С применением орнаментов.




Ритм. Виды ритма. Орнамент. Выполнение эскизов костюмов

Ритм — в переводе с греческого — соразмерность, строй­ность, такт.

Ритм — это существующее в природе явление закономерного повторе­ния или чередования соизмеримых элементов во времени или пространстве. Ритм проявля­ется в природе во всем. Мы можем наблюдать его в дыхании живых организмов, биении сердца, строении крис­таллов, в движении времени, смене дня и ночи, времен года, приливов и отливов, в движении волн и т. д.

Ритмический строй произведений искусства также отражает объективно существующий в природе ритм. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусст­ве ритм является важным средством создания композиции художественного произведения, достижения согласованнос­ти его элементов, красоты и гармонии, выразительности образа, четкости его восприятия. С помощью того или ино­го ритмического строя придается различная эмоциональная окраска художественному произведению, достигается опре­деленное эмоциональное воздействие.

В прикладном искусстве на определенном ритме строят орнаменты вышивок, рисунки на тканях.

В композиции кос­тюма ритм является одним из средств связи в единое целое всех частей формы.

Здесь закономерность ритмического по­строения может проявляться:

  • в линиях силуэта,
  • в элементах конструкции,
  • в декоративных элементах,
  • в цветовом сочетании.

С помощью ритма художник - модельер усиливает звучание главно­го — идеи. В пределах формы костюма правильное решение ритма помогает охватить взглядом всю композицию в целом. Бла­годаря ритму глаз подсознательно соединяет точки в про­странстве.

Самым простым проявлением ритма является повторе­ние одного и того же элемента или равных по величине эле­ментов через равные промежутки. Это простой равномер­ный ритм. В зависимости от композиционной разработки он может выражаться по-разному:

  • в повторяемости форм или элементов с нулевыми интервалами или без интервалов;
  • в повторяемости форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.

Фото 1 Фото 2

Простой пример проявления равномерного ритма без интервалов можно наблюдать в чередовании простых складок, а также мелких скла­док по типу "плиссе" или "гофре" на юбке (см. фото 1). Здесь простой рав­номерный ритм построен по вертикали. То же построение рит­мической организации, но уже по горизонтали, показано на фото 2. В модели платья рав­номерно чередуются воланы одного и того же размера.

 

Фото 3Фото 4

Такой же простой равномерный ритм выражают фесто­ны, образованные кружевом, оформляющим низ модели, изображенной на фото 3.

Ритм проявляется в расположении пуговиц или навесных пе­тель (см. фото 4).

 

Фото 5

Пример простого равномерного чередования элементов с интерва­лом показан на фото 5. Воланы на платье расположены в простом равномерном ритме, но в ином построении — не вплотную один к другому, а с промежутками — интервала­ми, равномерно чередующимися с элементами основной формы.

Рассмотренные выше при­меры иллюстрируют такую особенность: равные по величине или тождественные элементы, следующие один за другим через рав­ные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд. Такой вид ритма относится к самым простым его проявлениям в композиции одежды, его исполь­зование требует особого чувства меры, так как он очень часто приводит к ощущению однообразия и моно­тонности.

 

Использование в ритмической организации только одно­го размера — явление редкое. Чаще можно видеть ­ритмическое сочетание элементов различных размеров. Нарастание или убывание величины самого элемента или промежутка между элементами характеризует пропорцио­нально-последовательный ритм. Этот ритм проявляется в ритмических рядах с постепенным пропорциональным на­растанием или уменьшением элементов или интервалов.

Фото 6

Так, на фото 6, а изображена модель платья с боковыми воланами. При построении этой модели видно пропорцио­нальное увеличение элементов композиции по направлению к низу изделия (от меньшего размера к большему). Каждая после­дующая декоративная деталь больше предыдущей, одно­временно увеличивается интервал расположения. В модели платья, расположенной рядом, прослеживается нарастание интервалов между декоративными элементами с одновременным увеличением их периметра на поверхности изделия.

Фото 7

А на фото 7 пропорционально-последовательный ритм проявляет­ся в построении частей юбки - каждая из последующих частей увеличивается по размеру с одновременным увеличением размера клетки на ткани.

Та же закономерность пропорционального нарастания или уменьшения элементов или интервалов может проявляться и в иной ритмической организации — прогрессивном ритми­ческом ряду. Прогрессивный ритмический ряд основывается на зако­номерностях арифметической или геометрической прогрес­сии.

Элементы костюма могут подвергаться ритмичес­кой организации: в вертикальном (фото 8),

горизонтальном (фото 9 ),

спираль­ном (фото 10),

лучевом (фото 11),

радиальном (фото 12)

комбинированном направлениях (фото 13).

Фото 8Фото 9Фото 10

Фото 11Фото 12Фото 13

Ритмичности построения можно достичь, используя раз­личные элементы симметрии:

  • ось вращения,
  • зеркальную плоскость,
  • переносы по прямолинейным и криволинейным осям и т. д.

Но в отличие от симметрии, являющейся част­ным случаем ритма, ритмическое построение не требует абсолютной одинаковости повторяемых мотивов.

Осевая ритмика проявляется в расположении карманов, манжет или клапанов. К осевой метрике можно отнести и порядок распределения отделочных швов, декора, цвета, фактурных вкраплений. Так, карманы, как правило, располагаются на одинаковом расстоянии от осе­вой линии корпуса. То же самое расположение и у верти­кальных швов.

Ритмика цвета — активное средство композиции костю­ма в создании художественно-образного содержания. Ис­пользование всех граней этого средства -ответствен­ная задача. И роль художника-модельера заключается в том, чтобы заставить верно работать цвет как средство композиции. Это касается как ритмики цвета, так и свойств цвета, которые можно было бы отнести к психо­логическим свойствам, воздействующим на восприятие модели и фигуры в ней.

Характерным примером ритмической организации цвета являются ткани в полоску или горошек (фото 14 и 15).

Фото 14Фото 15

 

В одной и той же композиции могут одновременно соче­таться несколько различных видов ритма, взаимно увязан­ных и подчиненных один другому.

Гармоничные сочетания разных видов ритма наблюда­ются в народных орнаментах вышивок.

При использовании ритма в организации композиции кос­тюма очень важно не слишком увлекаться ненужным «офор­мительством». В практике мо­делирования костюма часто единственным и пока доста­точно точным "оценивающим" инструментом служит глаз. Не­маловажное значение имеет и профессиональное ощущение композиции, в данном случае чувства ритма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: