Теория и методика обучения физической культуре




  1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая», её связь с общей культурой, физическая культура личности.

Культу́ра — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

 

  1. Планирование урока по физической культуре: технологическая карта урока.

 

Технологическая карта урока физической культуры в 1 классе

Педагог: Тихонов А.М.

Цель урока (для учителя): формирование познавательных (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, рефлексия), коммуникативных (оценка действий другого), регулятивных (целеполагание, самоконтроль, самооценка) и личностных (уважение к точке зрения другого, соблюдение конвенциональных норм) УУД на учебном материале «виды передвижений».

Задачи урока (для учителя):

1. Научить отличать разные виды передвижений.

2. Научить формулировать проблему.

3. Научить выдвигать гипотезы.

4. Научить проверять гипотезы.

 

Цель урока (для учеников): выявить виды передвижений и их разновидности.

Задачи урока:

1. Выявить, чем отличаются разные виды передвижений.

2. Научиться, как изменять виды передвижений.

3. Научиться выявлять самый быстрый способ передвижения.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
Организационный Напоминает о правилах работы на уроке Принимают правила ЛУУ: соблюдение конвенциальных норм
Мотивационно-проблематизирующий Обозначает проблемы, необходимые решить на уроке. Задаёт вопрос: «Какими видами передвижений пользуется человек?» Принятие проблем. Ученики называют виды передвижений. ПУУ: учебная мотивация, овладение базовыми предметными понятиями (локомоция – перемещение всего тела по пространству (ходьба, бег, плавание, лазание и локомоторные движения с орудиями: ходьба на лыжах, бег на коньках и т.п.). Переместительные движения всего тела как целого в пространстве.  
Деятельностный Предлагает передвигаться ходьбой. Задаёт вопрос: «С какой целью применяется ходьба?» Ученики передвигаются ходьбой. Высказывают мнения, с какой целью применяется ходьба. Целеполагание.
Предлагает передвигаться разными видами ходьбы. Задаёт вопросы, в каких случаях применяется тот или иной вид ходьбы. Ученики предлагают разные виды ходьбы. Высказывают мнения, с какой целью применяется тот или иной её вид. РУУД: целеполагание. самоконтроль.
Предлагает сравнить разные способы выполнения ходьбы. Выбирают критерий для оценивания и оценивают действия другого. КУУД: оценка действий другого.
Предлагает те же самые действия с бегом и прыжками. Предлагают разные виды бега и прыжков. Высказывают мнения, с какой целью применяется тот или иной её вид. Выбирают критерий для оценивания и оценивают действия другого. РУУД: целеполагание. самоконтроль. КУУД: оценка действий другого.  
Предлагает выяснить, какой вид передвижения быстрее (бег и прыжки в шаге). Предлагают способы выявления скорости разных видов передвижения. ПУУД: выдвижение гипотез, формулировка проблемы. РУУД: самоконтроль.
Предлагает бежать в заданном темпе (игра «Лучший лидер»). Даёт инструкцию по организации игры. Действуют по инструкции. КУУД: действие по инструкции. РУУД: самоконтроль темпа бега.
Рефлексивный Задаёт вопросы: что делали? Зачем делали? Что получилось? Какие полезные изменения можно внести? Рефлексируют процесс урока и результат. ПУУД: рефлексия

 

 

  1. Характеристика основных направлений в преподавании физической культуры в школе.

 

 

  1. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

 

  1. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

 

  1. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

 

 

  1. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.

 

Ни у кого не вызывает сомнения значимость владения техникой в физкультурной деятельности. От умелой организации действий во многом будет зависеть рациональность, экономичность, быстрота и точность выполняемых упражнений. Поэтому понятен постоянный интерес к проблеме обучения двигательным действиям со стороны работников многих областей знаний (учителя, тренеры, физиологи, психологи, биомеханики). Психологи вообще рассматривают обучение движениям как модель для овладения любой другой деятельностью [100].

Постоянный интерес со стороны специалистов привёл к тому, что появилось очень много исследований, открывающих те или иные нюансы на процесс обучения движениям. Не претендуя на охват всей литературы, мы выделили факторы, влияющие на эффективность обучения. Они нам представляются в следующем виде.

1. Образование навыка идёт быстрее, он становится более гибким, а тем самым подлинно произвольным тогда, когда ученик является подлинным субъектом деятельности. А нет деятельности там, где нет цепи самостоятельно пройденных школьником шести этапов: цель → мотив → средство → действие → результат → оценка. Следует добавить ещё рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели [100, 157, 180, 181].

2. Отмечается связь самоконтроля с квалификацией спортсмена. У более квалифицированных спортсменов выше способность к самоконтролю [30, 32, 191, 260, 334].

3. Действие, сформированное по словесной инструкции, более обобщено, гибко, т.е. может изменяться в зависимости от ситуации [34, 65, 68, 100, 291].

4. При осмысленном выполнении упражнения (на первом этапе обучения) движение выполняется точнее, тоньше, дифференцированнее. (Закон однополюсной траты энергии Корнилова, который можно представить в следующем виде.Всякое усиление и усложнение центрального момента оплачивается соответствующим ослаблением ответного движения рабочего органа. Благодаря превращению полной реакции в мысль, реакция выигрывает в гибкости, тонкости и сложности своих взаимоотношений с элементами мира, и действие может быть совершено в бесконечно более высоких и тонких формах) [59].

5. На качество двигательного навыка оказывает влияние осознание ошибок. [89, 100]. Возможно, что делать их можно преднамеренно (что и делается в некоторых системах обучения, в том числе и в спорте) Тренируется не упражнение (движение), а коррекции [30, 31, 32].

6. Движение, прежде чем превратиться в произвольно управляемое, должно стать ощущаемым [100, 187, 260].

7. Уже в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) овладение движением требует меньших затрат, оно вырабатывается быстрее, если при обучении применяются словесные инструкции, а не показ (А.В. Запорожец [100] с сотрудниками). Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10 % - читает глазами, 26 % - слышит, 30 % - видит, 50 % - видит и слышит, 70 % - обсуждает, 80 % - опирается на опыт, 90 % - говорит и делает совместно, 95 % - обучает других[157]. Возможна организация обучения таким образом, что проговаривание упражнения может стать целью (обсуждение разных вариантов выполнения упражнения, обучение в парах) [100].

8. На качество навыка влияет то, насколько чётко сформирован его образ. Разработаны теории по созданию ориентировочной основы деятельности, в состав которой входят основные опорные точки [34, 100]. Произвольные движения человека – движения сознательные. Их детерминация условиями существования реализуется посредством отражения образа этих условий.

9. Отмечается б о льшая эффективность при обучении спортивным действиям при создании условий для проявления творческих способностей обучающихся [308].

 

  1. Основные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с образовательными стандартами (цель, результат, содержание, образовательный подход. методы, предмет оценивания).

 

 

  1. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальнойшколе.

 

В результате обучения в начальной школе выпускник должен знать:

- историю возникновения, становления и развития основных видов передвижений (ходьба, бег, прыжки, ходьба и бег на лыжах, ползание, лазание) и видов спорта (метания, гимнастика, подвижные и спортивные игры);

- отличия движений от двигательных действий, двигательных действий от физических упражнений;

- технику (состав входящих в неё элементов) ходьбы, бега, прыжков, метаний, гимнастических и акробатических упражнений, передвижения на лыжах, элементов игры в футбол, волейбол, баскетбол;

- влияние физических упражнений на организм человека (кувырков на вестибулярный аппарат и гибкость позвоночника; бега и ходьбы на лыжах на работу сердечной мышцы; ходьбы и бега на лыжах на равновесие; подвижных и спортивных игр на точность, быстроту, выносливость; занятий физкультурой на здоровье, двигательную подготовленность).

Уметь:

- объяснить причинно-следственные связи между элементами техники упражнений, входящих в программу;

- объяснять причины появления ошибок в выполнении физических упражнений;

- предсказывать результаты применения упражнений.

Владеть:

- способами, определяющими эффективность элементов целостного двигательного действия;

- приёмами подбора упражнений для отработки элементов техники физических упражнений;

- способами определения критериев контроля и оценки правильности выполнения техники физических упражнений.

 

 

  1. Структурирование учебного материала по физической культуре в школе.

 

 

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры необходимо подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники по физической культуре, особенно те их разделы,которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

 

урок с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

- продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин) и может включать в себя как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений, так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;

- в основной части урока необходимо выделять образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 мин до 10-12 минут. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характера должна соотносится с поставленными педагогическими задачами;

- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

 

Отличительными особенностями урокаобразовательно-предметной направленности являются:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования;

- планирование физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика их нагрузки – с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начале основной части урока, в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем, постепенно вводятся упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и «вводящими» организм в определенные стадии относительно глубокого утомления.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках собразовательно-тренировочной направленностью необходимоформировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и еевлиянии на развитие систем организма. Также на этих урокахобучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

 

Особенностями этих уроков являются:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки задается определенной последовательностью в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;

- от начала к окончанию основной части урока конструкция включения физических упражнений сохраняет определенное постоянство: на развитие быстроты - силы - выносливости;

- по сравнению с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть более продолжительная, поскольку должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.

В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа.

 

  1. Учебная деятельность, учебные задачи. Учебная задача по физической культуре, этапы её решения.

Структура учебной деятельности соответствует общей структуре деятельности. Специальное рассмотрение учебной деятельности показало, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: 1) учебная задача (УЗ); 2) учебные действия; 3) действие контроля, 4) действие оценки [1]. В процессе решения учебных задач формируются все УУД. УЗ должна соответствовать требованиям зоны ближайшего и зоны актуального развития, т.е. с одной стороны, она должна быть настолько сложна, чтобы ученики не могли её решить известным способом, но и не настолько сложна, чтобы они не могли её решить вместе, а с другой стороны, решение этой УЗ должно стать актуальным для учеников.

  1. Личностные универсальные учебные действия, способы их формирования.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

 

В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)

Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.

 

  1. Регулятивные универсальные учебные действия, способы их формирования.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

 

  1. Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.

Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия, способы их формирования.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

 

общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;

учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;

учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности.

  1. Формирование понятий на уроке физической культуры.

Формирование у студентов изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. В процессе занятий отмечаются признаки физического упражнения (соответствуют определенной цели, далее уточняется, для какой именно; обладают величиной; выполняются разными способами). В процессе работы (домашнее задание) студенты знакомятся с другими формулировками понятия. Сопоставляя и обсуждая представления студентов о понятии, преподаватель помогает достроить их до некоторых культурных форм (не обязательно до тех, которые есть в учебниках). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулировнное определение понятия, которое записывается в тетради. Например, коллективным продуктом явилось следующее определение понятия "физическое упражнение": это двигательное (произвольное) действие, направленное на изменение качественных (сила, быстрота, гибкость/эластичность, выносливость, ловкость) особенностей мышцы (или группы мышц), уровень которого (изменения) зависит от величины (объема и интенсивности) и способа (метода) выполнения. На последней стадии создания определения расшифровки в скобках опускаются.

Работа по формированию понятий на занятиях не сказывается отрицательно на двигательной активности студентов. Об этом мы судили по величине снижения работоспособности на занятиях, одной из задач которых было формирование понятий. В зависимости от других задач, решаемых на занятии, величина снижения колеблется от 20 до 120о. То есть на всех занятиях достигается развивающий эффект (Я. С. Вайнбаум: нагрузка может считаться развивающей, если снижение физической работоспособности оказывается на уровне 15-20 % [1]).

  1. Формирование самооценки двигательного действия на уроках физической культуры.

 

  1. Формирование самоконтроля темпа бега на уроках физической культуры.

 

  1. Формирование умений самостоятельного применения упражнений в разминке.

Если мы переходим от спортивного подхода к уроку к физкультурному, то нужно пересмотреть и отношение к нормативам, и не требовать от учеников невозможного (недавно был свидетелем того, что ученицу со стадиона увезли на «скорой помощи» - сдавала норматив на 1000 м.: школа престижная и ученики готовы умереть за оценку). Научить контролировать нагрузку на уроке (темп бега) можно за три урока. А отметку выставлять в том случае, если ученик заканчивает дистанцию на пульсе в целевой зоне ЧСС. Как проверять, когда в забеге участвует до десятка и более человек? Доверять ученикам. Мы, например, играем в игру «честные люди». Метод работает: психологи утверждают, что полное доверие оправдывается в 99 % случаев.

Можно (и нужно, если мы работаем с позиций компетентностного подхода) переходить и на самостоятельное выполнение общеразвивающих упражнений. Напоминаем, что результатом обучения в школе является автор своего физического состояния (субъект деятельности). Задачей учителя в этой ситуации является постепенное от класса к классу передача его ответственности за учеников на них самих. В начале обучения ответственность полностью лежит на нём, это касается и подготовительной части урока. Учитель перестраивает учеников для разминки, предлагает упражнения, показывает их, указывает, на какие группы мышц направлено то или иное упражнение (идёт общее ознакомление с мышцами: мышцы спины, передней части туловища, боковые туловища, задней поверхности бедра и т.д.), какие ощущения должны возникать при правильном их выполнении (похрустывание в суставах, болевые ощущения при растяжении мышц). Постепенно ученикам в общем строю предлагается придумать и выполнить упражнение для воздействия на какую-либо группу мышц. Учитель подаёт команды («исходное положение принять!») и ведёт подсчёт. Количество таких упражнений от урока к уроку увеличивается и этот этап приобщения к самостоятельной разминке заканчивается тем, что учитель называет только группы мышц, которые надо размять, а ученики подбирают и выполняют упражнения сами. Если в таком формате ученики справляются с требованиями, предъявляемыми к разминке, то можно переходить полностью к самостоятельной разминке. Наш опыт показывает, что это можно осуществить к концу первого класса.

  1. Исследовательский метод при занятиях физическими упражнениями.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: