Изучение района путешествия




Изучение района включает: знакомство с литературой (в том числе и художественной), картографическим материалом, беседы с людьми, побывавшими в местах путешествия. Полезно также воспользоваться отчетами туристов, сделать себе выписки о рельефе, гидрографии, климате, растительности, животном мире, история, экономике и быте населения. Много ценных сведений, особенно о конкретных достопримечательностях маршрута, можно почерпнуть из переписки с местными советами по туризму и экскурсиям, туристскими клубами, отдельными краеведами.

Работа с картами занимает особое место в процессе подготовки к путешествию (см. с. 110). Путем расшифровки условных знаков, с помощью тщательного измерения расстояний и составления превышений высотных отметок туристы знакомятся с условиями проходимости местности.

Начинающим туристам рекомендуется с помощью литературы и карт составить подробное описание пути с указанием расстояний; особенностей местности, по которой пролегает маршрут; с характеристикой дорог; с описанием ориентиров, которые будут видны вблизи и вдали с разных точек, и т. д. Такое описание даст возможность двигаться уверенно, не сверяясь непрерывно с картой.

Разработка маршрута

Построение маршрута зависит от специфики путешествия и конкретных условий местности. Он может быть линейным (сквозным), линейно-радиальным с дальними экскурсиями или разведывательными выходами в сторону от основного пути, кольцевым с возвращением в начальную точку пути. Планируя маршрут, надо обеспечить постепенное возрастание сложности естественных препятствий и нарастание интереса путешественников ко второй трети путешествия. На эту часть желательно оставлять технически самые трудные участки, посещение наиболее любопытных музеев, панорамных пунктов и других интересных объектов.

Маршрут следует строить с таким расчетом, чтобы по возможности снизить походные нагрузки. Рекомендуется заранее наметить Пункты, куда можно заслать почтой часть снаряжения и продовольствия или где есть возможность пополнить его запасы. Целесообразно также создавать базовые лагеря, из которых можно совершать различные радиальные путешествия с минимальной нагрузкой. Кроме основного маршрута, необходимо иметь облегченный запасной вариант на случай болезни одного из. участников, непогоды, разлива рек, повышенной, лавиноопасности и т. п.

Маршрут должен быть безопасным и логичным. Искусственный набор тех или иных препятствий, излишнее «закручивание» пути не даст удовлетворения туристам и может привести к травматизму.

Составление календарного плана

Календарный план путешествия, график движения и расчет дневных переходов разрабатываются в зависимости от сложности пути, физической и технической подготовленности участников группы, веса рюкзаков, а также наличия тех или иных экскурсионных объектов, для осмотра которых необходимы остановки.

В пешем путешествии. В среднем туристы проходят по 15 - 25 км в день. Если рюкзак тяжел (особенно в первые дни путешествия) или маршрут идет по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, а также если в составе группы имеются слабо подготовленные новички, дневной переход надо уменьшать до 12 - 18 км. Нарастание нагрузок должно быть постепенным. Так, в пешем походе I - II категории сложности километраж по дням может быть следующим: 15, 18, 20, 22 км, дневка, 22, 25, 25, 18 км. При сложном профиле маршрута самым тяжелым бывает второй-третий день похода. Поэтому километраж в первые три дня лучше не увеличивать, а дневку делать на четвертый день.

В лыжном путешествии. По лыжне даже начинающие туристы сравнительно легко проходят по 20 - 30 км в день. При передвижении по снежной целине с преодолением естественных препятствий или в условиях сложной ориентировки скорость падает до 12 -.18 км в день. Серьезно снижается темп движения в оттепель, а метель, резкое похолодание, сильный встречный ветер вообще лучше переждать в населенном пункте. Поэтому до 1/4 - 1/5 всего времени в зимнем походе планируется как резервное и. оставляется на непредвиденные задержки в пути.

В горном путешествии. Время, необходимое на подъем, определяется путем суммирования предполагаемых затрат времени на движение группы по горизонтали (средняя скорость 3 - 4,5 км в час) и на подъем по вертикали (скорость около 0,3 - 0,4 км в час), Продолжительность спуска по несложному пути рассчитывают исходя из скорости 5 - 6 км в час. При планировании переходов нельзя забывать о возможности ухудшения погоды.

В водном путешествии. Кроме общего километража, количества и качества препятствий, экскурсионных объектов, имеющихся на маршруте, и необходимого резерва дней на непогоду, при разработке календарного плана учитывают такие специфические показатели, как уклон и извилистость реки, скорость ее течения. Причем не только среднюю на весь маршрут, но и по отдельным его участкам. При уклоне реки до 1 м/км (0,001) и скорости течения 4 - 5 км в час скорость передвижения туристов будет несколько меньше суммы скоростей течения и их собственной скорости. При возрастании уклона и скорости течения скорость группы может не увеличиться, так как много времени потребуется на предварительный просмотр препятствий и предупреждение аварийных ситуаций (начинающим туристам по таким рекам ходить не следует).

Реальная скорость движения на веслах или бечеве против течения составляет 1 - 2 км в час (при уклоне до 1 - 1,5 м/км), а на преодоление на равнинной реке препятствия, требующего проводки или обноса, затрачивается примерно час времени. В среднем для расчетов можно полагать, что скорость туристского судна в походе I - II категорий сложности составляет 4 - 5 км в час.


Рис. 1. Профиль водного маршрута (данные условные).

Профиль маршрута. При подготовке водного, горного или горнолыжного маршрута, даже самого простого, полезно построить его продольный профиль. Профиль водного маршрута вычерчивается в двух масштабах: мелкий берется для отметок по длине маршрута, более крупный - для нанесения урезов воды (рис. 1). На профиль из литературных и картографических источников переносят вычисленные уклоны реки, данные о характере долины, берегов, дна, отмечают места естественных и искусственных препятствий. Это позволяет реально оценить особенности и сложность маршрута, разбить его для удобства прохождения на участки, требующие приблизительно одной техники и тактики движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: