СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ




ТЕМА 5.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ

(ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)

Регулируется гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», новая редакция которой установлена Федеральным законом от11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ в (в ред. Федеральных законов от 5 апреля 2004 г. № 16-ФЗ, от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ).

В отличие от ранее действовавшей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей новая система налогообложения действует на всей территории Российской Федерации и для ее введения не требуется принятия на уровне региональных органов власти дополнительных правовых актов (п. 1 ст. 346.1 НК РФ).

Указанная система налогообложения представляет собой специ­альный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенст­ва при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всей хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Новая редакция гл. 26.1 НК РФ предусматривает добровольный переход указанных категорий налогоплательщиков на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возврат к общей системе налогообложения (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 346.1 НК РФ установлены виды налогов, от уплаты которых освобождаются организации и индивидуальные пред­приниматели при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусмат­ривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Тамо­женным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную террито­рию Российской Федерации), налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственно­го налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельно­сти организаций за налоговый период.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога инди­видуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, под­дето уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохранена обязанность по уплате иных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством и взимаемых при общем режиме налогообложения, а также страховых взно­са обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обязательном пенсионном стра­та в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Кроме того, в п. 4 ст. 346.1 НК РФ указано, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных - НК РФ.

К плательщикам единого сельскохозяйственного налога отнесены организации и индивидуальные предприниматели (включая крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной обработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в том случае, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращен ной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, про­изведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного про­изводства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70% Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров (к ним относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ);

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии гл. 26.3 НК РФ;

3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Таким образом, не вправе переходить на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей только те организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, соответствующие критериям, приведенным в ст. 11 НК РФ, вправе применять данную систему налогообложения.

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, должны подать в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в этом заявлении указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам 9 месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В п. 2 ст. 346.3 НК РФ определены особенности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога Для вновь созданных организаций и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей переход на уплату единого сельскохозяйственного налога происходит одновременно в момент подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Данные налогоплательщики могут перейти на общий режим налогообложения только с начала следующего календарного уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

Предусмотрено, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из селъскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего ре­ма налогообложения за весь указанный налоговый период.

В данном случае налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, в тором нарушены указанные требования, и произвести уплату ис-численных сумм налогов, заменяемых единым сельскохозяйственным налогом, до 1 февраля да, следующего за истекшим налоговым периодом, по единому сельскохозяйственному налогу, без начисления пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право уплату единого сельскохозяйственного налога.

Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налог плательщики-организации при определении объекта налогообложения учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Доходы от реализации, внереализационные доходы определяются налогоплательщиках организациями в соответствии с положениями ст. 249 и 250 НК РФ. При этом налогоплательщики-организации не учитывают доход предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. К таким доход относятся все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, также иные доходы от предпринимательской деятельности.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документ: оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расход, признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При несоблюдении указанных критериев расходы не учитываются при формировании налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

В п. 8 ст. 346.5 НК РФ определена обязанность налогоплательщиков по ведению учета показателей своей деятельности, необхо­димых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений, определенных гл. 26.1 НК РФ.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, освобождаются' от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете».

В п. 5 ст. 346.6 НК РФ приведен порядок переноса убытка или части убытка на следующие налоговые периоды. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Под убытком в целях гл. 26.1 НК РФ понимается превышение расходов над доходами.

Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка превышающая указанное ограничение, может быть перенесена следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

На налогоплательщиков возложена обязанность по хранению документов, подтверждающих размер полученного убытка и cyммv на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшен налоговой базы на сумму убытка. Налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытка, полученного налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения (т.е., до перехода уплату единого сельскохозяйственного налога).

С учетом сезонного характера сельскохозяйственного производства налоговым периодом признается календарный год, а в качестве отчетного периода — 6 месяцев, по итогам которых уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему, в сроки, установленные в 26.1 НК РФ.

Н алоговая ставка - 6% от налоговой базы, не подлежащий изменению в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу.

В ст. 346.9 НК РФ установлен порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога, а также зачисления его сумм, единый сельскохозяйственный налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки, и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового пе­ла до окончания отчетного периода.

Уплаченные по итогам отчетного периода авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет его уплаты по итогам налогового периода.

Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

О рганизациями налоговые деклара­ции по итогам налогового периода представляются по своему местонахождению не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода — не ее 25 дней со дня окончания отчетного периода. И ндивидуальные предприниматели обязаны по истечении налогового периода представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам.

Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

     
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: