Как воспитание отдельного человека влияет на развитие социума?




Демокрит утверждал, что воспитание перестраивает человека. «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа». Афиняне считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Они стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека. Богатые рабовладельцы отдавали своих детей в гимназии, где они получали знания в области философии, литературы, политики.

Платон в своих трактатах «Государство и «Законы» излагает свою систему взглядов на воспитательный процесс. Совершенное государство Платона основывается на разделении свободных граждан на 4 профессиональных разряда: землевладельцы, ремесленники, воины и философы. Платон считал, что наука «будит душу пользоваться мышлением для истины», а воспитание – формирование в детях нравственности и добродетели.

Я встретилась с преподавателем Московского педагогического государственного университета, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольной педагогики Татьяной Кротовой и узнала о том, что происходит в мире педагогики сегодня.

Татьяна: Мы рассматриваем педагогику в 3х аспектах: 1. Наука, 2. Искусство, 3. Практика. Наука - потому что отвечает всем критериям науки - есть объект, есть предмет, есть научный аппарат, есть методы научного исследования, есть инструменты. Нельзя быть закоснелым теоретиком не взаимодействуя с ребенком или со взрослым, которому преподают. Педагогика исходит из практики. И она в практику вливается как инь в ян. Искусство- потому что нельзя взять инструмент и применить его. Мы берем математику, ее метод, применяем и он работает. Берем педагогику, применяем метод и он не работает! Дело в том, что субъект – это человек – ребенок, взрослый. Здесь невозможно не быть творцом.

Очень давно ведутся разговоры о закрытии педагогических университетов. Смотрите: есть физик, великолепный физик, физик – исследователь, грамотный физик все знающий по физике, но он не сможет преподавать. Педагогика – это искусство довести до человека знания так, чтобы он понял, осознал и в идеале стал учителем. Каждый хороший учитель мечтает о том, что ученик его продолжит, превзойдет. А сейчас предлагают, чтоб химик преподавал химию, физик физику, филолог – литературу. «Он же знает!». Но он не знает как научить этому!

-То есть педагогика изучает способы преподавания?

-В том числе. Мы изучаем методы, приемы, технологии. Ищем способы донести до каждого ребенка знания. Есть ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности), есть ребенок с интеллектуальной отсталостью (проблемы в когнитивной сфере), есть одаренный ребенок, который опережает развитие. Нет необучаемых детей, есть плохие педагоги. Нужно найти золотой ключик к этой дверце – маленькому ребенку. Все то же самое с взрослым. Взрослый идет учиться осознанно. Он идет не, потому что мама сказала, папа сказал, надо. Он идет, потому что хочет. А когда он приходит, и его ожидания разбиваются о существующие реалии - наступает разочарование. Взрослые относятся к обучению очень трепетно. Мы много обмениваемся опытом с коллегами за рубежом. И мы сходимся в такой позиции: «Все зависит от фигуры педагога». Одна из наших задач – объединить науку и практику, сделать так, чтобы не писались тома для библиотек, не писались не читаемые учебники, не проводились исследования ради исследования, чтобы все было внедрено в практику и шло из запросов практики. Сейчас мы ушли на дистант. И вопросов стало намного больше. Нет инструментов. Давным давно не проводились исследования о том как информационные технологии влияют на ребенка. Последний раз такие исследования проводились 25-30 лет назад. Нет нормативов. Задача педагогики – научить преподавать, с другой стороны найти новые инструменты, всегда видеть ребенка.

- Может ли педагог не знать, что он «плохой» педагог?

-Хороший вопрос. Есть такой термин «рефлексия» - это означает смотреть на себя в зеркало. Что я сделала, и что у меня получилось, или не получилось. Я думаю, если есть хороший физик, химик, который преподает, он задается вопросом: «каков результат?»

- Как Вы считаете, зачем люди идут преподавать. Желание служить другим?

- Это вопрос о нравственной ответственности, нравственном подвиге учителя. Когда то учитель писался с большой буквы. Это советская школа. Учитель – это всегда уважаемый человек, который знает чуточку больше и может поделиться знаниями. Очень много людей, которые пришли в педагогику из разных областей. Например, есть женщина инженер – чертежник. Она была хорошим специалистом, но когда она пришла в детский сад, стало понятно, что это ее место. Это настолько потрясающий специалист, настолько творческий, про таких говорят:«От Бога».

 

Школа более жесткая и чуточку каноническая, если брать детский сад – там жестко себя вести сложно. Мы воспитывались в советском детском саду, конечно, был порядок, строгость, все по полочкам, но отношения там иные. Для школьника учитель – это носитель информации. Чем старше мы становимся, тем привычнее это воспринимаем. Если даже предмет не нравится, я буду ходить, учить, мне не обязательно испытывать к учителю теплые чувства. Дошкольник не может. Если ему не нравится педагог, он не будет общаться. А в ВУЗе вообще свободно.

- Если мы оглянемся и посмотрим на историю, то мы увидим, что секли даже дворянских детей. Есть ли какие-то подходы в обучении, которые могут это объяснить?

- Долгое время был авторитарный подход, он был некой нормой. У нас есть типы знания: - осознаваемое знание – я точно знаю то, что я знаю, - неосознаваемое – отвечает подкорка: как мы двигаемся, как едим, как поднести ко рту чашку. То же самое с незнанием: есть осознаваемое незнание, например я не знаю что такое фрактал, я знаю, но допустим, я не знаю, или Вы можете сказать какое-нибудь слово из йоги, и я это услышу впервые, для меня это будет набор звуков. Мы все время проясняем осознаваемое незнание. Реакция «бей или беги» - это работа лимбической системы, это древний мозг. Мы можем сформировать рефлексы, но сформировать глубину познания, понимание и осознанность можно только когда задействована кора, когда включается осознанность. Если я кричу на ребенка, у ребенка срабатывает стопор. Мозг отключается, включаются защитные реакции. Каким образом можно что-то познавать? Несколько лет назад, когда только начали раскручивать ЕГЭ у меня была встреча с одним директором. Человек не управленец чистой воды, не менеджер, а человек, относящийся к работе с душой, живущий школой. Она поделилась со мной своей дилеммой. У нее есть педагог, который натаскивает на ЕГЭ по принципу «стимул-реакция». Буквально закрывает дверь, никуда не выпускает и натаскивает на ЕГЭ. Дети ЕГЭ сдают на очень хорошие баллы. А ЕГЭ это статус и престиж школы. И у нее есть другой педагог, который отправляется с ними на экскурсии, делает квэсты, проводит какие-то мероприятия и дети живут этой историей. Они может быть автоматически и не ответят на какой-нибудь вопрос ЕГЭ, но мне как преподавателю ВУЗа нужен второй тип. Потому что те, кто механически зазубрил через полгода не вспомнят ничего, более того они не поймут. И если человек ошибается – это замечательно, потому что он учится. Кто не ошибается, тот не обучается. Есть стобалльник, который глубинно понимает предмет, и есть стобалльник который просто его механически зазубрил и при этом еще и ненавидит эту дисциплину. Это насилие. Этим методом мы получим замечательные винтики, которые будут «фурычить», будут прекрасно вертеться в этой шестереночке, но мы застрянем на этой шестереночке на века и тысячелетия.

- Насколько этот вариант распространенный?

- Я думаю мы от него отходим. Очень хороший показатель Альберт Энштейн был двоечником. Он мыслил иначе, а учитель это «иначе» не мог понять, не мог услышать. Педагоги разные: «Я вроде вас учу, будьте любезны слушаться и не смейте тут выходить с тем, что знаете больше, чем знаю я». Хотя хороший педагог порадуется, когда ученик знает больше. Нет ничего зазорного в том, чтобы сказать, что сейчас я не могу ответить, мне нужно посмотреть, подумать, и я потом дам ответ.

- Насколько дети способны в своем возрасте хотеть учиться. Считается, что лучшее время учиться – это детство.

- В детстве все легко формируется, но очень трудно разрушается. Это из серии лучше сделать хорошо, чем сделать абы как, а потом исправлять. Насколько ребенок хочет учиться? Ему все интересно, у него есть интерес ко всему. Люди же выгорают, замыкаются на какой-то бытовой проблеме, сидят внутри этой проблемы и вроде бы надо что-то почитать, куда-нибудь сходить… Как говорит Т. В. Черниговская: «мозгу постоянно нужно питание, это тот орган который постоянно развивается, его нужно кормить». Но кормить можно фастфудом, а можно есть фуагра. И выбор за каждым человеком. Большинство погрязает в том, что едят что-то низкокачественное, но это не будет давать развитие.

- Но ведь детей просто беспокоят этой учебой, отрывают их от детства!

- Человек рождается, у него есть ориентировочный рефлекс, который называется «что такое», он есть у всех, это рефлекс для выживания. Ребенок интересуется всем. По сути, ему надо дать попробовать все, если он хочет. Мы же начинаем бить по рукам. Либо у нас есть своя позиция «как он должен развиваться» и точно к скольким годам стать совладельцем крупной компании, или выдающимся врачом, или балериной, либо есть какая-то программа, которую не реализовал я, либо нужно отвести куда престижно. У нас учился человек с физико-математическим складом ума. Интересная девушка параллельно с поступлением к нам поступила в Бауманскую. Мама ей сказала, что математика - это не профессия для женщины. И она заканчивала факультет для мамы. Мы все время дергаем своих детей. Нам кажется: «а вдруг это опасно?». Я сама тревожная мама. Но я понимаю, что постоянно ставлю преграды и барьеры.

- Но ребенок нуждается в защите. Все млекопитающие очень долго опекают своих детенышей.

- Защита это одно, а жизнь в стеклянной банке это другое. Весь мир где-то, а ребенок сидит в банке. В результате либо ребенок протестует, либо смиряется. А если смиряется, то уже на всю оставшуюся жизнь. Получается такой инертной рохлей. Или человек резко все меняет, всю систему ценностей. В педагогике замечательно «вести за руку», не на руках, не тащить на аркане, а помогать ввести в этот мир. А потом отпустить. И пусть идет сам. Как маленькие дети, они же сначала крепко держаться, а потом попробуйте повзрослевшего ребенка держать за руку. Он скажет: «мама, не надо!».

- А что Вы думаете о Макаренко?

- Как для всех людей Пушкин, так для педагогов Макаренко. Антон Семенович, как говорят исследователи, исключительно харизматичная личность. Это человек, который понимал, куда он идет и зачем он туда идет. Его система работала у него. Повторить то, что он делал было очень сложно. Его авторитет, его яркая личность сделала эту систему.

- Речь о советской системе образования?

- Система трудового воспитания, изменение системы ценностей у людей, поведения. В педагогике много систем, когда определяющую роль играет личность. Та же Вальдорфская педагогика. Это начало 20 века, Австро-Венгрия. Это очень яркая личность, очень нетипичная, которая создала свою педагогическую систему. В Европе очень много Вальдорфских садов, школ. Есть некая логика развития, если человек не усваивает какую-нибудь дисциплину – нужно создать условия, чтобы его мозг «созрел». Если мы возьмем советские и детский сад, и школу, то там была система. Чем мы отличались от всего мира – тем, что у нас была система. Каждый последующий кирпичик кладется на прочный предыдущий. Человек понимает откуда растут ноги, то есть есть причино-следственные связи. Человеку легко развиваться, у него широкий кругозор. Минус советской системы в том, что она не видела каждого ребенка.

Ты к 7 годам должен считать до 10? Вот и считай до 10! Не можешь – научим, не хочешь – заставим. Считаешь больше – не вылезай, ты должен до 10 считать! Человека там не видели.

На мой взгляд единственное в чем нас глобально превзошел Запад – это умение видеть отдельного ребенка, уникального ребенка. Не «детей», а ребенка! Нам рассказывали учителя: есть сосуд, есть содержимое, мы туда его заложили, а какова форма сосуда уже никого особо не интересует, нам надо туда заложить, мы заложили! Современный же подход – личностно – ориентированный. Каждый сосуд предназначен под разное. Это не учитывалось в советской системе. Если мы возьмем советскую систему плюс увидеть личность ребенка мы получаем систему, которую никто не переплюнет, систему, которая даст прорыв везде и всюду.

- Давайте вернемся к подходам

- Есть авторитарный, о котором мы говорили, личностно-ориентированный и либеральный или как иногда говорят попустительский или либерально-попустительский. Последний - это когда «развиваешься ну и развивайся, главное меня не трогай». Авторитарный из серии «делай как я» и «пункт первый – командир всегда прав, пункт второй, если командир не прав, смотри пункт первый». Первый и третий малоэффективны. Ребенок либо закроется, либо начнет протестовать, либо станет неуправляемым. И только золотая середина эффективна, когда есть и личность педагога, и личность ребенка. Мне очень нравится идеи Франсуаза Дальто, которая говорила, что ребенок и взрослый равны. У взрослого больше опыта, он больше прожил. В чем же они равны? Они равны в силе своих эмоций. Они радуются одинаково, грустят одинаково, им больно одинаково.

- Что изучает педагогика?

- И содержание, и методы, и подходы, и принципы. Если раздробить педагогику на составные части, то мы получим историю педагогики, общую педагогику(задачи, методы, что такое образование, что такое воспитание, что такое обучение и пр.), есть специальная коррекционная педагогика – это то как обучать детей с проблемами в развитии, есть сравнительная педагогика, где мы сравниваем образовательные модели разных стран. В Японии, например, совершенно другая система образования, в Индии тоже отличная от нас система. Есть частные методики: методика обучения математики, методика развития речи. Есть отрасли, которые занимаются профессиональной педагогикой – как обучать взрослого человека, есть геронтопедагогика – программа «Московское долголетие» ее пример - как обучать пожилых людей, есть педагогика по возрастам: ранний до 3 лет, дошкольный до 7, младшешкольный и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: