III. Разновидности диктантов.




На уроках сольфеджио диктант как форма работы должен являться итогом усвоения какого-либо материала, но не наоборот. Можно усложнять диктант новым элементом только тогда, когда он тщательно проработан в других формах работы на уроке.

Устный диктант – очень продуктивная форма работы, т.к. требует быстроты реакции и цепкой памяти, умения запоминать характерные детали диктанта. Обязательно пение с тактированием, можно играть на фортепиано с транспонированием. Однако у всех небольших диктантов есть недостаток – они не стимулируют расширение объема музыкальной памяти, т.к. состоят, как правило, из 1–2 фраз.

Блиц-диктанты. Это небольшие диктанты, пишется за урок 2-3-4. Играется как устный диктант для одного из учеников, другой ученик стоит у доски, пытается как самостоятельно записать услышанное, так и опираясь на устный ответ первого ученика.

Показательный диктант – с показом процесса записи и анализом у доски преподавателем или с помощью ученика. Особенно часто используется на подготовительном и начальном этапах обучения. В дальнейшем можно прибегать в особо сложных случаях или когда педагог впервые вводит в диктант новую трудность.

Дидактический диктант – содержит какую-либо специфическую трудность. Целесообразно использовать данную разновидность на начальном этапе освоения какой-либо трудности в диктанте.

Письменный диктант с предварительным анализом – классический образец диктанта на уроке сольфеджио. За первые два проигрывания дети определяют тональность, размер, характерные мелодические и метроритмические особенности, структуру мелодии (есть ли точные повторы, секвенции и т.д.). Как правило, он пишется за 8–10 проигрываний.

Эскизный диктант – развивает полезное умение писать диктант начиная с любого места, абстрагируясь от восприятия диктанта как единого целого. Особенно полезно это умение при «столкновении» с трудным местом в первой половине диктанта. Педагогом дается задание записать определенный фрагмент мелодии: например, сначала – каденции, потом первую и вторую фразы и т.д. Задача такого навыка – ученик должен уметь сконцентрироваться в первую очередь на тех фрагментах мелодии, который он лучше запомнил, и только после этого дописывать остальное, «не биться головой об стенку».

Диктант с аккомпанементом представляет собой усложненный вариант классического, когда восприятие мелодии затрудняется отвлечением слуха на аккомпанемент.

Тембровый диктант – сложность в его написании заключается в непривычном восприятии звуков, сыгранных на любом инструменте (но не фортепиано), т.к. новая тембровая окраска звучания мелодии является отвлекающим моментом.

Диктант без подготовки (контрольный) – отражает степень усвоения материала и является разновидностью классического письменного диктанта. В качестве контрольного диктант педагог дает на один-два класса легче.

Ступеневый диктант – педагог играет мелодию, которую обучающиеся записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.

Ритмический диктант – направлен на освоение ритма. На своих уроках я предлагаю ученикам записать диктант, мелодия которого идет по ступеням гаммы, но при этом содержит полный набор ритмических трудностей, которые они уже изучили в настоящий момент. Хорошо использовать именно ту форму работы при закреплении на практике знакомства с новым ритмическим рисунком.

Диктант с ошибками – на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей – записать правильный вариант себе в тетрадь.

Диктант с вариациями (вариантами) – полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно явственно показать, откуда берет начало та или иная трудность. Например, в ситуации с внутридолевым пунктиром можно дать в первом варианте диктанта это две восьмые, во втором вместо восьмых – восьмую и две шестнадцатые и в третьем – пунктирный ритм. Данный вид помогает детям лучше осознать и обобщить сложные моменты диктантов.

Диктант по памяти – пример играется 2-3 раза, за время проигрываний дети должны постараться максимально верно запомнить мелодию. Пока все ученики не запомнят, педагог не разрешает приступать к записи. Дети должны пытаться мысленно, под дирижирование педагога, пропеть мелодию до конца. Поэтому для такого вида работы подбираются максимально яркие фрагменты. Тональность называется непосредственно перед записью диктанта. Во время записи проигрывания не даются, в конце, после того как время истекло, диктант проигрывается еще раз, ошибки анализируются всем классом. На первом этапе такой диктант – это одна фраза (2-4 такта), потом – предложение и далее – период.

Диктант с настройкой, но в произвольной тональности. Педагог производит настройку, но не объявляет тональность. Тональность устанавливается только после настройки. Для выработки ощущения высоты положения лада, для ощущения окраски тональности. Разновидность этого диктанта – каждый пишет в произвольной тональности. Для абсолютников это возможность оторваться от слышания конкретных звуков и выработка опоры только на функциональные ощущения ступеней лада.

Разновидностью самодиктанта является зрительный, или фотодиктант. Разница состоит в том, что в этом случае объектом для записи выступает новая мелодия Графический диктант – педагог указывает на доске лишь направление движения мелодии.

Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, способствует осознанию закономерностей строения и мелодического развития с его тремя классическими стадиями: началом, серединой (развитием) и заключением. Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде. Вариант посложнее – запись мелодии без предварительного подбора на инструменте. Эта форма работы особенно активно используется в начале обучения, и слова песни здесь являются эмоциональным и ритмическим подспорьем для припоминания контура мелодии.

Самодиктант – запись по памяти выученных номеров с учебника, в других тональностях. Конечно, здесь отсутствует один из главнейших принципов диктанта – запись новой, незнакомой мелодии. Однако в качестве одного из приемов развития внутреннего слуха и для выработки умения графически оформлять услышанное это неплохой прием.

IV. Методика написания диктанта.

Диктант не рекомендуется проводить в конце урока, когда внимание уже устало, а также в начале урока, когда оно еще не установилось. Драгомиров считает, что время для записи диктанта «устанавливается педагогом в зависимости от класса и уровня группы, а также в зависимости от его объема и трудности диктанта. В младших классах (1–2-е классы), где записываются небольшие и несложные мелодии, это обычно 5–10 минут; в старших, где трудность и объем диктантов увеличиваются, – 20–25 минут».

Перед проигрыванием нужно выяснить, все ли дети имеют принадлежности. На начальном этапе дети должны усвоить алгоритм записи диктанта. Для этого педагог задает направляющие вопросы: с какого звука (ступени) начинается и заканчивается диктант? какой размер? С сильной доли или со слабой начинается диктант? есть ли повторы? какие ритмические трудности встречаются в диктанте? было ли движение поступенное или по аккордовым звукам?

Важной составляющей успешного написания диктанта является предварительная настройка, в которую желательно ввести интонационные обороты, встречающиеся в диктанте. Если педагог сообщает количество ключевых знаков, учащиеся должны определить, с какого звука начинается и заканчивается диктант. Если педагог называет звук тоники и играет его, то в задание учащихся будет входить назвать тональность. Размер, как правило, учащиеся определяют самостоятельно.

В начале знакомства с диктантом педагог дает первую установку: не стенографировать, а запоминать услышанное и потом по памяти записывать. Нужно стараться удерживать фрагменты мелодии в голове, чтобы между проигрываниями их анализировать. Стараться запомнить начало и конец мелодии (конец сразу записать). Таким образом, запись диктанта происходит по принципу «навстречу».

После первого проигрывания начинается коллективный анализ диктанта. В нем педагог заостряет внимание детей на отдельных поворотных моментах (где может произойти ошибка), обращает внимание на повторы, на повторении одного звука, на различных мелодических формулах. «Второе проигрывание должно идти сразу после первого. Его можно исполнить уже медленнее. После этого можно побеседовать о конкретных ладогармонических, структурных и метроритмических особенностях музыки. Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу же предложить учащимся оформить заключительную каденцию, определить местоположение тоники и то, как мелодия к тонике подошла – гаммообразно, скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д. Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем, что заключительная каденция как раз больше всего “помнится”, пока весь диктант еще не отложился в памяти».

Вторая установка: запись диктанта производится штрихами. При этом ноты должны отстоять друг от друга на достаточном расстоянии, чтобы можно было объединить их штилем или написать тактовую черту. В процессе записи диктанта нужно стремиться к тому, чтобы ученик пропевал диктант внутренним слухом, но запрещать пропевание вслух на начальном этапе не нужно – негромкое пропевание помогает ученику лучше разобраться в звуковысотных соотношениях. Обязательно тактировать во время проигрывания. В сложных местах смотреть на руку и обязательно анализировать каждую долю такта: сколько нот приходится на один взмах руки.

В процессе записи диктанта педагог подходит к ученикам, наблюдая за процессом написания, и может обратить внимание ученика на проблемные места, задавая наводящие вопросы (ты уверен, что здесь терция? Обрати внимание, куда пошла мелодия после этого звука; неправильный ритм, внимательно протактируй). Также желательно обращать внимание учащихся на фразировку мелодии, стараться запоминать мелодии по фразам. Уяснению строения мелодпомогает оформление фразировки, проставление лиг над музыкальными фразами и мотивами. Диктант является своеобразной лакмусовой бумажкой – сразу видно, в усвоении каких тем у группы есть проблемы (звуковысотность, ритм или запоминание звуковысотного рельефа мелодии).

Список использованной литературы:

1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.

2. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

3. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.

4. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.

5. Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.

6. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классе сольфеджио.— М., 1962.

7. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. – М.: Музыка, 1993.

8. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 19

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: