Контроль не ради контроля




Мне нравится Финляндия, где думают о том, что нужно изменить в своем преподавании, чтобы дети знали лучше. Я не вытрясаю из ребенка знания как из боксерской груши. У финов тоже не такой жесткий контроль. Они говорят, что методику скилс придумали британцы, развили до крайностей в США, а в итоге это стало погоней за оценкой. Самое главное – это объяснять ребенку, что оценка – не главное, главное – знания: понимаешь ты или не понимаешь. И тут очень интересный вопрос психического здоровья. Коллеги говорят, что психически здоровый человек – это человек, который не ориентирован на внешнюю оценку, а ориентирован на то, сделал ли он все, чтобы решить эту задачу. Мы этому учим ребенка. Когда я психически здоров, я не буду впадать в отчаяние от полученной двойки, от какой-то критики. Я задам себе вопрос: сделал ли я все для того, чтобы это у меня получилось хорошо, насколько я вырос над собой, насколько я вложился. Российская ментальность выражается в 2х классических вопросах: «кто виноват?» и «что делать?». По сути, речь идет о «выученной беспомощности». Кто виноват? Учитель виноват, мама виновата, учебник под стол завалился - он виноват, кот всю ночь мешал - виноват, соседи шумели, виноваты все. В психологии действует принцип большого пальца, и когда мы этот большой палец берем и оборачиваем на себя и задаем вопрос: - «А что сделал я?» и отвечаем: - «Я сделал максимально, это мой предел» и эта внешняя оценка – двойка, тройка, пятерка не соотносится с тем, что я сделал. Я выложился, и я молодец. Либо я поленился, я не молодец.

- Вы говорите о самоосознанности?

- Да. Что ты сделал для того, чтобы это получилось, что ты вложил? Если мы будем идти по этому пути, то наверное мы будем получать замечательные результаты. Другое дело, что мир ориентирован на внешнюю оценку: написать контрольную, сдать ЕГЭ. Такое противоречие: мы говорим о компетентностном подходе, мы формируем компетентность, профессиональные навыки, а проверяем знания!

Варианты взаимодействия

Мы учим на психологии на педагогике как взаимодействовать. Ту же оценку можно провести жестко как контроль и объяснить человеку, что он что-то не знает, а можно провести мысль, что есть что-то над чем надо поработать. У нас есть методика, которая говорит, что мы начинаем с плюса. Главное чему мы учим, я надеюсь, ученики этому учатся – мы сравниваем человека с самим собой: ты вырос – ты вчера этого не умел, сегодня умеешь. Это - твой рост. Мы не сравниваем с другими. Все прыгают, а ты не прыгаешь. Ну и ради Бога, зато ты хорошо рисуешь! Плюс всегда можно найти. Олег Семенович Выгодский - ключевая фигура в психологии, которую знает весь мир, на которую начинает ориентироваться весь мир. Его классическая фраза, которую заучивают в колледжах, ВУЗах: «обучение идет вереди развития и подтягивает развитие за собой». Это концепция про зону ближайшего развития. Мы каждый раз ставим задачку чуть - чуть опережающую то, что ребенок может и знает. Каждый раз нужно себя преодолеть, нужно чуть-чуть вырасти, а потом следующая задачка, следующая, следующая.

Мир конкуренции

Год или полтора назад читала исследование британцев. Их исследование доказывало неэффективность всей европейской системы образования. Сейчас много исследуют счастье. Британцы исследовали счастье и выявили 2 критерия: критерий здоровья и критерий качества взаимоотношений. Вся система образования же построена на конкуренции. «Быть лучше», выйти на работу - там «быть лучше». Все это результат системы жесткого оценивания, жесткого контроля. Мир конкуренции. То есть мы автоматически перечеркиваем знак равенства между здоровьем и отношениями. Конкуренция предполагает работу 24 часа, идя по головам, разрушая все отношения, пока я не приду к концу собственной жизни и не задам себе вопрос: «А с чем я пришел? У меня не осталось ни друзей, ни семьи (то ли не создал, то ли она не сильно хочет со мной таким хорошим общаться)». В книге «Монах, который продал свою феррари» показали систему жесткой конкуренции в бизнесе. Система образования на этом же: надо быть отличником. Кому надо? Зачем? Надо быть не отличником, надо понимать, надо знать.

- Вот это закладывание основ мировосприятия на конкурентной основе делает наше общество, мир таким какой он есть сегодня…

- Фины первые по критериям счастья. Их система образования, как они это рассказывают – безоценочная. Она идет от ребенка, от интереса, от познания мира, от нормальных здоровых отношений. Когда дети ставят себе цели на четверть, на семестр, они ставят свои личные цели, это не цели учителя. Это может быть цель – найти друга. Она никак не связана с материалом, который проходится. Педагог помогает сформулировать, увидеть ее и идти к реализации. Весь мир говорит о том, что нам нужны навыки софт скилс – мягкие навыки, не жесткие профессиональные, а навыки взаимодействия, весь мир говорит, что IQ – это хорошо, но успешность определяет не он, а эмоциональный - EQ. Когда я понимаю свои эмоции, эмоции других, что происходит со мной, что происходит с другими - я адекватно реагирую, значит адекватно взаимодействую.

- Вы знаете что-то о реформе образования, кажется этим Греф занимается?

- На счет Грефа не знаю, знаю, что у СБЕРБАНКА есть много интересных инициатив, но я не скажу, что это прям совсем реформирование образования. Мы очень долго шли к Болонскому процессу. Все чаще слышится о том, что надо бы все равно вводить профильный экзамен. Для того чтобы просто посидеть и поговорить, и понять. Все чаще говорят, что в советской школе было очень много хорошего, что была хорошая методическая служба, а мы ее разрушили, хорошо бы возродить…

Болонский процесс – это вхождение российского образования в системы Высшего образования стран Европы для того чтобы с нашими дипломами можно было ехать и работать в любой стране мира. Раньше советский диплом нужно было подтвердить.

- Решение принималось на уровне законодательства?

- Да, это были новые стандарты. Поменялись стандарты школы, появилось дошкольное образование, чего никогда не было. Но дело в том, что у нас документы не читают, у нас их слушают в пересказе. Вышел закон об образовании, там 800 страниц текста. Его не читают. Вышел стандарт дошкольного образования, там страниц гораздо меньше. Это серьезный документ, коллективная работа авторов, команды психологов под руководством Александра Григорьевича Осмолова – серьезного известного человека в области психологии. Дальше этот документ должны реализовывать педагоги. Это основной документ для детского сада. Они не только его не читают, нет осознанности в каких-то позициях. Я все время слышу: «а нам сказали вот так! Так сказано в стандарте». Я говорю: «стоп, покажите мне, где это сказано, покажите строчку. Покажите мне ту чушь, которую вы говорите в стандарте». Или читают и ничего не понимают. Это же не художественная литература, не бульварный роман. Людей нужно научить читать документы, тем более нормативные документы.

- В новых реалиях появились новые условия – дистанционное обучение. Что происходит в этом контексте?

- Между родителем и ребенком нет дистанции, и претензий у них друг к другу больше. Когда я учу чужого ребенка, я всегда держу себя на контроле, я не могу ни накричать, ни дать подзатыльник (ведь родители разные бывают). Сегодня родители оказались с функцией учителей, но они не знают методики. «Я-то помню, что два умножить на два равно четыре, но как тебе объяснить я не знаю». Возникла массовая истерия. Своих всегда сложнее учить. Ожидания у родителей завышены. Родитель хочет, чтобы он один раз объяснил – ребенок понял. Учитель знает, что может раз 10 нужно объяснить, по-разному объяснить. Тема может быть понята мгновенно и всеми, а может быть я эту тему буду доносить весь урок, а может быть и второй урок, и может быть не все поймут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: