Возрастные особенности мышления в норме.




Ранний возраст. Мышление в первые годы жизни тесно связано с восприятием, оно как бы слито с ним и определяется механизмами сенсомоторного взаимодействия. Ребенок, действуя с предметами и манипулируя ими, проявляет познавательную активность. Она как бы «встроена» в ситуации, в которых реализуется.

Образная категоризация – первая мыслительная операция – обнаружение общих характеристик предметов. Она лежит в основе формирования более зрелой мыслительной операции – обобщения, развитие которой связано с освоением слова. С развитием речи и ее обобщающей функции в детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психического феномена наглядно-действенное или практическое мышление.

Речевое развитие ребенка влияет на динамику развития мышления, заметно его ускоряя. Существует возможность освоения абстрактных процедур уже на фазе наглядно-действенного (предоперационного) мышления и в период преобладания сенсомоторного интеллекта. Так, усвоение числа и связанных с ним представлений о количестве начинается в возрасте между полутора и двумя годами. Многие, но не все дети обучаются счету почти одновременно с освоением существительных и глаголов.

Мышление дошкольника. Мышление старшего дошкольника принято называть наглядно-образным, основная особенность которого – решение ребенком жизненных задач не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления, но и в уме с опорой на образы – представления об этих предметах. Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно только в том случае, если ребенок может комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, выделять в них существенные инвариантные признаки, важные для решения различных задач. Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти. Примерно к 4 годам у дошкольника в целом завершен процесс формирования основных психических функций, что создает необходимую базу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка.

В старшем дошкольном возрасте начинают появляться элементы более зрелого – словесно-логического – мышления.

Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является перевод внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме. Развивающиеся внутренние операции удваивают предметную реальность за счет развития систем перпеции и памяти, а также дальнейшего развития внимания. Проявление способности действовать в уме, а не только в реальном физическом пространстве имеет два различных следствия:

1. появление начальных признаков рефлексии не только в отношении результата, но и действий по его достижению;

2. прогрессивные изменения мышления порождают всплеск детского воображения и фантазии как основ творческой активности ребенка.

В возрасте до 5 лет еще не развито планирование и построение действий в уме в соответствии с замыслом. Затруднено прогнозирование результата воображаемого и практически не реализованного действия. Достаточно долго дошкольники не могут сообщить о том, что они собираются сделать фактически до начала действия. Это заметная особенность как игровой, изобразительной, так и отчасти трудовой деятельности.

Мышление младшего школьника. Мышление первоклассника остается все еще конкретным и близким по своим качествам к мышлению ребенка старшего дошкольного возраста. В целом оно опирается на наглядные образы и конкретные представления о предметах и явлениях. Известно, что первокласснику для понимания того, что должно быть усвоено, всегда нужен реальный предмет или его изображение. Для прогрессивного преобразования этого предметно-практического мышления в теоретическое, являющегося целью обучения, необходимо формирование абстракции. В конце обучения в начальной школе возможен переход на следующий и более сложный тип мышления – дооперационный, который строится на способности к абстрагированию и обобщению.

Виды патологии мышления:

1) Нарушение операциональной стороны мышления

К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение, анализ, синтез.

Обобщение – анализ, вскрывающий существенные связи между явлениями и объектами.

При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:

1) снижение уровня обобщения;

2) искажение процесса обобщения.

Методики для исследования операциональной стороны мышления:

1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Испытуемый раскладывает предметы на группы, чтобы они имели общие свойства. Способность выделить 2 или 3 группы на последнем этапе => высокий уровень обобщения.

2. Исключение. Существует два варианта: словесный и предметный. Предметный представляет собой набор карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один существенно отличающийся, должен быть исключен. Решение испытуемым, на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу, свидетельствуют о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых" чрезмерно обобщающих признаков свидетельствуют об искажении процесса обобщения.

3. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равенна.

4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, в котором отличается родовое и видовое отличие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существующих признаков на общие для нескольких объектов и на их различия. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (человек-животное, танк-трактор) и неоднородные (ложка – телега, ботинок-карандаш).

5. Понимание переносного смысла пословиц или метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей фразу или другую пословицу.

6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнить пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова.

 

2) Нарушение динамики мышления

К этим нарушениям относятся:

Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не бывает снижен; больные правильно обобщают материал; операции сравнения не нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не устойчив(часто в маниакальной фазе МДП).

Инертность мышления. В основе этого нарушения лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой

(подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости).

 

3) Нарушение личностного компонента мышления

К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.

Критичность мышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Больные могут актуализировать неадекватные связи и отношения, которые приобретают смысл из-за измененных установок больных шизофренией(не критичность).

Разноплановость – нарушение мышления, заключающаяся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.

Резонерство – склонность к "бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям (например, испытуемый сравнивает птицу и самолет: "сходство - крылья. Потому что рожденный ползать - летать не может. Человек тоже летает у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает, он дышит…" и т.д.)

Нарушение саморегуляции – невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчивости мышления, его не целенаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: