Стандарт предприятия СТП УО «ГГАТК»




 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

 

 
Городок, 2012


Авторы: Емельянов Юрий Владимирович – преподаватель общепрофессиональных дисциплин УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж»,

Петров Денис Александрович – преподаватель общепрофессиональных дисциплин УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж»

 

Рецензент: Прохоренко Анатолий Максимович - преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Розновский Сергей Евгеньевич – преподаватель специальных дисциплин

 

 

Данный документ устанавливает общие требования, структуру и правила оформления курсовых и дипломных проектов (работ), выполняемых в УО «ГГАТК», и является обязательным документом для всех лиц, занимающихся курсовым и дипломным проектированием.

Стандарт предприятия разработан с учетом требований стандарта Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД), ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96.

Решением педагогического совета УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж» срок введения в действие установлен с 1 сентября 2012 года.

При несоблюдении Стандарта предприятия СТП УО «ГГАТК» (далее в тексте стандарт предприятия) проект не допускается к защите.

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

 

«_20_» апреля 2012 г (протокол № 4)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1 Порядок составления шифра проекта (работы) 7

1.1 Обозначение пояснительной записки курсового и дипломного проекта (работы) 7

1.2 Обозначение графической части курсового и дипломного проекта (работы) 9

2 Требования к выполнению пояснительной записки 11

2.1 Требования к структуре записки 11

2.2 Общие требования к оформлению пояснительной записки 11

2.3 Титульный лист и задание на проект (работу) 13

2.4 Требования к составлению содержания 14

2.5 Требования к изложению введения 14

2.6 Требования к основной части проекта 14

2.7 Оформление таблиц 20

2.8 Оформление иллюстраций 22

2.9 Оформление заключения 23

2.10 Ссылки и оформление списка использованных источников 23

2.11 Требования к приложениям 25

3 Требования к оформлению графической части проекта 27

3.1 Общие сведения 27

3.2 Оформление графического материала технологического и организационного

материала 31

3.3 Требования к оформлению конструкторской разработки 32

3.4 Порядок составления спецификации сборочного чертежа 32

3.5 Требования к оформлению рабочих чертежей деталей 36

3.6 Оформление диаграмм 36

4 Нормоконтроль курсовых и дипломных проектов (работ) 38

4.1 Цели и задачи нормоконтроля 38

4.2 Содержание и порядок проведения нормоконтроля 38

4.3 Обязанности и права нормоконтролера 40

4.4 Оформление замечаний и предложений нормоконтролера 41

4.5 Складывание чертежей 41

Список использованных источников 43

Приложения 44

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования, структуру и правила оформления курсовых и дипломных проектов (работ), выполняемых на отделениях, и является обязательным для всех лиц, занимающихся курсовым и дипломным проектированием.

Стандарт предприятия разработан с учетом требований стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД), ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96.

Курсовой проект (работа) самостоятельная комплексная работа, выполняемая учащимся на заключительном этапе изучения дисциплины с целью систематизации, углубления и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, формирования навыков самостоятельной работы при решении профессиональных задач. Дисциплины, по которым выполняются курсовые проекты, (работы), определяются учебным планом специальности.

Курсовой проект выполняется по техническим дисциплинам, курсовая работа по гуманитарным и экономическим. В процессе выполнения курсового проекта учащийся решает задачи конструкторского или технологического характера. Курсовая работа выполняется в форме реферата или описания опытно-экспериментальной работы.

Курсовой проект (работа) состоит из пояснительной записки практической части. Объем пояснительной записки не должен превышать 20 страниц печатного текста. Практическая часть курсового проекта (работы) может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, картинами, сценариями и другими изделиямиили продуктами творческой деятельности.

Общее руководство и контроль хода выполнения курсового проекта (работы) осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины, который проводит консультации за счет часов, предусмотренных на курсовое проектирование учебным планом специальности.

Темы курсовых проектов (работ) разрабатываются преподавателем в соответствии с учебной программой дисциплины и обсуждаются цикловой комиссией.

Задания для курсовых проектов (работ) разрабатываются преподавателем индивидуально для каждого учащегося, обсуждаются цикловой комиссией, подписываются преподавателем - руководителем курсового проекта (работы) и утверждается председателем цикловой комиссии. Задание выдается учащемуся не позднее, чем за полтора месяца до срока сдачи курсового проекта (работы).

Работа учащихся по выполнению курсового проекта (работы) осуществляется по графику, составленному преподавателем руководителем курсового проекта (работы), где указываются сроки выполнения основных разделов проекта (работы). Выполнение графика всеми учащимися группы проверяется преподавателем - руководителем еженедельно.

Курсовой проект (работа) оценивается по десятибалльной шкале. Учащемуся, который получил по курсовому проекту (работе) отметку ниже 4 (четыре) балла, выдается другое задание и устанавливается новый срок его выполнения.

Выполненные и принятые курсовые проекты (работы) хранятся в кабинете дипломного проектирования до окончания учащимися учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, после чего уничтожаются в установленном порядке.

Лучшие курсовые проекты (работы) могут быть использованы для учебно-методических целей в учреждении, обеспечивающего получение среднего специального образования.

Дипломный проект (работа) – это комплексная самостоятельная, творческая работа, выполняемая на завершающем этапе обучения в учреждении образования, в ходе которой учащийся решает конкретные профессиональные задачи, соответствующие уровню образования и присваиваемой квалификации.

Темы дипломных проектов (работ) должны соответствовать основным направлениям профессиональной деятельности специалиста данной квалификации, отражать достижения науки, техники, организации производства.

Темы дипломных проектов (работ) разрабатываются преподавателями, рассматриваются цикловыми комиссиями и утверждаются заместителем руководителя по учебной работе.

Закрепление тем дипломных проектов (работ) за учащимися оформляется приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.

Каждому руководителю дипломного проекта может быть определено не более восьми учащихся-дипломников.

Руководитель дипломного проекта разрабатывает индивидуальное задание и график выполнения проекта (работы) для каждого учащегося. Задание рассматривается соответствующими цикловыми комиссиями, утверждается заместителем руководителя по учебной работе и выдается учащемуся за две недели до начала преддипломной практики.

Руководитель дипломного проекта (работы):

- оказывает помощь учащемуся в подборе материалов и литературы для выполнения дипломного проекта (работы);

- проводит консультации и обеспечивает своевременное и качественное выполнение дипломного проекта (работы);

- подготавливает отзыв о дипломном проекте (работе) и присутствует при его защите.

Для проведения консультаций и оказания помощи учащемуся в выполнении разделов дипломного проекта (работы) назначаются преподаватели или высококвалифицированные специалисты по профилю специальности.

Распределение часов на руководство и консультации осуществляется из расчета 2 часа в неделю на каждого учащегося на весь период дипломного проектирования в зависимости от структуры дипломного проекта (работы), объема и сложности отдельных его частей (разделов).

Общее руководство и контроль выполнения дипломного проекта (работы) осуществляют заместитель руководителя по учебной работе и заведующий отделением в соответствии с должностными обязанностями.

Продолжительность дипломного проектирования определяется учебным планом специальности (не менее восьми недель для выполнения дипломных проектов и не менее четырех недель для выполнения дипломной работы).

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка объемом 50-70 страниц рукописного или 20-40страниц машинописного текста должна содержать необходимые расчеты, обоснование принятых проектных решений и соответствовать требованиям стандартов по оформлению текстовых документов.

Графическая часть дипломного проекта в зависимости от специальности и темы дипломного проекта выполняется в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) в объеме от 3 до 4 листов формата А1 ГОСТ 2.301-68.

В состав дипломного проекта могут входить макеты, модели и другие изделия, выполненные учащимся в соответствии с заданием.

В отдельных случаях по одной теме дипломного проектирования могут работать несколько учащихся. При этом каждому из них выдается персональное задание с указанием вопросов и разделов дипломного проекта (работы), которые он должен разработать в установленные сроки. В конце проектирования руководитель пишет отзыв. Бланк отзыва является стандартным и приведен в приложении Д.

Выполненный дипломный проект (работа) направляется заведующим отделением на рецензирование специалисту по профилю специальности или преподавателю, который не работает в данном учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, и не осуществляет руководство или консультации по дипломному проектированию.

На рецензию отводится не более 5 часов.

Рецензия должна содержать заключение о соответствии дипломного проекта (работы) заданию и оценку качества выполнения отдельных разделов проекта (работы), графической части и пояснительной записки. В ней должны быть указаны положительные стороны дипломного проекта (работы) и основные недостатки, если они имеются, а также возможности практического применения дипломного проекта (работы).

Содержание рецензии доводится до сведения учащегося не позднее, чем за день до защиты дипломного проекта. Внесение изменений в дипломный проект (работу) после получения рецензии не допускается. Бланк рецензии является стандартным и приведен в приложении Е.

Допуск учащегося к защите объявляется приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, при условии положительного отзыва руководителя дипломного проекта (работы) и положительной рецензии.

Дискеты или компакт диски с курсовым или дипломным проектом (работой) вкладываются в конверт. Конверт к курсовому проекту (работе) брошюруется в конце папки с пояснительной запиской. Для дипломного проекта (работы) конверт приклеивается в нижней части первой страницы твердой обложки.

Дискета (компакт диск) должен иметь этикетку. Для курсовых проектов (работ) на этикетке необходимо выполнить надпись, содержащую название дисциплины, номер группы, фамилию и инициалы учащегося, наименование темы проекта (работы), фамилию и инициалы руководителя, и год выполнения проекта (работы). Для дипломного проекта на этикетке записывается номер группы, фамилия и инициалы учащегося, наименование темы проекта, фамилия и инициалы руководителя, год защиты дипломного проекта.


1ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ШИФРА ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

 

Под документом проекта понимают законченный по смыслу материал, (текстовый или графический), объединенный одним тематическим заголовком. К документам дипломного проекта относят ведомость проекта, расчетно-пояснительную записку, чертежи деталей, схемы, сборочные и другие чертежи и плакаты, спецификации.

Пояснительной записке, всем чертежам, схемам, графикам и диаграммам, не помещенным в записку, должно быть присвоено обозначение. Обозначение пояснительной записки и документации графической части указывается в графе 1 основной надписи (см. далее по тексту).

 

1.1 Обозначение пояснительной записки курсового и дипломного проекта (работы).

 

ДП.01.01.01.ПЗ

 

 


код документа

 

обозначение номера раздела

 

код дисциплины

 

обозначение вида обучения

 

код проекта (работы)

 

 

Код проекта (работы):

- ГР – графическая работа;

- КР – курсовая работа;

- КП – курсовой проект;

- ДР –дипломная работа;

- ДП – дипломный проект.

Обозначение вида обучения:

- 01 – дневная форма обучения;

- 02 – вечерняя форма обучения;

- 03 – заочная форма обучения.

Код дисциплины:

- 01 - инженерная графика;

- 02 - техническая механика;

- 03 - организация и планирование сельскохозяйственного производства;

- 04 - техническое обеспечение процессов животноводства;

- 05 - тракторы;

- 06 - устройство и эксплуатация автомобилей;

- 07 - сельскохозяйственные машины;

- 08 - производственная эксплуатация машинно-тракторного парка;

- 09 - техническое обслуживание сельскохолзяйственной техники; ремонт машин;

- 10 - электрооборудование сельскохозяйственного производства;

- 11 - организация материально-технического снабжения и сбыта;

- 12 - логистика;

- 13 - организация и планирование электрификации в сельскохозяйственном производстве;

- 14 - электрические машины и аппараты;

- 15 - электрооборудование с.х. агрегатов и установок;

- 16 - эксплуатация и ремонт электрооборудования и средств автоматизации;

- 17 - электроника и микропроцессорная техника;

- 18 - электроснабжение сельского хозяйства;

- 19 - автоматизация технологических процессов;

- 20 - менеджмент и маркетинг;

- 21 - бухгалтерский учет и деловая документация;

- 22 - анализ хозяйственной деятельности предприятий;

- 23 - экономика отрасли;

Обозначение номера раздела

Номера раздела обозначается в соответствии с заданием на выполнение проекта (работы).

Первый номер задания - «Характеристика хозяйства», касающаяся непосредственно темы проекта.

 

Код документа

При кодировке различных видов текстовых документов рекомендуется обозначать их следующим учебным шифром

ПЗ – пояснительная записка.

 

1.2 Обозначение графической части курсового и дипломного проекта (работы).

 

ДП.01.01.01.00.00.СБ

/D cNUP6lAEp8qeSTmmQ05XjwEVECcbYFcgXSfAKgHJcr0FXuT89oXiDwAA//8DAFBLAQItABQABgAI AAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhANNGR9AgAgAAOQQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGnrOfffAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAegQAAGRycy9kb3ducmV2 LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACGBQAAAAA= "/>

 

 


код документа

 

номер детали

G 8Ksf1aGMTrU7sfbCIGSbZRanCLcpiNivV+k9iBrhLgFZFvK/f/kDAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwEC LQAUAAYACAAAACEAbZgr8CICAAA5BAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAEOmvtNwAAAAHAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAIUFAAAAAA== "/>


номер сборочной единицы

 


обозначение номера листа

 

код дисциплины

 


обозначение вида обучения

 


код проекта (работы)

 

Код проекта (работы), обозначение вида обучения и код дисциплины рассмотрены в подразделе 1.2 настоящего документа.

Обозначение номера листа

Номера листов графической части обозначаются в соответствии с заданием на выполнение проекта (работы).

Номер детали (сборочной единицы)

Номера детали (сборочной единицы) проставляется только на чертежах общего вида (ВО), на сборочных чертежах (СБ) и деталировке.

Код документа

При кодировке различных видов графических документов рекомендуется обозначать их следующим учебным шифром

- ВО – чертеж общего вида;

- ГП – генеральный план;

- ГР – графики и диаграммы;

- МЧ – монтажный чертеж;

- ПО – план общий с расстановкой оборудования;

- Р – ремонтный;

- СБ – сборочный чертеж;

- ТБ – таблицы.

Пример обозначения листов графической части дипломного проекта учащегося дневной формы обучения по дисциплине «Техническое обеспечение процессов животноводства» ДП.01.04.01.ПО (лист 1 – план общий); ДП.01.04.02.ТБ (лист 2 - таблица); ДП.01.04.03.01.03.СБ (лист 3 – сборочный чертеж и его деталировка; сборочная единица 1, деталь 3). Если в спецификации отсутствует раздел «Сборочные единицы», то номер сборочной единицы в шифре листа опускается.

Код схемы, согласно ГОСТ 2.701-84, должен состоять из буквенной части, определяющей вид схемы, и цифровой части, определяющей тип схемы

Виды схем обозначают буквами

- электрические – Э;

- гидравлические – Г;

- пневматические – П;

- кинематические – К;

- комбинированные – С.

Типы схем обозначают цифрами

- структурные – 1;

- функциональные – 2;

- принципиальные (полные) – 3;

- соединений (монтажные) – 4;

- подключения – 5;

- общие – 6;

- расположения – 7.

Например, схема электрическая принципиальная – Э3; схема гидравлическая соединения – Г4; схема электрогидравлическая принципиальная – С3; схема электрогидропневматическая принципиальная – С3.

2 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙЗАПИСКИ

2.1 Требования к структуре записки

 

Структура и оформление пояснительной записки курсового и дипломного проекта (работ) должна включать следующие обязательные структурные части в порядке их следования:

– титульный лист;

– задание на проектирование;

– содержание;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

 

2.2 Общие требования к оформлению пояснительной записки

 

Текстовые документы курсового и дипломного проектов (работ) оформляются в виде пояснительной записки (ПЗ), в которой приводится информация о выполненных технологических и экономических расчетах, технических, научно-исследовательских и организационных разработках.

В процессе разработки и написания пояснительной записки должны быть обеспечены следующие общие требования: логическая последовательность изложения материалов; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок, исключающие возможность субъективного и неоднозначного толкования; конкретность изложенных результатов работы.

Пояснительная записка проекта (работы) должна иметь жесткий переплет.

Объем ПЗ дипломного проекта (работы) не должен превышать 50-70 страниц рукописного или 20 – 40страниц машинописного текста через полтора интервала. Объем ПЗ курсовой работы — 25–30 страниц рукописного текста (20–25 страниц машинописного текста) формата А4. При определении объема ПЗ приложения не учитываются.

Пояснительная записка выполняется на русском или белорусском языках рукописным способом чертежным шрифтом ГОСТ 2.301-84 черными чернилами (пастой) на одной стороне белой нелинованной бумаги формата А4 ГОСТ 2.301–68 с высотой букв не менее 2,5 мм. или с использованием компьютерных технологий с последующей распечаткой на печатных устройствах на одной стороне листа. Шрифт, применяемый при выполнении ПЗ проекта (работы) – Times New Roman, начертание – обычный (допускается применение шрифта ISOCPEUR, начертание – курсив, как шрифт, соответствующий ГОСТ 2.301-84 тип А):

- основной текст — 14 пт;

- допускается дополнительный (подрисуночные подписи, названия рисунков, названия таблиц, таблицы и примечания) — 12 пт;

- в формулах — 14 пт.

Междустрочный интервал:

- основной текст - 1,5;

- дополнительный - 1.

Не допускается вписывать в пояснительную записку, выполненную машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнить чертежи, схемы и рисунки от руки.

Опечатки, описки и другие неточности (не более одного символа на страницу), обнаруженные в записке, допускается исправлять с помощью корректора и внесением изменений на том же месте рукописным способом чернилами черного цвета. Повреждение листов, помарки и следы не полностью удаленного текста не допускаются.

Внизу на поле рамки на каждой странице записки, кроме первого листа содержания должна быть основная надпись по ГОСТ 2.104–68 (форма 2а), рисунок 1. В графе 1 указывается шифр расчетно-пояснительной записки, а в графе 2 — порядковый номер листа ПЗ. Для проекта (работы) выполненного учащимся дневной формы обучения по дисциплине «Техническое обеспечение процессов животноводства» для первого раздела шифром расчетно-пояснительной записки будет ДП.01.04.01.ПЗ.

Рисунок1—Основная надпись поГОСТ2.104–68(форма 2а)

 

 

2.3 Титульный лист и задание на проект (работу)

 

Титульный лист является установленным бланком и в ПЗ располагается первым. Образцы титульных листов ПЗ для всех проектов (работ) приведены в приложениях А, Б, В.

Задание на проект (работу) оформляется на бланках установленной формы аккуратно, рукописным или машинописным способом. Задание оформляется на одном листе формата А4 ГОСТ 2.301–68 с двух сторон.

В задании на проект (работу) указывается:

– курс, группа, фамилия, имя и отчество учащегося;

– тема проекта (работы);

– номер приказа по колледжу, которым закреплена тема (для дипломного проекта)

– исходные данные для разработки проекта (работы);

– вопросы, подлежащие разработке в проекте (работе) и график выполнения;

– дата выдачи задания;

– дата окончания проекта (работы);

– номер приказа.

В конце задания должны быть поставлены подписи учащегося, принявшего задание и руководителя проекта (работы) с указанием даты подписания. Задание на проектирование оформляет руководитель проекта, рассматривает цикловая комиссия, и утверждает заместитель директора по учебной работе.

Пример оформления задания на проект (работу) приведены в приложениях Г и Д.

 

2.4 Требования к составлению содержания

 

Содержание пояснительной записки предназначено для облегчения поиска необходимых материалов в записке при ее чтении. Оно должно включать весь перечень заголовков разделов и подразделов записки, с указанием номера листа, где начинается этот раздел или подраздел. При этом заголовки разделов и подразделов должны быть написаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению текста основной части записки. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» является заголовком и записывается симметрично текста прописными буквами. Точка в конце слова «СОДЕРЖАНИЕ» не ставится. Содержание является первым листом пояснительной записки и имеет номер 1.

Первый лист содержания должен иметь на поле рамки основную надпись по форме 2 (ГОСТ 2.104–68), последующие листы содержания текста записи оформляются основной надписью по форме 2а (рисунок 1).

 

2.5 Требования к изложению введения

 

Назначение введения — оценка современного состояния решаемой задачи и обоснование необходимости проектирования. Во введении должны быть показаны актуальность, новизна выполняемой работы и цель проектирования.

Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется прописными буквами на отдельной строке с абзаца и не нумеруется. Расстояние между словом «ВВЕДЕНИЕ» и первой строкой текста должно быть равно одной свободной строке. Точка в конце слова «ВВЕДЕНИЕ» не ставится.

 

2.6 Требования к основной части проекта

 

Текст основной части пояснительной записки при необходимости разделяют на разделы, подразделы и пункты, номенклатура и последовательность изложения которых зависят от типа и особенностей темы проекта (работы).

Каждый раздел ПЗ необходимо начинать с нового листа. Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Наименования разделов записывают в виде заголовков с абзаца прописными буквами. Наименование подразделов и пунктов записывают в виде заголовков с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Абзацы в тексте начинаются отступом 15–17 мм. Заголовки разделов и подразделов не разделяются свободной строкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку после номера и в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

Расстояние между заголовками и первой строкой текста должно быть равно одной свободной строке.

Расстояние между строками рукописного текста — 10 мм.

Расстояние от рамки до границ текста рекомендуется оставлять: в начале строк — 3…5 мм, в конце строк — 3…5 мм. Для компьютерного набора устанавливаются поля: верхнее — 1,5 см, нижнее — 3 см, левое — 2,5 см, правое — 1 см.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней внутренней рамки листа должно быть не менее 10 мм.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей ПЗ, обозначенные арабскими цифрами (1, 2, 3 и т. д.). Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (2.1, 2.2, 2.3 и т. д.). Подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если заголовок подраздела расположен внизу листа, то под ним должна быть расположена минимум одна прописанная строка текста. Если с соблюдением всех отступов одна строка текста не помещается, то целесообразно оставить свободное место внизу листа.

Если подраздел имеет пункты, то их нумерация в нем должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (3.1.1, 3.1.2, 3.1.3. и т. д.) Пункты не имеют заголовков и на подпункты не делятся.

Содержащие в тексте перечисления требований, указаний, положений обозначают строчными буквами со скобкой либо знаком дефис, например:

а), б) и т. д. и записывают со строчной буквы.

Буквы и знаки дефис, указывающие номера подразделов, пунктов и перечислений, записываются с абзаца.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо» и производные от них.

В тексте ПЗ должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии — общепринятые в научно-технической литературе.

Если в тексте принято специфическая терминология или сокращения, то в конце ПЗ (перед списком использованных источников) должен быть приведен перечень принятых терминов и сокращений с соответствующими разъяснениями.

Перечень в этом случае включают в содержание.

В тексте ПЗ не допускаются:

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковинах таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

- использовать в тексте математический знак минус «–» перед отрицательными значениями величин. Вместо знака минус «–» следует писать слово «минус»;

- употреблять математические знаки без цифр, например (меньше или равно), (больше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

- применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП, СТ) без регистрационного номера.

Если в тексте приводятся поясняющие надписи, наносится непосредственно на изготовляемое изделие (например, на планки, таблички к элементам управления и т. д.), то их выделяют шрифтом (без кавычек), например, ВКЛ., ОТКЛ., или кавычками — если надпись состоит из цифр и (или) знаков.

Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным государственными стандартами. В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «временное сопротивление разрыву Р».

Числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности словами, например «зазор — не более 2 мм», «Катушку пропитать два раза».

Единица физической величины одного итого же параметра в пределах текста должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1,5; 1,75; 2 м.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Все формулы компьютерного варианта ПЗ должны быть выполнены с применением редактора формул. Индексы в формулах пишутся маленькими (строчными) буквами, исключение — аббревиатуры.

Если в пояснительной записке более одной формул, то их нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, номер ставят с правой стороны листа, на уровне формулы, в круглых скобках, например:

 

R пл= k пл a b к n к + C G пл i / 100,кН, (1)

 

где k пл— удельное сопротивление почв при вспашке (таблица 2), кН/м2;

а — глубина вспашки, м;

b к — ширина захвата одного корпуса плуга, м;

n к — количество корпусов;

C — коэффициент, учитывающий вес почвы на корпусах плуга;

G пл— эксплуатационный вес плуга, кН.

 

Ссылки в тексте на порядковый номер формулы дают в скобках. Например: «в формуле (1)»

Для описания различных математических действий рекомендуется использовать следующие модели выражений, например: подставив в уравнение …, получаем …; Исходя из предельных значений … рассчитываются…; Указанным требованиям удовлетворяет …; Учитывая эти допущения по …формуле …, где … и т. д.

В сложных аргументированных предложениях следует использовать следующие союзы и союзные слова: вместо того, чтобы; благодаря тому, что; оттого что; вследствие того что; после того, как; в то время как; несмотря на то, что; тогда как; между тем, как и др.

При написании формул следует соблюдать пунктуацию и орфографию математического предложения.

В формулах, как знак умножения, ставится точка. Перед буквенным символом, после скобки и перед скобкой точка не ставится.

Только в том случае, когда не ясно, к какому знаку математического действия или функции относится данный символ, делается исключение. Например,

 

a tgα · b arcsinβ

 

Знак умножения ставится между дробями, перед цифрами и для отделения сомножителей от выражений, относящихся к знакам логарифма, интеграла, радикала и т. п. Знак умножения может выглядеть в виде знака пересечения (?). Переносить формулу на следующую строку можно на знаках равенства, сложения, умножения, вычитания и знаках соотношения.

Знак, на котором делается перенос формулы, пишут дважды — в конце первой и начале следующей строки. На знаке деления перенос делать нельзя. Перенесенная часть формулы выравнивается по левому краю через свободную строку.

Математические формулы должны быть расположены отдельными строками и выделены свободными строками сверху и снизу. Формулы, сопровождающиеся экспликациями, т.е. объяснениями употребленных символов - нумеруются. Формулы, содержащие только числовые значения – не нумеруются. Если записывается несколько формул одна под другой, в том числе и формулы, содержащие только числовые значения, то между ними пропускается одна свободная строка. Все формулы выравниваются симметрично тексту.

Знаки препинания (запятая) в формулах и экспликациях ставят непосредственно перед единицей измерения (кроме случаев, когда единица измерения стоит после числового значения) и до слова где (в строке формулы). Если системой уравнений заканчивается выражение или вслед за ней приводится экспликация, то уравнения в таких системах следует отделять друг от друга точкой с запятой, а в конце последнего уравнения ставить точку или запятую.

В экспликацию следует, как правило, включать все обозначения, как в левой, так и правой части формулы. Последовательность расшифровки буквенных обозначений величин должна соответствовать последовательности расположения этих величин в формуле. Если правая часть формулы представляет собой дробь, то вначале поясняются обозначения величин помещенных в числителе, а затем — в знаменателе.

Если после формулы сразу следуют числовые значения, то физические величины в математическую формулу следует помещать только после конечного результата вычисления. Например: потери мощности в трансмиссии N M равны

 

N М = N e(1 – ηМГ) = (1 – 0,91) = 5,30 кВт, (2)

 

где N e — номинальная мощность двигателя, кВт;

ηМГ — механический КПД трансмиссии (ηМГ = 0,90 – 0,92 [10],

принимаем ηМГ = 0,91).

 

Заполнение экспликации формулы проводится по образцу формул (1) и (2). Обозначения и единицы измерения физических величин должны соответствовать ГОСТ 8.417–81, международной системе единиц.


2.7 Оформление таблиц

 

Таблицы в текстовом документе применяются для лучшей наглядности и сравнения показателей. Пример построения таблиц приведен на рисунке 2.

 

Таблица 1 — Состав и структура землепользования хозяйства

 

Составляющие земельного фонда Площадь, га В % к общей площади В % к площади с.х. угодий
Общая земельная площадь Всего с.х. угодий: из них: пашня; естественные сенокосы; пастбища: из них: культурные пастбища. Прочие земли, в т. ч. приусадебные участки     89,7   57,9 31,8 22,6   5,2 10,3 2,0 –   64,5 35,5 25,2   5,8 – –

 

Рисунок 2 — Пример построения таблицы

 

Все таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей ПЗ (кроме таблиц приложений).

Над левым верхним углом таблицы с абзаца помещается надпись «Таблица» с указанием номера таблицы без знака номера, например, «Таблица 1». Таблица может иметь название, которое выполняется строчными буквами, кроме первой прописной и помещается после слова таблица, номера таблицы и знака «тире». Например: «Таблица 1 — Характеристика животноводства». От текста до названия таблицы и от названия до самой таблицы должен быть отступ равный одной свободной строке.

Если в документе только одна таблица, то она не нумеруется и слово «Таблица» не пишется. На таблицы могут быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишется полностью, например: «… в таблице 1».

Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблица в зависимости от ее размера должна быть помещена под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, или при необходимости в приложении к документу.

Если таблица делится на части с переносом на следующий лист, то слово «Таблица» и ее порядковый номер указывается один раз над первой частью (началом таблицы), а над последующими частями пишется слово «Продолжение», если таблица без номера или «Продолжение таблицы 1», если таблица имеет номер. При этом заголовок таблицы переносится на следующий лист, а на предыдущем, под заголовком таблицы, должна быть заполнена минимум одна строка таблицы и таблица не закрывается горизонтальной линией. От надписи «Продол<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: