Фантастические фильмы и «магия» в эпоху немого кино




Первые фантастические фильмы представляли собой разновидность кинокомедии, где акцент делался не на трюках и сюжете, а на какой-то невероятной технологии. Прообразом фантастического фильма стал фильм Луи Люмьера, снятый еще в 1895 году, «Механический мясник» (Le charcuterie m?canique). В этой короткометражке без спецэффектов и особых приемов монтажа рассказывается о вымышленной машине, которая превращает живых поросят в сосиски. В результате в этом немом кино рождается впечатляющий и живой образ бездушного механического монстра, уничтожающего живые существа.

Позднее предпринимаются попытки отснять первые кинотрюки. Пионером в этой области принято считать француза Жоржа Мельеса (фанц. Maries-Georges-Jean M?li?s). Еще в 1896 году он снимал первые киноэффекты, основанные на стоп-кадре, покадровой съемке, многократной экспозиции, изменении скорости протяжки пленки, кэшировании и других трюках. В 1897 году Жордж Мельес основал собственную киностудию «Стар фильм” и начал активно снимать фантастические короткометражные фильмы.

Первым фантастическим фильмом со спецэффектами считается фильм Жорджа Мельеса, снятый в 1896 году – «Замок Дьявола» («Le manoir du diable»). В этом двухминутном фильме зрителю демонстрируются невероятные исчезновения, появления и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. В 1897 году выходит еще следующий фильм – «Лаборатория Мефистофиля» (Le сabinet de M?phistoph?l?s). В основе сюжета этой кинокартины тоже спецэффекты: Мефистофель превращается в призрака, его голова отделяется от туловища и летает по кабинету. Следом выходят и другие фантастические фильмы Мельеса: «Заколдованная гостиница» (L’auberge ensorcel?e), «Начинающий ренгенолог» (Les rayons R?ntgen), «Молниеносные превращения» (L’Homme Prot?e), «Фауст и Маргарита» (Faust et Marguerite), «Четыреста проделок дьявола» (Les Quatre cents farces du diable), «Галлюцинации барона Мюнхаузена» (Les Aventures de baron de Munchhausen) и еще более 30 фильмов.

Искусство киноэффектов давало Мельесу огромное преимущество перед другими кинематографистами, т.к. он мог снимать первые фантастические фильмы, а остальные были ограничены жанром бытовых и исторических кинозарисовок.

Благодаря спецэффектам фильмы перешли из разряда забавных зрелищ в категорию чрезвычайно мощных изобразительных искусств. Это как нельзя лучше соответствовало тогдашним задачам кинематографа, который считался развлекательным видом искусства и прежде всего должен был быть доходным. Именно новые кинотрюки давали возможность привлечь в кино еще больше публики, а прокатчикам – продать больше копий фильмов.

Расцвет «немного» кино

Совершенствование кинотехники (с 1900-го года длина фильмов увеличилась до 15-20 минут) и его экономическая выгодность, которая обеспечивала кино популярность и быстрое распространение сыграли определяющую роль в быстром распространении кинематографа и становлении его как нового вида искусства. Происходило быстрое улучшение художественных приёмов съемки, игры актеров, приемов режиссуры. Заметно повышался профессиональный уровень фильмов, увеличивалась художественная ценность снимаемых кинокартин.

Большая длина фильмов способствовала появлению новой профессии – киносценариста, т.к. более длинный фильм требовал более сложного, увлекательного сюжета. Так начинают формироваться жанры кино, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический набор приёмов.

Отсутствие в кино звука стало катализатором поиска новых художественных возможностей. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа передачи эмоций и сложного сюжета средствами монтажа, был выработан совершенно особый стиль «киношной» мимики и жестов. В основе актерской игры стал особый для кино вид пантомимы. Красноречивость движений актёров в немом кино вряд ли может быть превзойдена даже в театре.

Первые фильмы показывают с «музыкальной иллюстрацией»: под аккомпанемент пианино (в то время даже возникла новая профессия «тапер», т.е. пианист, работающий в кинотеатре) или саксофона, сопровождая чтением поясняющих текстов. Многие мелодии из репертуара кино показов того времени стали классикой и дошли и до наших дней.

Со временем появляется и другой специфический инструментарий передачи сюжета в немом кино – титры. Первые титры в кино появляются в виде заглавных надписей. С 1905 года начинают вставлять титры в местах, где необходимо пояснять развитие сюжета. До этого времени надписи иногда делали на стеклянных диапозитивах и показывали с помощью волшебного фонаря на дополнительном экранчике, помещавшимся рядом с основным киноэкраном.

Наивысшего расцвета немое кино достигает в 20-х годах 20 века. Это время, когда кино становится общедоступно и полностью оформляется как самостоятельный вид искусства со своими неповторимыми художественными средствами, жанрами, приемами.

Классикой немого кино считаются:

  • французские фильмы: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (1896), «Путешествие на Луну» (1902), «Менильмонтан» (1924—1925), «Наполеон» (1927), «Страсти Жанны д’Арк» (1928)
  • немецкие фильмы: «Голем: как он пришёл в мир» (1920), «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Носферату» (1922), «Последний человек» (1924), «Метрополис» (1927), «Ящик Пандоры» (1929)
  • фильмы США: «Большое ограбление поезда» (1903), «Нетерпимость» (1916), «Жадность» (1924), «Золотая лихорадка» (1925), «Большой парад» (1925), «Генерал» (1926), «Восход солнца» (1927), «Толпа» (1928), «Огни большого города» (1931)
  • российские фильмы (СССР): «Аэлита» (1924), «Броненосец Потёмкин» (1925), «Человек с киноаппаратом» (1929)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: