Работа с педагогически запущенными подростками может осуществляться в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи: в подростковых клубах, досуговых центрах, летних лагерях труда и отдыха и других молодежных учреждениях. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации.
Как правило, эти учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков,
· у которых из-за плохой учебы осложнены отношения в школе с учителями и одноклассниками,
· наметилась деформация ценностных и референтных ориентации,
· имеет место семейное неблагополучие.
Важнейшим условием успешной реабилитации подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является:
· включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности.
· восстанавливать утраченные навыки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус,
· преодолевать отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы),
· переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации.
Такие ресоциализирующие функции могут выполнять: различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, в основе своей базирующиеся на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Макаренко:
1.Совместная деятельность, общие цели, фундаментирующий коллектив.
|
2.Наличие перспектив развития — близкой, средней и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.
3.Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.
4.Чувство защищенности и радостный мажорный тон.
5.Преемственность и такие формы ее проявления, как ритуалы, традиции, игровые элементы.
6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.
7. Воспитатель как центр и основной организатор всей системы коллективных отношений.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клубов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд.
В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка:
· в семье (нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте),
|
· школе (важно изменить отношение к подростку со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов),
· на улице в окружении сверстников, решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашается в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба, с целью последующей переориентации группы, отказа от ее прежних норм и традиций.
Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:
1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтересованности лидера группы.
2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.
3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.