II. Основные этапы работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио.




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств № 58»

 

654059, Россия, Кемеровская обл. г. Новокузнецк, ул. Тореза, 82а, Тел./факс 8 (38 43) 54-94-66

E-mail: artschool58nvkz@mail.ru

 

 

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: «Работа над музыкальным диктантом

В 4-5 классах ДМШ»

 

 

выполнила:

преподаватель

МБУ ДО «ДШИ № 58»

Кострова М. В.

 

г. Новокузнецк

ноябрь 2021

Содержание

I. Введение

II. Основные этапыработы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио.

III. Разновидности диктантов.

IV. Методика написания диктантов.

V. Список использованной литературы

 

I. Введение

В 4-5 классах дети уже имеют навыки записи диктантов. Однако практика показывает, что многие ещё не овладели этим умением и преподавателю нужно терпеливо работать над разными приёмами записи.

Музыкальному диктанту с 4 класса должно быть уделено серьёзное внимание и достаточное количество времени на каждом уроке. Занятия диктантом должны быть систематическими.

Главная задача – закрепление полученных навыков. Материал для диктантов значительно усложняется, примеры делаются более длинными (6-8 тактов), что затрудняет их непосредственное запоминание. Поэтому особенно важно поработать над осознанием, над пониманием звучащей музыки до того, как начать запись. Лучше всего применять форму диктанта с предварительным анализом или запись по частям – эскизный метод.

В материал для диктантов следует включать образцы из музыкальной литературы, из опер, из классических произведений разных эпох и стилей.

В диктантах с предварительным анализом предлагается устно после первого прослушивания определить:

1. структуру мелодии;

2. лад;

3. размер.

Преподаватель должен обратить внимание на отдельные обороты мелодии, ходы по звукам трезвучия или другие характерные интонации. Полезно включить их в настройку.

Эскизный метод записи имеет большое значение для дальнейшей работы над диктантом в старших классах. Применение этого метода позволит быстро записывать длинные диктанты, научит детей свободно ориентироваться в прослушанной мелодии, не пропевать её обязательно сначала, чтобы вспомнить тот или иной мотив. Основой эскизного метода является логическое осознание слушаемой мелодии. При этом запоминание непосредственно слуховое, неосознанное, как бы отодвигается на второй. Вырабатывается способность понять и записать звуки даже тогда, когда учащийся ещё не может их пропеть вслух. Возрастает роль внутреннего слуха и слуховых представлений, развивается и укрепляется музыкальное мышление детей.

Главная трудность для преподавателя состоит в том, чтобы выбрать в каждом данном примере необходимые детали, поставить правильно вопросы, указать, на что следует обратить внимание. И трудность диктанта в большой степени будет зависеть от того, насколько ясно и логично эти детали выражены в мелодии. Поэтому квадратная структура, форма: а+в, а+с, наличие секвенций, гаммообразные ходы, ясные кадансовые обороты – всё это будет способствовать доступности примера.

Одна из важнейших задач в работе над диктантом – развитие внутреннего слуха и памяти. Необходимо строго следить за тем, чтобы учащиеся не напевали мелодию во время записи, проверять запоминаемость примера для того, как приступать к записи. Даже предварительный анализ полезно проводить по памяти после того, как пример был прослушан раза два непосредственно, без наводящих вопросов.

Хороший пример для развития памяти – подбирание диктантов на фортепиано, а не записи их. Вообще навык подбирания, общения с фортепиано очень полезен для развития непосредственно слуховой памяти и должен быть использован на протяжении всего обучения в ДМШ, а не только в младших классах.

Время, отводимое на запись диктанта, в 4 классе увеличивается, поскольку примеры теперь более сложные и длинные. На уроке – это займёт 20-25 минут. Занимаясь диктантом систематически, на каждом уроке, преподаватель должен умело подбирать формы работы, разнообразить приёмы записи.

При закреплении новых понятий, ритмов, тональностей можно дать лёгкий диктант – «минутку» или устный.

При проверке усвоения – дать более развёрнутый пример с предварительным анализом, эскизный и контрольные.

Формы проверки: групповая, индивидуальная, самостоятельная, за фортепиано, и контрольная. Многие преподаватели используют взаимную проверку учащихся.

В курсе сольфеджио 5 класса стоит задача укрепления и усовершенствования навыков записи диктантов. В основном применяются те же формы работы, что и в 4 классе:

1. устные диктанты;

2. запись более протяжённых мелодий с предварительным анализом;

3. запись методом эскизов;

4. запись знакомых мелодий по памяти;

5. контрольные.

Устные диктанты. В педагогической практике применяются разные приёмы их проведения: а) учащиеся запоминают мелодию, поют её несколько раз на слоги или гласные и затем сольфеджируют по памяти; б) преподаватель играет мелодию, а учащиеся одновременно поют, обычно после 2-х или 3-х проигрываний называя ноты. В заключении все устные диктанты должны быть записаны или сыграны с правильным ритмом.

Диктанты с предварительным анализом и эскизы. Этот приём должен быть основным при записи более сложных и длинных мелодий. В предварительном анализе особое внимание надо обратить на понимание структуры мелодии, умение услышать повторность фраз, вариантность интонаций. Там, где встречаются хроматизмы или модуляции, они также должны быть выявлены при предварительном слуховом анализе. Определяя размер примера, дети должны продирижировать его во время проигрывания. Такая подготовка проводится при первых 2-х или 4-х проигрываниях, и только потом можно приступать к записи, опираясь на память.

При записи контрольных диктантов такой подробный анализ не проводится, учащиеся должны сами научиться слушать диктант, самостоятельно использовать все приёмы анализа. Поэтому и при контрольных диктантах пример сперва проигрывается 3-4 раза и только затем предлагается начать запись.

Время, отводимое на запись, определяется трудностью примера, его протяжённостью.

В работе над записью диктантов предлагается использовать примеры с аккомпанементом – вокальные и инструментальные. Вокальные – преподаватель поёт, играя сопровождение. Учащиеся должны не только записать мелодию с голоса, но и высчитать и зафиксировать паузы в вокальной партии, когда звучит один аккомпанемент.

Для развития тембрового слуха можно в этих примерах вокальную партию исполнить на каком-нибудь другом инструменте.

Другим важным моментом в работе над музыкальным диктантом является начало записи двухголосных примеров.

Перед преподавателем встаёт задача правильно и целесообразно направит слуховое внимание учащихся.

Начинать надо с анализа на слух и пропевание каждого голоса отдельно. Можно пропеть сольфеджируя и затем записать каждый голос отдельно, соблюдая ритм.

Затем следует обратить внимание на гармоническое звучание интервалов между 2-мя голосами.

Следующий этап – одноголосие с припевом из параллельных терций: приём подголосков или всё движение терциями. Опять записывается сперва верхний голос, затем добавляются терции, и только после этого пропевается партия нижнего голоса. Когда учащиеся научатся различать линии каждого голоса и слышать интервал, образующийся на стыке 2-х голосов в тесном расположении, следует пробовать 2-хголосие разных тембров. Это значительно труднее. Всё внимание надо направить на то, чтобы они услышали движение нижнего голоса и мысленно представили себе его звуки.

Первым примером лучше взять маленькие отрывки имитационного склада.

Известно, как важно с первых шагов дать учащимся правильный путь к освоению новых трудностей. В сольфеджио это имеет очень большое значение, так как впечатления от музыки в большинстве эмоциональны, не осознанны. И чтобы разобраться в них, нужна помощь преподавателя. Нужно направить внимание учащихся, научить их понимать, осознавать слышимое.

Конечно, в 5 классе это только начало, подготовка к будущему навыку, но уже понемногу надо готовить учащихся к более сложным слуховым ощущением. Преподаватель должен заинтересовать детей, помочь им в освоении новых явлений в музыкальном искусстве.

II. Основные этапы работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио.

Диктант – это одна из основополагающих форм работы на уроке сольфеджио, которая способствует выработке и развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Развитый навык написания диктанта существенно помогает ученику на уроках специальности быстро читать ноты с листа (и наоборот) и выучивать наизусть музыкальный текст, а также представляет собой концентрат знаний и умений ученика, перенесенные в практическую плоскость. В конечном итоге каждая форма работы, используемая на уроке сольфеджио, находит свое отражение в диктанте, и складывается в результате, как разрозненные пазлы, в целостную картину качественного усвоения на практике музыкального и теоретического материала.

В процессе прохождения обучения по специальности педагоги всегда значительное внимание уделяют технике владения инструментом. На уроке сольфеджио тоже есть показатели «техничности» – это прежде всего скорость реакции, отклика на сыгранное, быстрота узнавания пройденных элементов (как мелодических, так и ритмических), цепкость и объемность памяти, умение мыслить крупными построениями, понимание логики движения функций или хотя бы распознавание в мелодии скрытой структуры аккордов.

1. Формирование навыков, необходимых для написания диктанта, в различных формах работы на уроке сольфеджио.

Итак, какие же формы работы на уроке сольфеджио являются одновременно этапами подготовки к написанию диктанта, служат своеобразным «багажом», с которым ученик приходит к успешному освоению этой кульминационной формы работы? Э то регулярная интонационная работа на уроках сольфеджио, которая способствует развитию музыкальной памяти, т.е. умению удерживать мелодию в памяти, и вырабатывает умение анализировать ритмоинтонационный состав мелодии, различать в нотах интервалы, аккорды, направление движения мелодии, повторы и видоизмененные повторы, ритмические и жанровые особенности текста. Работа в ладу развивает ощущение ладового тяготения (осознания полутонового тяготения: ля – соль-диез, а не ля – ля-бемоль), важнейший слуховой навык памяти устоев, понимание роли каждой ступени в ладу. Работа в ладу способствует выработке навыка ощущения устойчивых и неустойчивых ступеней. Для этого можно использовать следующее упражнение: после пропевания гаммы педагог играет любые ступени, задача учеников – быстро сориентироваться и спеть с названием исполненные педагогом звуки. Также в развитии ориентации в ладу поможет работа по столбице или пение ступеневых дорожек. Еще одно упражнение – допевание до тоники: педагог играет любую ступень (но не тонику), задача ученика – допеть ее до тоники.

Благодаря разнообразным формам работы в ладу ученик приобретает практический навык ориентации в любой тональности (нота=ступень). Например, дается задание: называется номер ступени, а ученикам нужно сообразить, какая это будет нота в конкретной тональности. Или наоборот: задание на нахождение в конкретной тональности отдельной ступени. В выработке быстрой ориентации в тональности поможет пение секвенций, особенно тех вариантов, где они начинаются не с тоники.

Кроме того, в процессе ладовой работы обучающиеся приобретают навык быстрой и уверенной ориентации в ступенях лада по звукам Т5 3: III – посередине, V – сверху, VI – рядом с V, а VII – под I. Именно работа в ладу помогает в дальнейшем, на продвинутых стадиях диктанта, правильной записи альтерированных ступеней.

Работа с метроритмом в классе сольфеджио также находит свое качественное отражение в диктанте. Ведь ритмические упражнения формируют навыки правильной записи ритмических групп и их группировки в различных размерах, а также способствуют удержанию в памяти ритмического рисунка мелодии. Педагогу часто приходится сталкиваться с тем, что запись ритма представляет для учеников (даже с абсолютным слухом) еще большую сложность, чем фиксация звуковысотности. Поэтому очень важно на начальном этапе дать ученикам правильные установки при работе с ритмом, о чем будет сказано чуть позже.

Не менее важным для успешного написания диктанта является умение распознавать различные элементы на слух. Поэтому в такой форме работы, как слуховой анализ, вырабатывается умение различать на слух окраску (фонизм) интервалов и аккордов, структуру аккордов, умение анализировать форму произведения. Навыки восприятия на слух помогают детям в заданиях на письменное построение элементов, что тоже является важным умением для диктанта – правильно зафиксировать услышанное. Таким образом, в диктанте перечисленные навыки и умения нужны с р а з у в с е, и ж е л а т е л ь н о о д н о в р е м е н н о. Неслучайно поэтому диктант является показательной формой, дающей представление об уровне развития ученика. Здесь ему на помощь придут умение ориентироваться на инструменте, определенный уровень умственных способностей, умение логически мыслить.

Однако часто хорошо играющие, слышащие и поющие дети, справляющиеся с ритмическими и другими формами работы на уроке сольфеджио, не в состоянии справиться с диктантом. Или встречаются варианты, когда дети успешно справляются с диктантом, но не могут охватить его форму полностью и запомнить наизусть.

Поэтому главной целью работы над диктантом является формирование и развитие нужных для усвоения других предметов (и общеобразовательной программы также) логического мышления, музыкальной памяти, концентрации. Задача же педагога – научить ученика успешно писать диктант. Ведь именно от неумения справиться с этой трудной формой работы у учеников остаются негативные воспоминания о предмете сольфеджио.

Нужно понимать, что навык написания диктанта зависит от систематичности и длительности работы над ним на уроке, т.к. диктант является формой классной работы. Успех может гарантировать только длительная и планомерная работа.

2. Основные этапы – уровни сложности. Основополагающая роль начального периода знакомства с диктантом.

Приступая к написанию диктанта, педагог должен быть уверен, что учениками пройден этап накопления определенных навыков и умений: они имеют достаточный слуховой опыт для данной формы работы, развитое музыкальное мышление, память и внутренний слух. Хотя попытки писать диктанты предпринимаются с самого раннего возраста, благодаря разнообразным формам диктанта. Очень важной является психологическая атмосфера при написании диктанта. Ведь у учеников слово «диктант» прежде всего ассоциируется с диктантом по русскому языку. Поэтому перед педагогом стоит задача тщательнейше подобрать диктанты, так, чтобы их трудность возрастала как бы незаметно для обучающихся. С одной стороны, музыкальный материал для диктанта должен обладать определенной художественной ценностью, с другой – выполнять дидактические задачи и содержать большее или меньшее количество структурных элементов в зависимости от уровня сложности. Рекомендуется не «перегружать» учеников и подыскивать диктанты, посильные на данном этапе для конкретной группы (например, на одну и ту же тему варианты облегченный, среднего уровня сложности и продвинутый).

Задача педагога состоит в том, чтобы ученики получили положительный опыт написания диктанта – поэтому пусть они будут проще, но зато их должно быть много. Благодаря такому интенсивному подходу узнавание элементов учениками доведется до уровня автоматизма, что придаст им уверенности и убежденности, что диктант – это легко. Поскольку диктант является кульминационной формой работы, то в процессе проведения урока рекомендуется подгонять другие формы работы под сложности, которые встретятся в диктанте.

Как и в овладении любым другим предметом, можно выделить несколько этапов овладения навыком написания диктанта: подготовительный, начальный, средний и продвинутый.

Подготовительный и начальный этапы освоения диктанта.

Подготовительный этап – важнейший, т.к. именно в нем закладываются основные навыки, нужных для успешного освоения такой формы работы, как диктант. Уметь услышать, запомнить, проанализировать услышанное – и главное – правильно его записать. Уметь правильно распознать метр, ритм, правильно продирижировать и верно ритмически оформить мелодию, охватывая максимально большие фрагменты и в то же время осознавая каждую долю в отдельности. Поэтому в начальных классах диктант всегда дается с подробным предварительным анализом: определяется структура мелодии, количество фраз, повторность или неповторность мелодии и ритмического рисунка. Также обсуждается характер мелодического рисунка: нисходящее или восходящее движение, движение по звукам трезвучия, опевание ступеней. Навыки осознавания и запоминания интонационного и метроритмического контура мелодии, выработанные на подготовительном и начальном этапе, будут оставаться основополагающими и в дальнейшей работе над диктантом, в процессе обучения будет постепенно расширяться круг интонаций и метроритмических трудностей.

Рассмотрим этапы накопления знаний, необходимых для написания диктанта. В процессе знакомства с нотной грамотой формируется навык правильно и быстро записывать ноты. Здесь самым простым упражнением для детей будет диктовка нот педагогом, в дальнейшем – нот в ритме. В результате этого упражнения ученик должен научиться без ошибок записывать нотные группы, которые учитель произносит в быстром темпе.

Для того чтобы максимально быстро ориентироваться в звуковом пространстве, нужно знать ноты и то, как они выстраиваются в нисходящий или восходящий звукоряд. Это знание нот постепенно переходит в умение не только быстро называть ноты вверх и вниз начиная с любого звука, но и через одну, через две. Этот навык нужно довести до уровня автоматизма, чтобы ребенок, не задумываясь, называл верные ноты.

Кстати, по принципу через две ноты дети учат правило о порядке ключевых знаков, и некоторым из них совсем непросто дается это заучивание.

Важнейшая роль работы над секвенциями – именно они помогают осваивать пространство звукоряда, на их примере происходит заучивание простейших мелодических и метроритмических оборотов. На уроке можно давать задание пропевать, а в качестве домашнего задания – записать секвенцию.

Для развития внутреннего слуха целесообразно исполнять следующее упражнение: петь одно звено вслух, второе – про себя или вслух – только устойчивые ступени. Полезной формой работы по усвоению нот, их правописания является переписывание нот. После чего можно дать задание перенести мелодию на октаву выше (или ниже). На начальном этапе нужно давать детям упражнения на подписывание ступеней с дальнейшим транспонированием мелодии (в старших классах можно это проделывать устно, с листа). Кроме того, можно на доске записать ступенями знакомую мелодию, чтобы дети угадали ее.

Для развития музыкальной памяти и внимания желательно после сольфеджирования мелодии попытаться спеть ее с названием нот наизусть, а потом и сыграть (можно с транспонированием). В качестве домашнего задания – выучить наизусть номер или песенку, петь и играть ее в нескольких тональностях. Важно, чтобы ученик ориентировался в расположении нот на фортепианной клавиатуре – так педагогу будет легче объяснять различные правила и принцип построения аккордов или интервалов.

Основополагающей на подготовительном и начальном этапах развития музыкального слуха является работа над развитием метроритмического чувства. В первую очередь при знакомстве с длительностями важно, чтобы ребенок понимал, сколько долей входит в каждую длительность: половинная = 2 доли, четверть = 1 доля, восьмая = полдоли. После этого объясняется дробление долей. Усваивается правило, что если в доле несколько нот, то они объединяются под одним ребром. При объяснении материала педагог должен обратить внимание учеников на то, чтобы составить долю из восьмых, нужно объединить две длительности в группу под одним ребром. Также ребенок должен знать, сколько более коротких длительностей входит в более длинную длительность, что происходит, когда около ноты стоит точка. Одним из вариантов освоения длительностей является использование на уроках сольфеджио такой формы работы, как запись ритма стихотворения или словосочетания.

В результате планомерного музыкального развития учащихся происходит практическое освоение понятий «доля», «сильная и слабая доля», «такт», «размер», которые также важны для написания диктанта. Здесь на помощь приходят слуховые формы работы, направленные на выработку восприятия пульсации долей, распознавания 2- или 3-дольного метра. Для этого педагог подбирает музыкальные фрагменты с максимально явственной опорой на сильные доли и с хорошо прослушиваемой пульсацией долей. С целью закрепить освоение вышеуказанных понятий можно дать задание переписать пример, в котором не указан размер и не проставлены тактовые черты. Затем, прослушав исполнение педагога, дети должны выделить знаком акцента сильную долю, определить размер и поставить тактовые черточки. Также важно научить учеников на начальном этапе осознавать и видеть в нотах каждую долю. Для этого даются упражнения: обвести кружком 2-ю долю, дописать 1-ю и 3-ю доли. Для успешного написания диктантов ученик должен освоить тактирование.

Полезными на начальном этапе обучения будут упражнения на определение учениками количества тактов, которые сыграл педагог. В результате данного упражнения дети должны понять, что такт начинается только тогда, когда рука при тактировании идет вниз. Помимо этого, упражнения для выработки внимания и умения концентрироваться хорошо давать обучающимся задачу определить, сколько нот приходится на конкретную долю. Это поможет в анализе ритмических групп в процессе написания диктантов. Как вариант – при записи ритма стихотворений педагог должен добиваться осознания учениками того, сколько слогов (длительностей) приходится на один взмах руки. В дальнейшем это упражнение автоматизирует навык распознавания ритмического рисунка в диктанте.

Концентрации внимания на ритмической стороне мелодии способствует упражнение на сольмизацию номеров перед их пением, которое выполняет роль подготовительного упражнения для написания диктанта. Полезным также является определение размера, проставление акцента над сильной долей, а в последующем – умение рассказать ритмический рисунок с тактированием.

Какие же трудности встречаются на начальном освоении такой непростой формы работы, как диктант? Желательно ограничить круг интонаций повторностью звуков и поступенным движением вверх или вниз, опеванием, вспомогательными звуками, а также движением по звукам тонического трезвучия, несложными секвенциями. Педагог должен обратить внимание учеников на паузы и их выразительную роль в мелодии, объяснить, что паузы в мелодии выполняют функции членения фраз, «вздоха». Окончание мелодии следует всегда внимательно слушать, т.к. звучание длинной ноты может быть сокращено паузой.

Еще внимательнее нужно быть в случае с затактом. Для этого педагог должен показать аналогичные примеры в музыкальных произведениях, а в процессе записи диктанта обратить внимание учеников на возможные случаи. Среди ритмических сложностей начального этапа – сочетание четвертных и восьмых, группы из четырех шестнадцатых, внутритактовый пунктир, паузы; использование размеров 2/4, 3/4, 4/4. Освоение диктантов среднего уровня В процессе освоение диктантов среднего уровня к интонационным трудностям начального уровня добавляется движение по звукам трезвучия и его обращений, трезвучий главных ступеней лада. Перед тем как вводить данную сложность в диктант, дети должны хорошо представлять интервальный состав секстаккорда и квартсекстаккорда, уметь их строить, играть и петь как в тональности, так и от звука.

В предварительном анализе номеров для сольфеджирования, а также в произведениях по специальности нужно научить обучающихся видеть и различать в нотном тексте различные виды трезвучий и их обращений. В предварительной настройке перед диктантом нужно ввести интонационные обороты встречающихся аккордов. В диктантах для средних классов встречается движение не только по звукам тонического трезвучия и его обращений, но и по звукам трезвучий и септаккордов субдоминантовой и доминантовой функций. Подготовительным упражнением к освоению сложности данного уровня является построение аккордовых последовательностей с последующим их пропеванием. Диктанты данного уровня могут начинаться не только с тоники, но и с других устойчивых звуков. Кроме того, вводятся скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву).

Также интонационная сфера диктантов обогащается альтерированными звуками – как хроматическими вспомогательными и проходящими, так и указывающими на отклонения в родственные тональности. Однако, прежде чем вводить диктанты с альтерированными ступенями, нужно тщательно проработать альтерацию ступеней в ладу в интонационных упражнениях и сольфеджировании мелодий. В сферу использования размеров вводятся новые – 3/8 и 6/8. При этом педагог должен объяснить ученикам, что в этом размере изменяется счетная доля – восьмая. Часто детям сложно почувствовать этот размер, и они определяют его как 3/4. Педагог должен обратить внимание на легкость долей-восьмых, их большую слитность.

При этом обучающиеся должны иметь понятие о правилах группировки в размере 3/8. При знакомстве с этим размером целесообразно выбирать диктанты, состоящие из восьмых и четвертей. И только впоследствии включить примеры с использованием шестнадцатых. На данном этапе происходит расширение палитры ритмических трудностей – к ним добавляются рисунки, использующие восьмую и две шестнадцатых, триоль, синкопа. Диктанты с вышеперечисленными трудностями охватывают весь курс школьного сольфеджио.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: