Утверждаю
Проректор по УР
________ И.Г. Газизов
«___»_________ 200__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Товароведение упаковочных материалов и тары для продовольственных товаров»
Для специальности 080401.65 (351100) «Товароведение и экспертиза товаров»
Срок обучения – 5 лет
Обучение Очное
Кафедра Товароведения, математических дисциплин и экономики
Курс 3
Семестр 6 семестр
Лекции 32 часа
Практические работы 16 часов
Самостоятельная работа 52 часа
В том числе:
Всего часов 100 часов
Экзамен 6 семестр
Набережные Челны
Рабочая программа составлена на основании типовой Примерной программы дисциплины «Товароведение упаковочных материалов и тары для продовольственных товаров» (Министерство образования РФ, Москва, 2001 г.) для специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры товароведения, математических дисциплин и экономики «_____»____________200__ г.
Заведующий кафедрой ____________________ Г.К. Карнач
Рабочая программа согласована:
Заведующий выпускающей кафедрой_____________ _______________
Декан факультета технологического менеджмента__________О.Б. Компаниец
«_____»____________200__ г.
Начальник УМО ___________________С.К. Арсланова
«_____»____________200__ г.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Формирование у студентов знаний по основам товароведения, характеристике основных свойств упаковочных материалов, видам тары и планированию упаковки для пищевых продуктов.
Задачи курса
- знакомство с терминами и понятиями упаковочного дела, классификацией тары, основными функциями упаковки и маркировки;
- изучить барьерные и другие свойства упаковочных материалов и виды потребительской тары для пищевых продуктов;
- охарактеризовать упаковочные материалы для транспортной тары, виды транспортной тары; правила обращения с продукцией в таре из различных материалов, правила обращения, хранения, и возврата транспортной тары;
- знакомство с требованиями маркетинга к упаковке, с основами планирования упаковки, с требованиями экологии к упаковке.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Товароведение упаковочных материалов и тары для продовольственных товаров» базируется на знаниях курсов физики, химии, микробиологии, теории товароведения, биохимии, научных основ хранения и транспортирования продовольственных товаров.
Требования к уровню усвоения содержания курса
После изучения курса студент должен знать:
- основы терминологии упаковочного дела, требования к упаковке логистики, маркетинга, экологии, санитарно-гигиенические требования и другие;
- свойства упаковочных материалов и потребительской тары из них, их влияние в зависимости от способа упаковывания на интенсивность химических, физических, биохимических и микробиологических процессов в пищевых продуктах;
- виды и типы транспортной тары, меры по сохранению тары, правила обращения, хранения и возврата транспортной тары, требования к качеству возвратной тары.
Студент должен уметь:
- определять вид тары и основных упаковочных материалов;
- использовать термины и понятия упаковочного дела в соответствии с требованиями стандартов;
- определять соответствие маркировки пищевых продуктов требованиям, предъявляемым к информации для потребителей;
- читать условные знаки потребительской и транспортной маркировки;
- прогнозировать примерные сроки хранения пищевых продуктов в зависимости от упаковочного материала, способа упаковывания и свойств пищевого продукта;
- определять дефекты возвратной стеклянной тары, ее типы и типы венчиков горловины;
- выбрать упаковочный материал для конкретных видов пищевых продуктов при их расфасовывании;
- определить категорию тканевых мешков из текстильных материалов, картонных и деревянных ящиков, деревянных бочек при их возврате.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Основы товароведения
Упаковка и маркировка товаров в системе товародвижения. Роль тары и упаковки в сокращении потерь потребительских товаров. Современное состояние и тенденции развития тароупаковочной отрасли.
Основные функции упаковки и маркировки: защита продукта от воздействия факторов внешней среды, идентификация и информационное обеспечение товара (указание сорта, описание потребительских свойств, назначения, способа употребления, условий хранения и др.). Новые функции упаковки и маркировки: активное воздействие на продукт и процесс его обработки, формирование потребительских предпочтений. Место упаковки и маркировки в комплексе маркетинга. Упаковка и маркировка товара как средства рекламы. Упаковка и маркировка в системе сертификации.
Современные требования, предъявляемые к таре и упаковке: способность сохранять товар длительное время, безопасность, надежность, привлекательный внешний вид, многофункциональность, способность к утилизации, широкий ассортимент. Основные причины повышения роли тары и упаковки в современной экономике: внедрение прогрессивных методов продажи, повышение уровня жизни населения, создание имиджа фирмы. Требования, предъявляемые к маркировке потребительских товаров.
Упаковка и маркировка: основы терминологии и классификации. Стандартизация как основа терминологии и классификации тары, упаковки и маркировки. Основные виды и категории стандартов на тару, упаковку и маркировку. Цели, задачи и принципы классификации тары и упаковки. Классификация тары по назначения, материалам изготовления, в зависимости от формы и конструктивных особенностей и др. Классификация тары в системе кодирования. Маркировка: транспортная и потребительская, фабричная и торговая.
Законодательство в области упаковки и маркировки потребительских товаров: отечественный опыт и опыт зарубежных стран.