В издательстве ГНОМ И Д
в серии "В помощь логопеду" готовятся к изданию книги:
>■ Артикуляционный тренинг. Практикум для педагогов и родителей. Куликовская Т.Д.
> Буквы и слоги. Комплект демонстрационных карточек для педагогов.
> ДетисЗПР. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры.
Учебно-методическое пособие. Борякова Н.Ю., Окорокова А.В.
> Дидактический материал по автоматизации произношения звуков:
свистящих; шипящих; Р-Р'. Альбом логопеда. Полноцветный картин
ный материал. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
> Дидактические игры и занимательный материал для уроков есте
ствознания. Раздел I. Неживая природа. Раздел II. Растения. Раздел III.
Животные. Раздел IV. Человек. ЛифановаТ.М.
> Звуки, буквы называя, я учить их начинаю. Галкина Г.Г.
>■ Звуковые кроссворды в картинках. Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
>• Игры со звуками, буквами и словами для детей 5-7 дет. Логопедическое пособие. Наумова Э.Д.
> Конструктор "ЛЕГО-ДАКТА" в работе с детьми с ОНР. Пособие для
воспитателей. Ерохина Н.В.
> Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Новикова Е.В.
>• Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению. Новикова Е.В.
>• Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, вос
питателей и родителей. Изд. 2-ое. Алифанова Е.А., Егорова Н.В.
> Нравственные беседы с элементами психогимнастики. Планы заня
тий с детьми 4-6 лет. Жучкова Г.Н.
> Организация обучения и воспитания детей с задержкой психическо
го развития в дошкольном учреждении. Учебно-методическое посо
бие. Борякова Н.Ю., Дубинина Е.А., Касицына М.А.
|
>■ Очень умные карточки. Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Коноваленко СВ.
> Работа с заикаищимися детьми в специальном детском саду. Шило
ва Е.А., Замотаева С.А.
>■ Развитие речи и формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста. Часть II. «Осень». Часть III. «Зима». Планы занятий. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
> Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточ
ностью в процессе деятельности (на примере уроков ИЗО). Шилова Е.А.
>• Формирование количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта. Конспекты занятий. Чумакова И. В.
Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91
В.В. КОНОВАЛЕНКО, СВ. КОНОВАЛЕНКО
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
I период
Пособие для логопедов
2-е издание, исправленное и дополненное
Москва 2000
ББК 74.3 К 64
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).
15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ5-296-00079-Х
В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе используются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средства обучения.
|
Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного отношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.
Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, а также для детей с задержкой психического развития.
ББК 74.3
Издатель - А. Казаков
Ответственный за выпуск - М. Вишневская
Редактор - Е. Алифанова,Е. Телышева
Оригинал-макет - Е. Капнулина
Обложка - В. Воскресенский
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.
Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07
Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60x90/16. Объем - 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.
13ВМ 5-296-00080-3
15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998
© Оформление. ООО "Издательство Гном и Д", 2000
ВВЕДЕНИЕ
Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготовительных логопедических группах для детей с недоразвитием фонетического строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с элементами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с задержкой темпа психического развития.
В нем представлены перспективный план коррекционной работы, а также планы фронтальных логопедических занятий на учебный год.
|
Основополагающими документами, используемыми в данной работе являются:
— Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще
ние, 1978.
— Проект программы воспитания и обучения детей с фонети
ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про
свещение, 1986.
— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне
матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили-
чева Т.Б., Чиркина Г.В. — М, 1993.
Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в
* нервно-психической сфере;
* познавательной деятельности;
* поведении детей;
* развитии общей и артикуляционной моторики;
* развитии лексики, формировании грамматического строя, зву-
ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко-
произношения, с недоразвитием фонематического слуха —
привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика после дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не менее трех раз в день.
Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюдение психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).
Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:
а) увеличен дневной сон;
б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;
в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос
питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно
го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;
г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два
(три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об
разом:
I период (сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-
грамме;
II период (ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-
сто 80;
III период (март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.
Все это требует большей эффективности занятий, более тщательного и экономного отбора материала, более серьезной и вдумчивой отработки методов и приемов коррекционной работы, некоторого изменения структуры и характера занятий (преобладающими стали комбинированные занятия).
Мы придерживаемся существующих в современной логопедии требований к фронтальным логопедическим занятиям по произношению и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:
1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды
работы.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес
ким и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм.
4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы,
содержания материала.
5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш
ления.
6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.
7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.
8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
9. Недопустимость использования дефектных звуков.
В качестве наглядного материала в занятиях максимально использовалось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ '
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
Дни недели | I половина дня | II половина дня | ||
Занятия логопеда и воспитателя | Занятия воспитателя | Индивидуально-под-групповая работа воспитателя по программе д/с | Работа по заданию логопеда | |
Понедельник | 1. Развитие речи, российская словесность 2.ФК | Коррегирую-щая гимнастика | Развитие графических навыков, подготовка к письму | 30 мин. |
Вторник | 1.Логопедическое 2. Музыкальное | ФК/ритмика | Развитие логического мышления, математика | 30 мин. |
Среда | 1. Математика, развитие логического мышления 2. Экскурсия, спортивные развлечения | Корригирующая гимнастика | Развитие речи, российская словесность | 30 мин. |
Четверг | 1.Логопедическое 2. Музыкальное | ФК/ритмика | Изобразительная деятельность | 30 мин. |
Пятница | 1. Изобразительная деятельность 2.ФК | Коррегирую-щая гимнастика | Эстетическое развитие: драматизации, театрализованная деятельность | 30 мин. |
Общее количество фронтальных занятий:
Логопедические — 2 (3)
ФК -5
Музыкальные - 2
Развитие речи — 1
Математика - 1
Изодеятельность — 1
РЕЖИМ ДНЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
1. | Прием детей, наблюдение | 7.00-8.10 |
2. | Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика | 8.10-8.30 |
3. | Завтрак | 8.35-8.55 |
4. | Занятия | |
I | 9.00-9.30 | |
II | 9.40-10.10 | |
5. | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 10.10-10.20 |
6. | Прогулка | 10.30-12.30 |
7. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика | 12.30-12.40 |
8. | Обед | 12.45-13.10 |
9. | Сон | 13.10-15.20 |
10. | Корригирующая гимнастика, закаливание, физкультура | 15.00-15.45 |
11. | Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по программе д/с | 15.50-16.20 |
12. | Полдник | 16.20-16.30 |
13. | Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (закрепление произношения) | 16.30-17.00 |
14. | Прогулка, игры, развлечения | 17.00-19.00 |
Недели | Звуки, буквы | Звуко-слоговой анализ, грамота | Грамматический строй | Лексика активная | Лексика пассивная, темы | Связная речь |
IV | И П-1Г | Анализ звукового ряда из трех гласных Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа ап | Именительный падеж множественного числа существительных на -и, -а Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными | Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья | Семья. Дом | |
Октябрь | ||||||
I | Т П-Т | Звуковой анализ обратного слога типа ут. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных Притяжательные прилагательные на -ий-. Согласование количественных числительных 1,2,5 и существительных | Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, конфета, батон См. занятия 5, 6 | Детские игрушки (экскурсия в магазин) | Рассказ по сюжетной картинке "Тома и Толя" |