История кинематографа
Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinematographe, устар.) и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и, демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.
Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, огромно влияние кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеодисков.
Рождение кинематографа
Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной пленки, аппарата хронофотографической съемки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887 и Дж. Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).
|
Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии – «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896).
|
Начало распространения кинематографа было положено съемкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течении 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).
Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации). Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный вид искусства обладающий своими собственными художественными средствами.
|
Приход звука
Еще до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако в последствии Уильям Диксон - соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф - прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.
В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путем записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьезный недостаток.
В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.
Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днем рождения звукового кино.
Дальнейший технический прогресс в кино
Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зеленой гаммой, без синего цвета) вышел еще в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.
В 1950-х годах технический прогресс зашел еще дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая иллюзию реальности источника звука.
В настоящее же время существуют очень изощренные системы звукового сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в экзотических системах даже до 12. Разумеется, все это призвано усилить глубину погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.
Оригинал текста находится на сайте"Мир кино"
Стерео
Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим и трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.
Первый стереоскопический игровой фильм - "Сила любви" - был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.
Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина Арча Оболера "Дьявол Бована" стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952-1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда остроприключенческий фильм "Крылья отваги" был показан в 120 кинотеатрах по всему миру.
Оригинал текста находится на сайте "Cinema.rin.ru"
В 2009 году вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием компьютерных 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.
Хронологическая таблица истории кинематографа
1826—1834 | Изобретены различные машины для показа движущихся картин: стробоскоп, зоотроп, тауматроп. |
Эдвард Майбридж демонстрирует бег лошади с помощью 24 камер. | |
Изобретен "Праксиноскоп"; используется во Франции для проекции на экран последовательных изображений в 1879. | |
1878—1895 | Марей, французский физиолог, разработал различные типы аппаратов для съемки движений людей и животных. |
Огюстен ле Пренс получил серию изображений на перфорированной пленке; Томас А. Эдисон, изобретший фонограф, предпринял первые шаги по разработке съемки и показа движущихся изображений для сопровождения записанных звуков. | |
Уильям Фриз-Грин (1855—1921) продемонстрировал первый фильм на целлулоидной пленке и запатентовал киносъемочный аппарат. | |
Эдисон разработал 35-мм пленку. | |
1890—1894 | Эдисон изготовил кинетограф для съемки на перфорированную ленту и кинетоскоп для индивидуального просмотра, отснятого материала; коммерческое производство этих устройств началось в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. |
Братья Люмьер продемонстрировали аудитории за плату фильм о прибытии поезда на станцию. Некоторые зрители в ужасе убежали. | |
Шарль Пате сконструировал граммофон "Берлинер", осуществлял синхронизацию звука на пластинках с изображением на пленке. Отсутствие звукоусиления, однако, снижало эффект такой демонстрации. | |
Эдисон попытался усилить звук с помощью батарей фонографов. | |
Попытки синхронизировать звук и изображение были предприняты Леоном Гомоном (1863-1946) во Франции и Гольдшмидтом в Германии и привели в дальнейшем к созданию в США системы "Витафон". | |
Жорж Мелье снял "Путешествие на Луну". | |
В США снят первый вестерн Эдвина Портера "Великое ограбление поезда". | |
Джордж Элберт Смит (1864—1959) в Великобритании запатентовал первую цветную пленку (Кинемаколор). | |
Вышел на экраны первый российский игровой фильм "Понизовая вольница". | |
1907—1911 | Первые фильмы сняты в местечке Голливуд близ Лос-Анджелеса. Во Франции Эмиль Коль экспериментирует с мультипликацией. |
Посредством киностудий и журналов США киноактеры приобретают мировую известность. | |
В Голливуде основана первая студия "Хорслис Кентавр филм компани", за ней в 1915 последовали студия Карла Лэмля и Томаса Инса. | |
В Великобритании Юджин Лост сконструировал экспериментальную систему записи звука на кинопленку. | |
В США выходит исторический фильм Д. Гриффита "Рождение нации" о гражданской войне в США. | |
Обществом инженеров кино США установлен стандарт формата кинопленки 35 мм. | |
1918—1919 | В Германии разработана звуковая система "Три-Эргон", позволявшая записывать звук на кинопленку. Подобная система в США (автором которой был Ли де Форест) носила название "Фонофильм". |
Демонстрация первого звукового фильма (фонофильма). | |
Выпущен немой фильм "Дон Жуан" с синхронным музыкальным сопровождением. | |
Выходит первый звуковой фильм "Певец из джаза" с несколькими песнями и короткими диалогами (студия "Уорнер Бразерс", Нью-Йорк). Присуждены первые премии Академии киноискусства ("Оскар"). | |
Уолт Дисней выпустил первый мультфильм с Микки Маусом "Пароход Вилли". Вышел первый полностью озвученный фильм "Огни Нью-Йорка". | |
Вестерн "Большая тропа" снят и отпечатан на пленке формата 70 мм вместо стандартной 35 мм. Формат 70 мм до сих пор используется, но только для дорогостоящих эпических лент типа "Лоуренса Аравийского". | |
Выходит на экраны первый советский звуковой фильм «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. | |
Разработана трехцветная технология "Техниколор", применена Уолтом Диснеем в мультипликационном фильме. | |
Бекки Шарп — первый игровой фильм, снятый по технологии "Техниколор" (трехцветной). | |
Снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова». | |
Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин) мультфильм «Белоснежка и семь гномов». | |
На экраны выходит один из самых выдающихся фильмов Голливуда «Унесенные ветром». | |
Синерама, широкоформатное кино, снятое тремя камерами и проецируемое тремя проекционными аппаратами, появляется в Нью-Йорке. | |
В США появляются коммерческие трехмерное (стерео) кино и широкоэкранный синескоп. Синескоп представлял собой согласованную систему камер и проекторов, производя эффект объема с помощью анаморфотных линз. Аппаратура для стереосъемки была громоздкой, зрители неохотно надевали полагающиеся для просмора очки. Частью технологии была стереозапись звука, ставшая впоследствии нормой. | |
Первый эксперимент использования запаха в кино в фильме Аромат Тайны. Попытка не имела продолжения. | |
Большинство значительных фильмов создаются с помощью стереосистем "Долби". | |
Проведение "Года цветного кино" по инициативе режиссера Мартина Скорсезе с целью привлечь внимание к качеству цветных фильмов, выпущенных после 1950, и не допустить его ухудшения. | |
Уолт Дисней предпринимает первую и весьма эффективную попытку создания полнометражного компьютерного мультфильма "Трон", затраты на который составили 20 млн долларов, с целью пробиться на процветающий рынок фантастических фильмов. Стереокино ненадолго испытало возрождение, в этой технике были сняты "Челюсти-ЗД" и "Пятница, 13-е. Часть 3", принесшие коммерческий успех. | |
Представители компании "Голливуд" обратились в юридическую комиссию сената США с просьбой защитить их фильмы от электронного "окрашивания" — нового способа расцвечивания черно-белых фильмов для телевизионного показа. | |
Роберт Земекис в фильме "Кто подставил кролика Роджера" применил новую технологию сочетания игры актеров с мультипликацией. | |
Вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм. |
Первый в мире сеанс кинематографа состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. «Движущаяся фотография» — изобретение братьев Люмьер — имела большой успех. Теперь нам кажется, что в кино нет ничего необычного, все так просто. Но придумать этот простой способ отображения действительности человечество смогло лишь на рубеже XX века.
Ни один вид искусства не обладает такими широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как кино: в нем сочетаются игра актера, свет и цвет, разные планы, композиция и музыка, слово, шумы и звуки… Это «седьмое искусство», как называют кинематограф, впитало в себя опыт всех других шести искусств, ведь достижения кинематографа связаны и с развитием техники. Кино — детище технического прогресса.
Можно ли сейчас сравнивать современные фильмы с первыми шагами немого кино? А ведь с момента изобретения кинематографа прошло не так уж много времени…
Весной 1896 года в России состоялась демонстрация нового изобретения — в Петербурге, в саду «Аквариум», и в Москве, в театре оперетты. В увеселительных заведениях «синематограф» показывали как технический аттракцион наряду с другими номерами эстрадного представления. Демонстрировались коротенькие киноленты, привезенные из Парижа, которые шли всего 10 — 15 минут. Интерес зрителей вызывало не содержание картин, а необычайность зрелища «живой фотографии».
В самом конце прошлого и начале нынешнего века кинематограф постепенно входит в быт и становится одним из популярнейших зрелищ. С 1903 года в крупных городах появляются специальные «электротеатры» для демонстрации фильмов. Это дало толчок к производству новых картин. Теперь нельзя было все время повторять одну и ту же программу, требовалось обновление репертуара. Владельцам новых зрелищных предприятий невыгодно было приобретать киноленты в собственность, так как после нескольких дней показа они теряли ценность для данного предприятия, но они могли с успехом демонстрироваться в другом. Так возникла идея проката кинолент.