Тема: Экскурсия с целью изучения разнообразия растений.




Цель: систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

Задачи:

Развивающие: развивать умение анализировать и различать по существенным признакам растения, умение определять цели предстоящей учебной деятельности, развивать умения сравнивать растения и по отличительным признакам объединять в группы.

Образовательные: повторить и обобщить материал о разнообразии, строении и систематики растений, расширить знания учащихся о природе.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы.

Ход занятия.

Педагог:

– Ребята, мы сейчас с вами пойдём на экскурсию.

А знаете ли вы правила поведения в природе?

Ваши знания проверим в виде игры.

Экологический светофор

Красный свет - природе вред!

Желтый - осторожно!

Свет зеленый - так красиво,

Лес сказал тебе спасибо!

1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно)

2. Можно ли разорять муравейники? (нет)

3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно)

4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет)

5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да)

6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет)

7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да)

Весёлая наука

Наглядно изучается:
Из репчатого лука
Зелёный получается!

- О какой науке идёт речь? (о ботанике)

- Что изучает наука ботаника? (изучает растения)

Растения занимают четвертую часть живой природы, насчитывают около 500 тысяч видов. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений.

Чтобы разобраться в многообразии видов растений учёные делят все растения на группы.

Растения можно разделить на 2 группы: культурные и дикорастущие. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами.

 

 

Поднимите руки, кто разделил растения на три группы.

Расскажите, по какому признаку вы это сделали.

(Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник. Главный признак, по которому мы разделили растения на группы это высота растений или ярусность)

- Одни растения живут в верхнем ярусе, другие ниже, а третьи и совсем низко.

На какие 3 группы можно разделить растения?

- Деревья, кустарники и травы.

Поговорим о деревьях. Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Они не только дают нам кислород, но и защищают от пыли.

Деревья бывают двух видов – лиственные и хвойные. В чем различие хвойных деревьев и лиственных? Назовите лиственные и хвойные деревья.

- следующая группа растений это кустарники. Кустарник – это растение с несколькими небольшими стволами, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Они ниже деревьев. Это смородина, малина, крыжовник, жимолость, сирень…

- Назовите известные вам кустарники.

Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Живут травы недолго. Обычно один или два года. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относится подсолнечник, зерновые и овощные культуры.

Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений

Расскажите про свои версии.

(Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша)

(Растения можно разделить на пять групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде)

А теперь, как бы вы ответили на вопрос: Почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? Ведь только в нашем классе появилось четыре версии, а если мы спросим взрослых людей, возможно, количество версий увеличится.

(Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп).

Заметили, вы несколько раз употребили слово “разные”.

Кто сможет назвать тему занятия (Разные растения), (Разнообразие растений)

Итак, у нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас.

 

Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась?

Дети молчат

Я вам помогу

На экране появляется схема “Органы растения”

Что вы видите на экране (Схему с вопросительными знаками)

Теперь вы догадались, какой признак я использовала (У всех растений есть органы, вы разделили растения на группы по строению растений)

Вы сказали, что у всех растений есть органы, но ведь в моей версии 5 групп.

Что вас удивило? Какой вопрос у вас возникает? (Почему, по признаку органы растения вы разделили на пять групп, ведь у всех растений есть органы)

На этот вопрос мы будем отвечать, работая в группах, т.е. мы должны узнать, а все ли растения имеют все органы.

(Деление групп произвольное).

Каждая группа получает:

Схему “Органы растений”.

Таблицу и карточку.

План выполнения работы:

Рассмотрите версию учителя.

Какие данные в ней отсутствуют.

Заполните таблицу и схему.

Расскажите о результатах своей работы.

Проверка работы групп:

Какой вопрос мы себе задавали перед выполнением групповой работы?

(Почему растения разделяют на 5 групп по признаку “Органы растения”?)

Мы ответили на этот вопрос? (Да)

Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос.

Группа Корень Стебель Лист Цветок Плод Семена
Водоросли - - - - - -
Мхи - + + - - -
Папоротники + + + - - -
Хвойные + + + - - +
Цветковые + + + + + +

Почему растения разделяют на пять групп по признаку «Органы растения», ведь все растения состоят из органов?

(Все растения разные. Водоросли не имеют органов. Мхи имеют только стебель и листья. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветков и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все органы, поэтому они и господствуют на Земле).

1. Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи (морская капуста) похожи на длинные бурые ленты. У водорослей нет известных нам органов.

2. Мхи – растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3. Папоротники – у них красивые листья, похожие на красивые перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Плодов, цветков и семян у них не бывает.

4. Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник. Хвоинки – это их листья. У хвойных не бывает плодов и цветков. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

5. Цветковые растения – это те растения, у которых есть цветки и плоды, они имеют и все другие органы.

Водоросли

У водорослей отсутствуют основные части растений: корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами. Слово «водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету, водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде.

 

 

Мхи

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту имеют только стебель и листья. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная. Изо мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Папоротники

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц. По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм. Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки. Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

Голосеменные (Хвойные)

Хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Почти все относятся к вечнозеленым. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: