Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Выручка - это сумма поступлений денежных средств и иного имущества и (или) дебиторской задолженности. Если сумма поступивших денежных средств меньше выручки, то она отражается в размере поступивших денежных средств и неоплаченной части дебиторской задолженности.
В бухгалтерском учете выручка отражается на счете 90 «Продажи». Согласно пункту 12 ПБУ 9/99, выручка признается при наличии следующих условий:
- организация имеет право получить эту выручку (такое право должно быть подтверждено конкретным договором или иным образом);
- сумма выручка может быть определена;
- есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
- право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком;
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
При не исполнении хотя бы одного из этих условий в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.
Не признаются доходами организации и не включаются в выручку следующие поступления от юридических и физических лиц:
- сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
|
- задатка;
- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Своевременное поступление выручки имеет важное значение в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление авансированных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.
От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях. Предприятия, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку. Независимо от форм собственности все предприятия, в том числе и с иностранными инвестициями, 25 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) обязаны продать на внутреннем валютном рынке Российской Федерации по биржевому курсу рубля.
Продаже не подлежат поступления в качестве взносов в уставный капитал, доходы, полученные от участия в капитале, поступления от размещения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, поступления в виде привлеченных кредитов, включая начисленные проценты, и поступления в виде пожертвований на благотворительные цели. Также не подлежат продаже средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке РФ.
|
На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:
в сфере производства: объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;
в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
не зависящие от деятельности предприятия: нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции - без экспортных тарифов).
Налог на добавленную стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет. Также торговые и сбытовые скидки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим продукцию предприятия-производителя. Экспортные тарифы уплачивают предприятия-экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, кожевенного и текстильного сырья, авиатехники, вооружения и другой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому не учитываются при определении выручки.
|
Величина выручки от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.
Выручка организации распределяется по следующим направлениям: на уплату в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизных сборов, возмещение авансированных оборотных средств в сумме плановой себестоимости продаж, образование прибыли от продаж.
Возмещение авансированных оборотных средств включает оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии выплату заработной платы в установленные сроки, возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов. Из выручки, кроме уплаты в бюджет косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин), производится выплата единого социального налога (отчислений во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования). Разница между выручкой от продаж, себестоимостью продаж, коммерческими и управленческими расходами составит прибыль от продаж организации.
Вопрос 5. Планирование себестоимости реализуемой продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим показателем работы предприятия. Величина себестоимости продукции выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.
Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе - смете затрат на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предприятия смета затрат составляется на год с поквартальной разбивкой. В условиях инфляции составляются квартальные сметы затрат на производство и реализацию продукции. Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию.
Совокупность затрат по элементам в соответствии с ПБУ-10/99 составляет общий объем затрат на производство продукции. Для определения производственной себестоимости из общей суммы затрат на производство прежде всего исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета, - стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т.п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение - увеличивает.
Для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде, рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму коммерческих и управленческих расходов. При планировании затрат на реализуемую продукцию следует учесть величину остатков нереализованной продукции, их рассчитывают по производственной себестоимости. Затраты на нее при использовании традиционного метода составят:
Срп = Со1 + Стп— Со2, (5)
где Срп - затраты на реализуемую продукцию по полной себестоимости на предстоящий период (год, квартал);
Со1 - фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода (года, квартала);
Стп - плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде (году, квартале), определяемая в смете затрат на производство и реализацию продукции;
Со2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода (года, квартала).
При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического (ожидаемого) наличия.
При определении остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. При годовом планировании используются данные IV квартала, при квартальном планировании - данные соответствующего квартала.
Норма запаса в днях, хоты бы ориентировочно, может быть рассчитана на каждом предприятии. По готовой продукции на складе норма в днях - это количество дней, в течение которых продукция находится на складе.
Так как выручка от продажи продукции планируется «по отгрузке», то затраты на реализуемую продукцию определяются с учетом изменения себестоимости остатков готовой продукции на начало и конец года только на складе, т.к. отгруженная продукция считается реализованной. Соответственно остатки, как на начало, так и на конец года будут включать только один элемент «готовую продукцию на складе».
Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от продажи продукции (доходов от обычных видов деятельности).
Вопрос 6. Планирование выручки от реализации продукции (объема продаж)
В зависимости от целей планирования выручку от продажи продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, так же как и затрат на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное планирование выручки необходимо для определения прибыли, оперативное - в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия.
Выручка может быть рассчитана двумя методами.
· Методом прямого поассортиментного счета.
· Исходя из выпуска товарной продукции в ценах реализации, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и на конец расчетного периода.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию:
Врп = О1 + ТП – О2, (6)
где Врп - планируемая сумма выручки от реализации продукции;
О1 - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2- остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все составные части расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого периода.
В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков непроданной продукции так же, как и при планировании затрат на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
Стоимость остатков непроданной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости этих остатков, т. е. исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, при квартальном - по данным соответствующего квартала.
При планировании выручки остатки нереализованной продукции на начало и конец года принимаются в расчет только по готовой продукции на складе. Отгруженная продукция считается реализованной, и, следовательно, оплаченной в ближайшее время. На случай не поступления платежей от потребителей предусматривается создание резерва по сомнительным долгам.
ТЕМА 6. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Вопрос 1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Реализация продукции потребителю и получение денежной выручки не приводит к получению прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сравнить выручку с затратами, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат.
Прибыль как важнейшая финансовая категория выполняет определенные функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.
При выполнении воспроизводственной функции прибыль выступает одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства и финансового обеспечения инвестиционной деятельности организации. Реализация стимулирующей функции заключается в направлении доли чистой прибыли на социальное развитие предприятия и материальное поощрение работающих. Контрольная функция выражается в том, что прибыль является важнейшим показателем, характеризующим финансовый результат хозяйственной деятельности организации.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, активов, всего авансированного капитала и каждой акции.
На изменение прибыли оказывают влияние две группы факторов: внутренние и внешние. К внешним факторам относятся:
- природные, транспортные и социально-экономические условия;
- уровень развития внешнеэкономических связей;
- конъюнктура рынка;
- уровень цен на материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы.
К внутренним факторам относятся:
- основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);
- не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции).
К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия - прибыль до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от прочих поступлений (операционных и внереализационных доходов и расходов).
Основными показателями прибыли организации являются:
· валовая прибыль;
· прибыль от продаж;
· прибыль (убыток) до налогообложения;
· чистая прибыль.
Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов, аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг).
Финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж определяется как разница между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью товаров, коммерческими и управленческими расходами. К коммерческим расходам относятся расходы по сбыту продукции, включающие:
- расходы на транспортировку продукции и ее хранение;
- расходы на погрузочно-разгрузочные работы;
- комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям;
- расходы на рекламу продукции (работ, услуг);
- представительские расходы;
- другие расходы, связанные со сбытом продукции.
К управленческим расходам относятся общехозяйственные расходы предприятия. Например, амортизационные отчисления, и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, заработная плата управленческого персонала, оплата информационных, консультационных аудиторских услуг и т. п.
Прибыль (убыток) до налогообложения характеризует финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации за отчетный период. Он определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж, процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих доходов, уменьшенная на величину процентов к уплате, прочих расходов.
Проценты к получению и проценты к уплате включают:
- проценты, причитающиеся к получению (уплате) по депозитам, облигациям и т.п.;
- проценты, получаемые от банков (уплачиваемые банкам).
К доходам от участия в других организациях относятся:
- поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- доходы, полученные организацией от участия в совместной деятельности.
В составе прочих операционных доходов (расходов) отражаются:
- поступления (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
- поступления (расходы) по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- поступления (расходы) от продажи, выбытия и прочего списания основных средств, материалов, дебиторской задолженности и т. д.
-доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- прочие операционные доходы (расходы).
Внереализационными доходами (расходами) организации являются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления (возмещение) убытков; причиненных организации (организацией)
- прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки (уценки) активов (за исключением внеоборотных активов);
- прочие доходы (расходы).
Сумма чистой прибыли (убытка), полученной предприятием за отчетный период, рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и текущим налогом на прибыль. Текущий налог на прибыль определяется исходя из условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, исчисленного на основе бухгалтерской прибыли скорректированного на сумму постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Постоянное налоговое обязательство возникает, когда организация несет расходы или получает доходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не включаются в расчет налога на прибыль. Отложенные налоговые активы и обязательства появляются, если доходы или расходы органиации в налоговом и бухгатерском учете признаются в разных периодах. В этом случае возникают временные разницы с которых исчисляется налог на прибыль.
В соответствии с ПБУ 18/ 02 постоянные налоговые обязательства определяются как произведение постоянных разниц на ставку налога на прибыль, Отложенные налоговые активы (отложенные налоговые обязательства) - умножением вычитаемых временных разниц (налогооблагаемых временных разниц), возникающих в отчетном периоде, на ставку неалога на прибыль.
Вопрос 2. Планирование прибыли методом прямого счета
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей и оптимальных взаимоотношений с бюджетом. В условиях инфляции в основном практикуется составление оперативных (квартальных) планов прибыли. Планирование прибыли может осуществляться различными методами: прямого счета, аналитическим, нормативным, комплексным. Прибыль до налогообложения планируется раздельно по видам деятельности предприятия (валовая прибыль и прибыль по прочим поступлениям).
Основным объектом планирования является валовая прибыль. Основой для ее расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и договорах.
Прибыль методом прямого счета определяется по всему ассортименту продукции (или по укрупненным группам) посредством исключения из суммы выручки от продажи товаров (продукции) ее полной себестоимости по формуле:
Пп = Вп - Сп, (7)
где Пп - планируемая валовая прибыль;
Вп - планируемая выручка от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
Сп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в предстоящем периоде. Валовая прибыль организации рассчитывается путем суммирования прибыли по всем ассортиментным позициям и прибыли в остатках готовой продукции, не проданных на начало планируемого периода.
В организациях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции для планирования прибыли применяется укрупненный метод прямого счета.
Исходя из того, что объем продаж предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков не проданной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в планируемом периоде без остатков готовой продукции, которые не будут проданы в конце этого периода, то расчет плановой суммы валовой прибыли этим методом примет вид:
Пв = По1 + Птп - По2, (8)
где Пв - валовая прибыль в планируемом периоде;
По1 - прибыль в остатках продукции, не проданной на начало планируемого периода;
Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет продана в конце планируемого периода.
Прибыль по товарному выпуску планируется как разница между его стоимостью в отпускных ценах без НДС, акцизов и полной себестоимостью, определяемой на основе сметы затрат на производство и продажу продукции. Прибыль в остатках не проданной продукции на начало и конец года рассчитывается в виде разницы между стоимостью этих остатков в отпускных ценах и по производственной себестоимости.
Прибыль от продаж определяется исключением из валовой прибыли плановых сумм коммерческих и управленческих расходов. Для расчета прибыли до налогообложения необходимо прибыль от продаж увеличить на прибыль от прочих поступлений, рассчитываемой как разница между прочими доходами и прочими расходами.
Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность. Недостаток метода – громоздкость расчета при большом ассортименте продукции и невозможность учета факторов, действующих на прибыль в планируемом периоде.
Метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Вопрос 3. Планирование прибыли аналитическим методом
Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий период (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся объем реализации, уровень себестоимости, цен, налоговых ставок, средней рентабельности предприятия, складывающейся в результате изменения удельных весов отдельных видов реализуемой продукции.
В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов кроме рассматриваемого. Так, при анализе воздействия на размер прибыли изменения объема производства предполагается, что себестоимость продукции, отпускная цена, средняя рентабельность и другие факторы остаются на уровне прошлого года. Определение плановой прибыли осуществляется поэтапно.
При поквартальном планировании прибыли за базу можно брать данные за текущий квартал.
Расчет прибыли ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Для сопоставимости себестоимости планового и текущего периодов производится перерасчет всей сравнимой товарной продукции планируемого периода по себестоимости отчетного периода, исходя из предусмотренного процента ее изменения.
Прибыль по сравнимой продукции рассчитывается на объем товарной продукции планируемого периода, по себестоимости базисного периода с помощью базовой рентабельности, определяемой по формуле:
Рб = (По: Стп) * 100 %, (9)
где Рб - уровень базовой рентабельности, %;
По - ожидаемая прибыль базисного периода, скорректированная на изменение цен и ставок НДС;
Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного периода.
Если новые цены и ставки НДС вводились в течение года или будут введены в плановом периоде, то расчет прибыли производится с начала периода по фактическому выпуску продукции в новых ценах и фактической себестоимости. Прибыль планируемого года по сравнимой продукции (Пс) составит:
Пс = ТПс * Рб / 100, (10)
где ТПс - объем товарной продукции в планируемом году по себестоимости базового периода;
Рб - уровень базовой рентабельности, %.
В этом расчете учтено влияние одного фактора - объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:
1. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году. Изменение прибыли за счет планируемых экономии от снижения себестоимости или ее удорожания исчисляется умножением выпуска сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода на принятый процент ее изменения либо сопоставлением сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода с себестоимостью планируемого периода.
2. Определяется влияние изменения ассортимента и качества продукции.
Влияние ассортиментных сдвигов на планируемую прибыль определяется как произведение разности в коэффициентах рентабельности группы изделий планового и отчетного периодов на себестоимость сравнимой товарной продукции планируемого периода по себестоимости отчетного периода. Средний уровень (коэффициент) рентабельности отчетного и планового периодов рассчитывается как средневзвешенный, исходя из удельного веса каждого изделия в выпуске и его рентабельности.
3. Влияние изменения качества продукции на размер прибыли по плану исчисляется умножением объема сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода на разность коэффициентов сортности планового и отчетного периодов. Средний уровень (коэффициент) сортности соответствующего периода рассчитывается как средневзвешенный исходя из доли каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношения между ценами на отдельные сорта.
4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Влияние изменения действующих цен на плановую прибыль определяется исходя из объема продукции, на которую снижены или повышены цены, среднего процента их отклонения с учетом корректировки прибыли, полученный за счет данного фактора, на время оплаты счетов, выписанных по новым ценам. Аналогично исчисляется влияние на прибыль и изменение ставок НДС.
Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования.
Для определения валовой прибыли следует учесть прибыль по несравнимой продукции и изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и на конец планируемого периода. Прибыль по несравнимой продукции определяется методом прямого счета исходя из договорных цен на нее и плановой себестоимости или путем умножения выпуска несравнимой продукции по плановой себестоимости на установленный процент рентабельности. Прибыль до налогообложения будет включать прибыль от продаж и прибыль от прочих поступлений (суммы доходов от операционных и внереализационных операций за минусом расходов по этим операциям).
Аналитический метод планирования прибыли позволяет также учесть влияние на прибыль факторов инфляции, прогнозируемых на предприятии по четырем направлениям:
· изменение цен на реализуемую продукцию;
· изменение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;
· изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке;
· изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.
Предполагаемые индексы инфляции на планируемый период предприятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции и затрат.
Разновидностью аналитического метода является расчет прибыли на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, который производится по следующей формуле:
Птп = ТП * Пк / 100, (11)
где Птп - плановая прибыль от выпуска товарной продукции;
ТП - выпуск товарной продукции в планируемом году;
Пк - прибыль в копейках на 1 руб. товарной продукции.
Для исчисления общей суммы прибыли (прибыли до налогообложения) в планируемом периоде следует учесть прибыль на входные и выходные остатки товарной продукции, а также результат от операционных и внереализационных операций. Достоинство метода состоит в его нетрудоемкости, применим для исчисления размера прибыли при разработке перспективных планов организаций.
Вопрос 4. Планирование прибыли нормативным и комплексным методами
Нормативным методом размер прибыли в планируемом периоде определяется на основе единого процента рентабельности на весь объем продаж. Например, в организации себестоимость продаваемой продукции в плановом периоде определена в 900 тыс. руб. при ее рентабельности в 28 %. При этом прибыль составит 252 тыс. руб. (900 х 28: 100).
Нормативный метод применяется при планировании прибыли геологоразведочных и подрядных строительных организаций на стройках, ведущихся хозяйственным способом, где прибыль рассчитывается в твердо установленном проценте от объема строительно-монтажных работ или суммы прямых и накладных расходов на планируемый период.
Комплексный метод (метод совмещенных расчетов) представляет собой сочетание в единой форме метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода. При его использовании планирование прибыли предприятием по входным и выходным остаткам непроданной продукции может производиться методом прямого счета. Исчисление прибыли по товарному выпуску - посредством использования аналитического метода (на основе процента базовой рентабельности, включая влияние важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде). Метод применим в организациях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции.
Вопрос 5. Формирование, распределение и использование прибыли
Различные стороны производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Их формирование представлено в Отчете о прибылях и убытках организации. Финансовый результат от всех видов деятельности организаций выражается показателем прибыли (убытка) до налогообложения, включающего прибыль от основной деятельности и прочих поступлений. Он представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж, процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов, внереализационных доходов, уменьшенную на величину процентов к уплате, прочих операционных расходов, внереализационных расходов.
Объектом распределения является прибыль до налогообложения. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Система распределения прибыли представляет одну из форм планомерного распределения чистого дохода организаций. Посредством этой системы должны обеспечиваться оптимальные соотношения между частью прибыли, поступающей в государственный бюджет, и той ее частью, которая остается в распоряжении предприятий. Распределение прибыли должно способствовать решению следующих задач:
· укреплению доходной базы государственного бюджета;
· обеспечению хозяйственной самостоятельности предприятий;
· обеспечению социально-экономического развития предприятий.
С 1992 года в Российской Федерации действует система распределения прибыли, основанная на налоговом методе платежей в бюджет.