся:
– извлечение знаний, включая создание, исследование, накопление, проверку полезности и применимости знаний;
– организация знаний, включая моделирование, классификацию, калибровку и интеграцию знаний;
– поставка знаний, включая распространение, техническую поддержку, совместное и повторное использование знаний.
Организационные, социальные и управляющие элементы составляют третий слой четырехслойной модели. К этому слою относятся такие понятия, как знания и память организации, корпоративная культура, конкурентные преимущества, взаимодействие внутри и вне организации, интеллектуальный капитал, стратегии использования и передачи знаний, обеспечение сохранности, надежности и приватности знания, измерение знаний, использование знаний в социальных сообществах и сетях, мотивация к использованию и созданию знаний у сообществ и индивидов, а также архитектура, интеграция и жизненный цикл системы управления знаниями.
Поддерживающие элементы и технологии находятся во внешнем слое, и только они непосредственно связаны с технической стороной организации и управления знаниями. К этим элементам и технологиям можно отнести:
– сетевую инфраструктуру, мобильную и кабельную;
– хранилища данных, как структурированные и интеллектуальные, так и неструктурированные индексированные (то есть в чистом виде базы данных);
– приложения, обеспечивающие семантическое и онтологическое структурирование знаний;
– приложения, обеспечивающие безопасность, разделение доступа и шифрование данных;
– системы мета-знаний (экспертные системы, системы искусственного интеллекта), обеспечивающие частичную или полную автоматизацию процесса управления знаниями;
– корпоративные распределенные системы и порталы, обеспечивающие взаимодействие людей и знаний;
– технологии извлечения и представления знаний;
– программные агенты, обеспечивающие автоматизированное накопление знаний.
Существуют и многие другие технологии, оформленные непосредственно в виде приложений пользователя или приложений среднего звена, а также аппаратное обеспечение этих технологий.