1. Игра на внимание "Что изменилось?"
2. Игра "Сосчитай и назови звуки" (оуи, аиу, иуа, иау, уаи, уиа).
3. Игра Телефон" — припоминание рассмотренных ранее картинок на И.
Работа воспитателя по заданию логопеда
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. См. подгрупповые занятия 1-3.
3. Воспроизведение звуковых рядов (оуи, аиу, иуа, иау, уои, уиа).
4. Печатание на асфальте — две команды {ауи).
ЗАНЯТИЕ
Тема. ЗВУКИ П, П\ БуКВЯ П
Цель:
1. Закрепление произношения и различение звуков П-П'-Б.
2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и
синтез обратных слогов ал, уп, ип.
3. Составление и преобразование предложений по сюжетным кар
тинкам по образцу — согласование глаголов настоящего време
ни с существительными в числе.
4. Знакомство с буквой П.
5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печата
ние обратных слогов.
Оборудование: предметные картинки {пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья), сюжетные картинки (Петя (Поля) поет. Дети поют. Петя (Поля) подметает. Петя (Поля) наливает воду. Петя (Поля) выливает воду. Петя (Поля) поливает пионы), индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
I. Оргмомент (называние индивидуальных меток по цвету).
II. Повторение и характеристика изученных гласных.
III. Знакомство со звуками П, П':
а) выделение повторяющегося звука П: сноп, глуп, хлоп, панама...;
произнесение его логопедом, детьми;
характеристика звука: не поется — не гласный — согласный, активно участвуют губы— губной;
б) выделение звука 1Г: сыпь, петь, накипь, Петя, пять...;
в) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и
звучанием.
Вывод: П — твердый — ап, уп, ип; П' — мягкий — апъ, упь, ипь.
IV. Различение П-1Г на слух (выделение П):
а) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апъ, ипь...;
б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо,
пароход...;
з- 19
Тема. |
в) игра "Наоборот":
ап-ап-ап -* апь-апь-апъ оп-оп-оп -> уп-уп-уп -> топ-топ-топ -* |
па-па-па -» пя-пя-пя по-по-по -> пу-пу-пу -» пы-пы-пы -»
V. Дифференциация в произношении по картинкам:
а) проговаривание названий картинок на панно;
б) отбор картинок на звук П, игра с ними на развитие внима
ния и памяти "Назови указанную картинку";
в) отбор картинок на звук П' — игра на внимание и память
"Запомни, повтори, положи" (3-4 картинки).
VI. Физкультминутка.
VII. Звуковой анализ обратных слогов ал, оп, уп, ип:
а) выделение первого гласного;
б) выделение последнего согласного;
в) полный анализ слога;
г) синтез обратного слога.
VIII. Воспроизведение слоговых рядов:
ап-оп-уп ап-оп-уп-ип
ап-уп-оп оп-уп-ип-ап
оп-уп-ап уп-ип-ап-оп
IX. Составление и преобразование предложений по сюжетным кар
тинкам, на которых изображено простое действие, с помощью
вопросов и по образцу:
Поля поет. Петя поет. — Дети поют.
Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными.
X. Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание ее,
обведение контура, печатание.
XI. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: ап, уп, ип,
по следам анализа, чтение, печатание их.
XII. Итог. Какие звуки изучали? Вспомнить картинки.
Игра "Отгадай последний звук": сто., хло., глу., пото., су., то..
Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях
1. Игра "Наоборот" — различение П'-П.
2. Игра "Бегите ко мне" —различение П'-П.
3. Игра "Запомни, повтори":
ап-оп-уп оп-уп-ип уп-ип-ап
4. Игра "Назови указанную картинку" (упражнение с 6 картинками).
5. Игра "Живые звуки" (ап, уп, ип).
Работа воспитателя по заданию логопеда
1. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук.
2. См. подгрупповые занятия 1-5.
3. Печатание слогов на асфальте на большом квадрате в правом,
левом, верхнем, нижнем углах (ап, уп, ип).
ЗАНЯТИЕ
Звук и буква Т
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Дифференциация на слух Т-Д-К.
3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п...).
4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит. Воспроизведе
ние слоговых рядов.
5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью
вопросов, объединение их в рассказ.
6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в имени
тельном и винительном падежах и существительных.
7. Знакомство с буквой Т, печатание.
Оборудование: предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, батон, каток, пулемет, охотник, гамак, хобот, конфета, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, билет, лифт, дыня), сюжетная картинка "Толя и Тома лепят...", индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
I. Оргмомент (сложная инструкция: припоминание картинок на П, П').
II. Повторение знакомых гласных и согласных, сопоставление.
III. Знакомство со звуком Т:
а) выделение на слух из слов: торт, корт, гимнаст, хвост, мост,
трамвай, тарелка, тумбочка, нитки, пальто, метка...;
б) произнесение звука логопедом и детьми, наблюдение за арти
куляцией и звучанием, характеристика: согласный, зубной.
IV. Дифференциация Т-Д-К на слух:
а) в звуковом ряду: т, д, т, к, д, п, т...;
б) в словах: том, дом, ком, топ, тот, пот, мак, дым, танк, паук, как,
так, папа, туфли, мост, сноп, кулак, хвост...;
в) по картинкам на панно: логопед проговаривает все картин
ки, дети отбирают и проговаривают картинки на Т.
V. Упражнение на развитие внимания и памяти с отобранными кар-
тинками (припоминание рассмотренных ранее картинок на Т— "Отгадай указанную картинку" — 6 картинок на панно перевернуты).
VI. Звуковой анализ обратных слогов:
ап уп ип он ат от ит ут
Назови последний звук. Какой он? Назови первый звук. Какой он? Сколько всегв звуков в слоге? Игра "Живые звуки".
VII. Воспроизведение слоговых рядов:
ат-от-ут-ит от-ут-ит-ат ут-ит-ат-от ит-ат-от-ут
VIII. Физкультминутка.
IX. Знакомство с буквой Т: рассматривание, отыскивание, обведение
контура, печатание.
X. Упражнения с разрезной азбукой: составление (по следам анализа),
преобразование и чтение обратных слогов: ап, уп, ип, ит, ут, ат с последующим печатанием трех из них.
XI. Составление рассказа по сюжетной картинке:
а) рассматривание картинки;
б) называние или отбор имен на Т:
Аня, Маша, Тома, Оля, Лена, Поля, Алик, Эдик, Коля, Толя, Павлик;
в) отыскивание и называние предметов на звук Т;
г) составление предложений с помощью вопросов:
Что это? Кто это? Что делает Толя? Тома?
Что он(а) лепит? Что у Толи? Томы?
д) объединение предложений в рассказ:
Вот комната. Это Тома. Это Толя. Тома лепит утку. У Томы утка. Толя лепит танк: У Толи танк.
е) заучивание рассказа.
XII. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именитель
ном и винительном падежах и существительных — договаривание
предложений:
У Томы 1... утка. (2.., 5...) У Толи 1... танк. (2.., 5...) Тома слепила 1... утку. (2.., 5...) Толя слепил 1... танк. (2.., 5...)
XIII. Итог. Произнесение, характеристика звука Т, припоминание кар
тинок, договаривание слов: бин., бон., лиф., хобо., поле., отколе., фут-
болис, хоккеис, ко., ки., самока..