Молоко и молочные продукты 3 глава




Производителям, например, которые стремятся к наивысшей рентабельности, существующая система очень выгодна. Импортерам тоже. Но совсем невыгодно потребителям, которым все меньше перепадает традиционных, привычных, качественных продуктов, выработанных по старым стандартам, а не по новым ТУ. Невыгодно и государству, поскольку скрывается налогооблагаемая база. Более того, сегодня появилась реальная угроза продовольственной безопасности страны и жизни россиян.

Однако имеется жесткое сопротивление со стороны Госстандарта России. Он настаивает на том, чтобы было введено общее понятие "комбинированный продукт", свалив в одну кучу и молочно-растительные и растительно-молочные продукты, а не как по требованиям Codex Alimentarius. Хотя, например, отечественная рыбная продукция, которая издавна идет на экспорт, у нас маркируется по всем правилам Codex Alimentarius. В этом случае Госстандарт не против. А когда заходит речь о правильной маркировке молочной продукции для внутреннего потребления населением России Госстандарт творит, что хотит, вопреки мнению специалистов экспертов из ВНИМИ.

Определение фальсификации сливочного масла растительными маслами, сыром или творогом проводят следующим образом. В пробирке или стаканчике смешивают взятые в равных объемах исследуемое масло, насыщенный раствор резорцина в бензоле и крепкую азотную кислоту (плотность 1,38). При наличии в пробе растительных масел появляется фиолетовое окрашивание.

Добавление маргарина или других гидрированных жиров в сливочном масле определяется по следующим показателям:

1. Наличие антиокислителей - бутилокситолуола, бутилоксианизола;

2. Пониженное содержание масляной кислоты;

3. Повышенное содержание лауриновой кислоты.

В домашних условиях можно определить фальсифицированное масло несколькими способами:

1) приготовьте "гремучую смесь" из спирта и концентрированной серной кислоты в соотношении 2:1. Растопленное сливочное масло долейте к этой смеси тоже в соотношении 2:1.

Смесь нагрейте до кипения и после охлаждения понюхайте. Если остывшая смесь приятно пахнет ананасом, то это настоящее сливочное масло. А если смесь пахнет крайне неприятно, это маргарин.

2) В сосуд, лучше пробирку, положите немного купленного масла и нагревайте сверху так, чтобы масло опустилось вниз. После этого масло нагревайте до кипения, но уже снизу. Если вы купили чистое масло, то оно почернеет и начнет тихо выделять пузырьки. А если в пробирке маргарин, то он посветлеет и будет кипеть бурно, выплескиваясь наружу.

Количественная фальсификация коровьего масла (обвес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес упаковки масла коровьего при продаже оказывается меньше, чем написано на упаковке, либо вес взвешенного масла меньше, чем заказал покупатель и в дальнейшем его оплатил. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу сливочного масла поверенными измерительными мерами веса.

Информационная фальсификация коровьего масла - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Например, вот некоторые названия маргаринов, которыми разными путями пытаются выдать за масло коровье. Это "MASLO new onicorn" (Москва-Амстердам), "Gold maslo" (Швеция). По телевизору все время спрашивают: что думают покупательницы о "Раме"? Они думают, что это очень вкусное масло имеющее сливочный вкус, его можно давать даже детям, и автор, разозлившись, провел опрос своих знакомых. Многие из них также были уверены, что "Рама" - это масло коровье. Вот сила информационной фальсификации распространяемая через телевизионную рекламу. А ведь на упаковке откровенно написано "маргарин деликатесный", приведены и состав, и пищевая ценность, и даже адрес производителя.

При фальсификации информации о коровьем масле довольно часто искажается или указываются неточно следующие данные:

наименование товара;

фирма-изготовитель товара;

количество товара;

вводимые пищевые добавки.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки коровьего масла и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

каким способом изготовлены печатные документы;

имеются ли подчистки, исправления в документе;

является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.

Сыры

За последние годы на Российском рынке появился большой ассортимент разнообразных сыров и потребителю, который раньше знал только Российский, да Голландский сыр и плавленые сырки на закуску, приходится разбираться в их большом разнообразии. Для многих россиян сыр был деликатесом и, в основном, его потребляли в крупных и средних городах. Поскольку традиционно на Руси он не был известен и его не изготавливали в домашних условиях то многие потребители не были хорошо знакомы с этим продуктом, и поэтому соблазн подделать или увеличить объемы производства сырной продукции всегда имеются как у реализатора, так и производителя молочной продукции.

Стабильный спрос на сыры у городских жителей позволяет производителям и продавцам применять те или иные способы обмана.

Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже сыров. Это, прежде всего:

1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;

2. Обман при расчете с покупателем;

3. Обман за счет продажи сыров с истекшим сроком хранения;

4. Обман за счет продажи сыров с дефектами, известные продавцу;

5. Обман за счет продажи некачественных сыров, качество которых известно для продавца;

6. Обман за счет продажи фальсифицированного сыра.

Обсчет покупателя при продаже сыров - это наиболее доходная операция для продавца и не требующая у него больших затрат энергии. Здесь имеется несколько способов.

1. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за купленные Вами сырки или сыр добавить несколько рублей в зависимости от стоимости покупки.

2. При подсчете на калькуляторе продавец правильно набирает сумму, а Вам он называет сумму на несколько рублей больше.

3. При подсчете на калькуляторе продавец дважды нажимает на прибавление одной и той же суммы, когда Вы покупаете несколько упаковок сырков.

4. При подсчете на калькуляторе продавцы предварительно вносят ту или иную сумму в память калькулятора и затем при подсчете суммы за сыр незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся. В случае обнаружения обмана, покупателю настойчиво показывают полученную сумму на своем калькуляторе и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем и не хотел Вас обманывать.

Обман при расчете с покупателем за сыры - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Поэтому контролирующие органы по защите прав потребителя должны выявлять этот обман наиболее активно.

1. Вы выбираете пакет качественного сыра, но при упаковке в фирменный пакет Вам подменяют выбранный Вами качественный пакет на просроченный.

2. Вы выбираете упаковку с сыром и просите продавца уменьшить ее вес в два раза. Он набирает новый штрих-код и не убирая предыдущий, наклеивает новый. В кассе считывание сканером осуществляют не по новому штрих-коду, а старому. Таким образом, Вас требуют оплатить не за уменьшенный вес, а полную стоимость.

3. Вы отбираете понравившийся сыр, но при оплате Вам подменяют его на другой менее качественный.

Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за сыры. Особенно часто обманывают при покупке сыров детей, пожилых, престарелых, больных, а также рассеянных и спешащих покупателей.

Обман за счет продажи сыров с истекшим сроком хранения применяется при продаже данных продуктов достаточно часто. Поскольку сыры имеют очень малый срок реализации - 15-30 суток, но длительное время лежат на прилавке и под воздействием высокой температуры они начинают ухудшать свои потребительские свойства. Чтобы не списывать просроченные товары за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать данный товар.

Обман за счет продажи сыров с дефектами, известные продавцу происходит потому, что многие сыры при неправильном хранении или транспортировании могут иметь те или иные дефекты. И поэтому у продавца сыров возникают проблемы - или продать дефектный товар неискушенному покупателю, или нести убытки за счет своего дохода.

При продаже сыров встречаются следующие дефекты: развитие на поверхности плесеней; биохимические процессы (дальнейшее протекание процесса разложения белков и т.п.). Обычно продавец знает о дефектах реализуемых сыров (например, развитие зеленой плесени на плавленных сырках, резинистый вкус у несозревших сыров и т.п.) и поэтому стремится как можно быстрее его продать. Поэтому если Вы видите, что цены на данные сорта сыра намного ниже, чем у других продавцов, то, прежде всего, убедитесь, а качественная ли это продукция. Постарайтесь перед покупкой попросить продавца дать Вам открыть алюминиевую фольгу упаковки плавленного сырка, чтобы убедиться в его бездефектности.

Обман за счет продажи некачественных сыров, качество которых известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили не созревшие сыры или некачественные плавленные сыры оптовые посредники и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию товара из своего кармана, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.

Во-вторых, продавец осознанно взял на реализацию некачественный "левый" товар, чтобы на этом подзаработать.

В-третьих, во время нахождения в магазине при высокой температуре плавленные сыры деформировались, но их, по прежнему, стараются продать покупателю и т.п.

Обман за счет продажи фальсифицированных сыров. Рассмотрим основные виды фальсификации сыров, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.

Ассортиментная фальсификация сыров часто происходит за счет: подмена одного вида сыра, с более высоким содержанием жира, другим низкожирным; подмена одного сорта сыра другим.

К ассортиментной фальсификации относится подмена сыра Российского (относится к группе Чеддер, содержит 50% жира на сухое вещество), имеющего более высокие потребительские свойства, на сыр Костромской или Пошехонский (относятся к группе Голландских, содержат только 45% жира на сухое вещество).

Также к ассортиментной фальсификации относится подмена Голландского круглого, имеющего 50% жира на Голландский брусковый, в котором всего 45% жира.

Отличить такую подмену очень просто. Сыры с 50%-ной жирностью помечают восьмиугольником, а сыры 45%-ной жирности - четырехугольником.

Качественная фальсификация сыров достигается следующими способами: уменьшение содержания жира; повышенное содержание воды; подмена молочных белков соевыми; нарушение рецептуры плавленых сыров; нарушение технологических режимов созревания; введение консервантов и антибиотиков.

Уменьшенное содержания жира в сыре можно получить только в процессе производства, подготавливая и регулируя исходное молоко к свертыванию, также как и повышенное содержание воды в сыре. Эти фальсификации образуются на первых стадиях производства сыра.

Еще более изощренная фальсификация сыров получается при добавлении соевых белков, в особенности выделенных и полученных из генетически модифицированной сои. В результате получают молочно-растительный продукт вызывающий сильные аллергические реакции у больных потребителей.

С 1 июля 1999 года, все продукты, содержащие генетически модифицированное сырье, должны продаваться только со специальной маркировкой. Так требует постановление Главного государственного санитарного врача. Сейчас уже начинается 2003 год, а спецмаркировки потребители еще не видели и, похоже, увидят не скоро. Между тем, поток ГМ-продуктов все возрастает.

Максимум, что могут сегодня проверяющие, это посмотреть товарно-транспортные документы на сырье. Если в них указано, что есть ГМ-компоненты, значит надо требовать спецмаркировку, то есть у нас сейчас заложен заявительный принцип госрегистрации ГМ-продуктов и сырья. А поскольку по внешнему виду, без сложного генетического анализа отличить обычный продукт от ГМ невозможно, то и никто не проверяет на причастность соевых белков к генетически модифицированным продуктам.

Тем временем экспорт и импорт генопродуктов растут быстрыми темпами и по оценкам минсельхоза США, Комиссии евросообществ, а также ВОЗ и ФАО, к 2007-2010 годам доля генного продовольствия в общем объеме мировой сельхозторговли достигнет 55-60 процентов в основном за счет резкого увеличения его экспорта из США, Канады, некоторых стран ЕС и Южной Америки.

В Северной Америке ныне используют не менее 100 видов генетического сырья для производства продтоваров, в том числе и на экспорт. А они вывозятся и в Россию. В прошлом году наш Минздрав зарегистрировал генную сою американской фирмы "Монсанто". Таким образом, в сырах фальсификация соевыми белками (изолятами) приводит не только к замене молочных белков на растительные, но и введению в них трансгенных белков, вызывающих у человека, как уже установлено, аллергические заболевания.

К качественной фальсификации относится также несоблюдение технологических режимов производства сыров и, прежде всего, процесса созревания. Очень часто можно увидеть на рынке твердые сыры ускоренного созревания.

Их можно отличить по следующим признакам:

1. Глазки формируются во всем объеме сыра, а не в центре как у правильно созревших, они имеют не гладкие, а рваные края.

2. На зубах чувствуется поскрипывание неразрушенных молочных белков.

Очень часто такая фальсификация встречается у Российского сыра.

Поскольку срок реализации сыров небольшой (2-3 месяца), то в последнее время в него вводят антибиотик низин для значительного удлинения срока реализации. Поэтому если Вы на упаковке с сыром фасованным видите срок хранения более 2 месяцев, а на упаковке не указано, какие антибиотики введены, то перед Вами фальсификат.

Количественная фальсификация сыров (обвес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, масса сыра меньше, чем заказывает и оплачивает покупатель. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно объем поверенными измерительными мерами массы.

Информационная фальсификация сыра - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Например, если Вы слышите, что сыр обладает диетическими, а тем более лечебными свойствами, то это очередная фальшивая информация. Ведь сыр получают путем разложения белков, а процесс разложения всегда назывался гниением, а гнилостный продукт не может быть диетическим или лечебным. Но при производстве сыров, поскольку процесс разложения и протекает в контролируемых условиях, получается контролируемый продукт с определенными свойствами (например, очень наглядно это видно по сыру рокфору), но в конечном результате такого процесса всегда получается гнилостный продукт. А называть продукт разложения белков (гниения) диетическим продуктом - это кощунство.

При фальсификации информации о сырах довольно часто искажается или указываются неточно следующие данные:

наименование товара;

фирма-изготовитель товара;

количество товара;

вводимые консерванты и антибиотики.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки молока и молочных продуктов и др.


Мясо

За последние годы ассортимент и объемы реализации мяса в России значительно выросли. На рынке мяса, пользующегося стабильным спросом у потребителя, представлены различные его виды и покупателю иногда трудно выбрать качественный продукт из этого многообразия. Если раньше мясо было менее доступно рядовому потребителю и он в основном потреблял мясо в виде вареных колбас, то теперь выбор натурального мяса достаточно большой. Поэтому у реализатора мяса возникает соблазн подделать или увеличить объемы своей реализации путем разбавления мяса водой, кровью, воздухом и т.п.

Поэтому мясо и мясные изделия всегда имеют постоянный спрос даже независимо от уровня доходов покупателя и инфляции. Многие продавцы и производители пытаются обмануть покупателя именно при продаже этих продуктов питания и получают на этом некоторый доход.

Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже мяса. Это, прежде всего:

1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;

2. Обман при расчете с покупателем;

3. Обман за счет продажи мяса с дефектами, известные продавцу;

4. Обман за счет продажи некачественного мяса, качество которого известно для продавца;

5. Обман за счет продажи некачественного мяса, качество которого неизвестно для продавца;

6. Обман за счет продажи фальсифицированного мяса.

Обсчет покупателя - наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца при продаже мяса. Если Вы покупаете только один кусок мяса или один килограмм, то обмануть Вас достаточно сложно, а вот если Вы покупаете несколько кусков мяса, то обмануть Вас достаточно просто.

Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за мясные изделия добавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от общей стоимости покупки. То же самое делают и продавцы, считая в последнее время стоимость покупки на калькуляторах. Здесь просто предварительно вносится та или иная сумма в память калькулятора и затем при подсчете суммы мясных изделий незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет покупателя состоялся.

В этом случае покупателю настойчиво показывают полученную сумму на своем калькуляторе и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем. Этот обман для продавца не имеет больших последствий, даже если его проверяют контролирующие органы.

Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество при продаже мясных изделий, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества.

1. Вам вначале называют сумму, которую Вы должны заплатить за купленное мясо, а затем продавец, получив от Вас деньги, начинает обслуживать другого покупателя, ссылаясь на то, что стоит очередь и он не может все делать одновременно. Затем, назвав сумму для другого покупателя, продавец рассчитывается с Вами либо как со следующим покупателем, либо, перепутав некоторые цифры, дает Вам сдачу неправильно, обманывая Вас. При уличении продавца в обмане он громко скандалит и взывает к помощи оставшуюся очередь, которая торопится либо на работу, либо с работы домой, что ей мешают работать, что она не может все держать в голове. "Ну подумаешь - ошиблась на несколько рублей, со всеми так бывает, разве Вы никогда не ошибаетесь." - заявляет она покупателю.

2. Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все-таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму, сославшись, что трудно было все это сосчитать

3. При упаковке купленных Вами мясных изделий в фирменный пакет просто недокладывают либо довесок, либо один из кусков мяса.

4. При упаковке мяса в фирменный пакет, его заменяют на более низкокачественное, например, субпродукты.

Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за купленные мясные изделия. Особенно часто при этом обманывают престарелых, больных, рассеянных покупателей, застенчивых подростков, состоятельных. Продавец, как психолог, по внешнему виду, поведению покупателя видит, стоит его обмануть или нет.

Обман за счет продажи мяса с дефектами, известные продавцу бывает очень часто. Например, очень часто реализуемое мясо имеет такие дефекты, как ослизнение, гниение, плесневение и т.п. Все эти дефекты начинают формироваться внутри куска мяса возле кости и расположены внутри. В особенности когда мясо упаковано и продавец естественно о них знает.

Иногда специально замораживают такое дефектное мясо. В замороженном состоянии эти дефекты не проявляются, а вот при размораживании их проявление усиливается.

Если покупатель видит эти дефекты при покупке, то он, естественно, может купить подобные мясные изделия у другого продавца, а вот когда он, все-таки, покупает дефектное мясо, то у него возникают проблемы.

Такая же ситуация может возникнуть и при покупке куриных окорочков. При размораживании во время реализации могут формироваться подобные дефекты. Однако, не продав окорочка, продавец их вновь помещает в холодильник, где они вторично замораживаются. Естественно, в замороженном состоянии у окорочков также не будут проявляться дефекты, а при размораживании проявится весь "аромат" такого дефектного товара.

Обман за счет продажи некачественного мяса, качество которого известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили некачественное мясо оптовые посредники и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию мяса из своего кармана или самому употребить их, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.

Например, в палатку, киоск, магазин привезли замороженное мясо с повышенным содержанием льда, или с намороженным льдом на поверхности. В процессе хранения в холодильнике в магазине часть воды с мяса стекла. Чтобы не нести убытки, продавец перед реализацией помещает мясо в морозилку с более низкой температурой, предварительно увлажнив поверхность мяса. Таким образом, он за счет намороженой воды обманывает покупателя.

Обман за счет продажи некачественного мяса, качество которого неизвестно для продавца, а проявляется оно только в процессе употребления изделия. Данный вид обмана в основном формируется в процессе забоя и последующего выдерживания мяса. Многие покупатели наверное встречали такой обман в своей жизни. Начинаешь варить мясо, а оно плохо разваривается, бульон становится мутный хлопьевидный. Оказывается, на предприятии мясо не прошло стадию посмертного окоченения. Поэтому такое мясо необходимо длительно выдержать, чтобы оно созрело и тогда проявится его качество.

Обман за счет продажи фальсифицированного мяса. Рассмотрим основные виды фальсификации мяса, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.

Ассортиментная фальсификация мяса.

При дороговизне мяса вообще, а в особенности в столицах и в крупных городах, встречаются случаи подмены (фальсификации) ценного мяса менее ценным, например, говядины- кониной, оленины-бараниной, свинины-собачьим мясом, зайца-кошкой и т. п. В некоторых случаях разобраться в обмане бывает довольно легко, в других же, наоборот, почти совершенно невозможно. Если, например, исследуется подозрительное мясо в тушах или в больших кусках, то по сравнительно-анатомическим особенностям костей скелета можно, разумеется, довольно скоро и верно придти к определенному заключению о принадлежности мяса тому или другому роду животного. В жизни, однако, в огромном большинстве случаев подмена мяса делается более осторожно и обычно практикуется там, где открытие обмана является делом весьма трудным, а сама фальсификация менее рискованной. Например, если в фарш колбас, приготовляемых из говядины, примешать 5-15% конины, то такая примесь может сойти незамеченной. Опыт показывает, что в дешевых сортах колбас (особенно копченых) добавка конского мяса в действительности практикуется в широких размерах.

Несомненно, что подмена мяса одного рода животного другим не может нанести какой-либо существенный вред здоровью потребителя. У нас нет, как известно, животных, обладающих ядовитым мясом. Тем не менее, подобная подмена составляет несомненный обман, так как о ней покупатель не извещается, между тем как большинство людей к мясу, например, лошадиному, кошачьему, или собачьему, относится в высокой степени брезгливо. Неудивительно, поэтому, что на методику распознавания фальсификации мяса уже давно было обращено внимание специалистов (химиков, врачей и ветеринарных врачей). В настоящее время создался целый ряд приемов и способов, предложенных для распознавания мяса различных жи-вотных. К сожалению, каких либо верных способов, а главное-удобоприменимых в практической жизни, мы не знаем. Опыт показывает, что одни из них дают неопределенный или изменчивый результат, другие требуют для своего выполнения дорогих аппаратов, третьи хотя и не сложны, но не всегда применимы, четвертые, наоборот чрезвычайно трудны по своей технике, требуют наличие лабораторной базы, больших затрат времени и т. п.

Существующие способы для отличия друг от друга мяса различных животных можно в настоящее время свести в следующие группы. Мясо распознается:

1. По цвету при его варке;

2. По особенностям скелета и органов;

3. По цвету и консистенции жира;

4. По определению в нем гликогена.

1. Распознавание мяса различных животных по цвету мышечной ткани. Свежее мясо различных животных, хотя и отличается друг от друга по цвету, но признак этот довольно неопределенный, так что основываться на нем для каких либо категорических заключений невозможно. Цвет мяса, сваренного в воде, имеет два типа: белый и серый. Этот цвет, конечно, будет варьировать по своим оттенкам и хотя, в практике, он имеет скромное распознавательное значение, но все же позволяет резко отличать мясо животных на два рода: белое и серое.

Типическое белое мясо дают свиньи, телята и рыба; затем многие виды птиц (куры, главным образом, на груди).

Серое мясо дают: рогатый скот, лошади и др. животные, не исключая и дичи. Таким образом, мы видим, что цвет сваренного мяса позволяет делить животных на группы (групповой признак), но отнюдь не дает возможности отличать мясо отдельных родов животных друг от друга.

2. Распознавание по особенностям скелета и органов. Несомненно, что этот метод может дать самые верные результаты. В основе его лежит разница в деталях сравнительно-анатомического строения костей и органов различного рода животных. Эта разница иногда настолько резко выражена, что, взявши ее в основание, вопрос о происхождении мяса решается быстро и в самом категорическом смысле. К сожалению, эксперту не всегда предъявляются для осмотра внутренние органы, а потому приходится ограничиваться исследованием костей. Понятно, что в последнем случае результаты будут тем благоприятнее, чем крупнее куски мяса, чем больше в них содержится костей и чем эти кости менее разрушены топором при разделке туши.

Рис. 1. Поперечный распил бедренной кости верхней четверти лошади. Рис. 2. Поперечный распил бедренной кости верхней четверти коровы.

Рис. 3. Поперечный распил бедренной кости в нижней четверти лошади. Рис. 4. Поперечный распил бедренной кости в нижней четверти коровы.

Рис. 5. Поперечный распил лучевой кости в нижней четверти лошади. Pис. 6. Поперечный распил лучевой кости в нижней четверти коровы.

Рис. 7. Поперечный распил лопатки в нижней четверти лошади Рис. 8. Поперечный распил лопатки в нижней четверти коровы

В жизни часто, впрочем, встречаются случаи, когда приходится решать спорный вопрос по сравнительно мелким кускам мяса, в которых цельных костей уже нет, а имеются лишь части последних. Опыт пока-зывает, что и по таким вырезам можно легко определять происхождение не только целых, но даже и частей подозрительных костей, а следовательно, и происхождение мяса. В этом можно убедиться по прилагаемым образцам-рисункам (см. рис. 1 - 8).

Таблица 4

Идентификационные отличия костей лошади и рогатого скота

Таблица 5

Идентификационные отличия костей зайца и кошки

Таблица 6

Идентификационные отличия костей свиньи от собаки

Из характерных особенностей анатомического строения внутренних органов, позволяющих, в спорных случаях, распознавать - происхождение мяса, укажем вкратце на следующие.

1. Язык.

Рогатый скот. Кончик языка заострен, имеет довольно тонкие края; часто снабжен пигментный пятном; в средней своей трети снабжен опухолеобразным (в форме элипсиса) возвышением (валиком); papillae filiformis плотные, особенно развитые на боковых краях языка: papillae fundiformis разбросаны группами по всей спинке; papillae vallatae располагаются на месте перехода тела языка в его корень; papillae foliatae (листовидные сосочки) отсутствуют. Надгортанник имеет овальную форму.

Овца и коза. Язык похож по форме на язык рогатого скота; у пестрых овец язык всегда с черными пятнами; кончик не заострен, а слегка раздвоен (зазубрен); papillae vallatae велики и многочисленны; овца имеет их 18-24. коза-12.

Свинья. Язык длинный и узкий, валик на спинной поверхности отсутствует; papillae vallatae числом 2; papillae fundiformis располагаются, главным образок, на боковых частях языка; papillae foliatae имеют по большей части 5 поперечных бороздок (щелей). Надгортанник короткий; свободный край его слегка закруглен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: