ИНТЕРВАЛЫНА ГИТАРЕ
На гитаре расположение интервалов, также как и нот — не так очевидно как на клавиатуре пианино.
По сути, для новичка распознать интервал на гитаре представляется не самой простой задачей.
Я бы рекомендовал начать освоение интервалов на гитаре с самых распространенных и наиболее часто используемых.
Например “Малая” и “Большая терция” выглядят как диагонали на соседних струнах.
Кварта это соседние струны на одном ладу.
Квинта — это диагональ в другую сторону.
достаточно запомнить эти визуальные образы и вы всегда будете помнить как взять тот или иной интервал.
Это справедливо и визуально интервалы выглядят одинаково на всех струнах, кроме 3 струны. С третьей струны по отношению к соседней второй интервал сдвигается на 1 лад.
То есть например интервал кварта “G” и C” на 4 и 3 струнах будет выглядеть как зажатый 5 лад.
А кварта на 3 и 2 струнах, например “С” и “F” будет уже на 1 лад дальше.
Интервалы на грифе гитары
Напомним, что интервалы бывают: мелодические (взятые последовательно) и гармонические (взятые одновременно).По звучанию гармонические интервалы разделяются на консонансы (звучат мягко, сливаясь друг с другом) и диссонансы (звучат резко).
Необязательно каждый раз строить интервалы на грифе, достаточно запомнить их аппликатуру.
1 — Малая секунда. 2 — Большая секунда. 3 — Малая терция. 4 — Большая терция.
1 — Большая терция. 2 — Чистая кварта. 3 — Чистая квинта. 4 — Большая секста. 5 — Малая септима.
Система октав
Октава — интервал образующий аппликатурный каркас (1), на основе которого строятся аккорды (2), арпеджио (3) и гаммы (4).
Система октав — основа виденья грифа гитары, позволяющая отслеживать аппликатуры аккордов, арпеджио, гаммы и их взаимосвязь.
Аккорды (аппликатура, мажорных и минорных, трезвучий)
(С) — До мажор.
«|» и «¦» — баррэ.
Используя баррэ вместо нулевого порожка, можно получать любую аккордовую форму, а так же переходить в другую тональность при наследовании аппликатурной позиции.
(Am) Ля минор.
Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.
Интервалы на закрытых струнах
При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.
На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).
Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.
Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.
Сегодня давайте обратимся к простым интервалам. Простыми интервалами называются интервалы которые не выходят за рамки одной октавы.
Простые интервалы
1. Прима — унисон, в буквальном смысле это два абсолютно одинаковых звука. На гитаре, в отличии от фортепиано, довольно легко взять одну и ту же ноту на двух струнах, благодаря специфике гитарного строя.(подробнее о расположении нот на гитаре)
Секунда
2.1 Малая секунда = полтона
2.2 Большая секунда = 1 тон