Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
СОЦИАЛЬНЫе ПРИЮТы
Социальный приют определен как учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок жестко не определяется, так как программа социальной реабилитации и устройства дальнейшей жизни ребенка носит индивидуальный характер. Число приютов определяется из расчета 1 на 5—10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается 1 приют. Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Приют действует как открытое учреждения, принимает безнадзорного ребенка независимо от наличия у него документов, удостоверяющих его личность, ребенок сам может попросить убежища в приюте, минуя посредников, приют дает пристанище ребенку до решения суда о лишении его матери или отца (или обоих вместе) родительских прав. Открытость приюта проявляется и в том, что социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом пространстве, а в реальной социальной среде. В приютах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, позитивные социальные установки.
В социальные приюты поступают дети с крайней степенью социальной запущенности, с отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети — социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.
|
Социальный приют имеет следующие функции:
— обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
-— защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
— снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной социальной среде на улице и т.п.;
— диагностика деформаций в личностном развитии и психофизическом состоянии ребенка с целью разработки индивидуальной программы его социальной реабилитации;
— первичная адаптация социально неблагополучного ребенка к жизни в социально здоровой семье;
— восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;
— восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были ими освоены.
Деятельность приюта носит полифункциональный характер: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты. Но все виды деятельности должны быть пронизаны педагогическими целями, поскольку именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.
|
1. Комплексная диагностика физического, психического и социального здоровья поступившего в приют ребенка - первый этап работы по социальной реабилитации. У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций, и потому с первых дней надо начинать изучение его социального, соматического и психического статуса.
1) для характеристики социального статуса ребенка важна информация о том, когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс школы посещал, имеется ли прописка.
2) важно медицинское освидетельствование для оценки физического состояния, состояния нервной системы.
3) психологическое обследование преследует цель:
· дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка,
· типа нервной системы,
· особенностей поведенческой реакции на стресс,
· изучается интеллектуальный уровень ребенка,
· уровень школьной подготовки,
· особенности развития речи, уровень коммуникативных навыков.
На основе этих данных даются рекомендации воспитателям о необходимости учета выявленных особенностей ребенка.
Работающий в социальном приюте педагог, конечно, должен быть подготовлен психологически и знать некоторые неотложные меры медицинской помощи. Он должен изучить результаты предшествующих обследований и быть готовым к трудностям процесса адаптации ребенка в зависимости от его психического состояния, здоровья и развития. Для этого ему необходимо знать наиболее существенные проявления психических дезадаптационных расстройств у детей:
|
· синдром гиперактивности и как его следствие — чрезмерная вспыльчивость, драчливость, повышенная отвлекаемость, шумность поведения;
· психопатоподобные нарушения, характеризующиеся дисгармонией эмоционально-волевой сферы (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива получения удовольствия, склонность к пониженному настроению с раздражительностью, недовольство окружающими, расторможение низших влечений, как, например, сексуальность, чрезмерная жажда и прожорливость);
· неврозоподобные нарушения, выражающиеся в тиках, энурезе, заикании, быстрой ис-тощаемости и низкой работоспособности;
· истерические проявления, с помощью которых ребенок старается прикрыть свою слабость и демонстрирует эгоцентризм;
· депрессивные состояния в виде подавленного настроения, интеллектуальной и моторной заторможенности, вялости, бездеятельности, повышенной утомляемости. Это проявляется в критические периоды психического развития детей в 3, 7, 12—15 лет, когда они становятся особенно непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт со взрослыми. Надо знать причины таких деформаций и основные психолого-педагогические приемы воспитательно-восстановительной работы с детьми.
2. Педагогическая работа в приюте с социально дезадаптированными детьми и подростками начинается с адаптации их к жизни в самом приюте, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.
С первых шагов своего пребывания в приюте вновь прибывший ребенок должен быть поставлен в позицию не наблюдателя, а соучастника, создателя новых условий своей жизнедеятельности. Поэтому полезно детей привлекать к созданию или переоборудованию нового дома или обстановки. Постепенно он должен приобрести чувство собственного дома. Этому может помочь и создание уютных уголков, где ребенок, устав от непрерывного пребывания на людях, мог бы побыть один, сбросить психологическую перегрузку, осмыслить новую жизнь, отвлечься, пофантазировать.
В приюте обязательно должна быть своя библиотека, в которой могли бы посидеть не только читающие, но и не читающие дети, полистать книги, посмотреть иллюстрации, а то и помочь библиотекарю в его работе.
Существенное место в педагогической работе в приюте должна занимать выработка у детей понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность. Ведь одни из них привыкли к неограниченной свободе, другие, напротив, испытали жесткие ограничения, запреты. Необходим продуманный комплекс занятий для повседневного приобщения детей к нормам общечеловеческого общежития.
Важно исключить из педагогического поведения жесткие и категорические требования. В работе надо использовать гибкую систему разрешаемого и запрещаемого, но при этом как воспитатели, так и дети должны знать четко определенную границу терпимости: например, нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из приюта, не поставив в известность воспитателя и т.д.
С детьми, склонными к изоляции, оптимален мягкий стиль общения без требовательных интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни. Особое внимание следует обратить на создание условий для самовыражения избегающего общения ребенка.
В работе с ребенком, склонным к оппозиции (избегает общения, демонстрирует пренебрежение к правилам, бранится, ввязывается в драку) важно использовать технологию установления контакта.
Технология установления контакта включает несколько стадий:
Первая стадия «накопления согласий» между взрослым и подростком по самым нейтральным вещам сообразно конкретной ситуации («у нас холодно... тепло... жарко», «скоро стемнеет», «тебе не очень удобно сидеть здесь, может быть лучше здесь» и т.д.). Полезно соглашаться с подростком, следует найти доводы для того, чтобы поддержать его, чтобы он услышал непривычные для него словосочетания типа «возможно», «скорее всего ты прав», «логично», «верно», которые произносятся спокойно и ровно.
Вторая стадия — стадия поиска нейтральных интересов и увлечений подростка с целью возбудить у него положительное эмоциональное состояние. Заинтересованность взрослых тем, что привлекает подростка, воспринимается им положительно, и создает условия для контакта.
Третья стадия — обсуждение сообщения, которое подросток делает доверительно взрослому после первых двух стадий. На этой стадии надо строго соблюдать этику отношений: нельзя проявлять сомнение в том, что говорит о себе подросток, не следует ему возражать, ни в коем случае нежелательно вступать с ним в спор.
На четвертой стадии выясняются качества личности, которые опасны для взаимодействия с другими детьми. Рассказывая о других людях, ребенок в сущности говорит о себе, и становится ясно, что вызывает у него неприязнь к людям, чего он стремится избегать. Как правило, на этой стадии общения ребенок освобождается от напряжения
На пятой стадии начинается процесс выработки общих приемлемых для подростка и взрослого норм поведения. Происходит обсуждение того, какие трудности ожидают подростка, стимулируется желание приспосабливаться к особенностями другого.
На шестой стадии происходит совместное составление плана самоизменения.
Рекомендуются приемы создания благоприятных условий для личностного развития ребенка:
· постоянное, регулярное внимание каждому, с тем чтобы разрешать проблемы на его уровне, чтобы ему не приходилось испытывать неравенство и зависимость. Для этого, например, разговаривая с ним, надо чаще приседать перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза»;
· следует использовать имя ребенка в общении с ним — это помогает воспитывать в нем чувство собственного достоинства и уважение к другим;
· ребенку надо показывать, что педагог признает его личное физическое и эмоциональное пространство, а с другой стороны, что и у воспитателя тоже есть собственное личное пространство;
· общаясь с ребенком, надо оценивать не его личность, а поступки, фиксировать его внимание на конкретных результатах его действий и поступков. При этом не забывать фиксировать любые достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чаще выражать одобрение положительному поведению ребенка.
· следует избегать каких-либо сравнений ребенка с его сверстниками, лучше сравнивать его поведение вчера с поведением сегодня, акцентируя внимание на позитивных моментах;
· в случае повторения негативных поступков ребенка, несмотря на предпринятые воспитателем меры позитивного воздействия, целесообразно показать реакцию в достаточно нейтральной и даже безэмоциональной форме, исключить любую экспрессию.
· не следует делать за детей то, что они могут сделать сами, надо стараться создавать для них благоприятные условия, позволяющие добиться успеха.
· полезно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора, он должен иметь право самостоятельно принимать решения настолько часто, насколько это возможно, при этом не предлагать выбор тогда, когда его нет.
· не давать обещаний, которые не можете выполнить, каждый раз необходимо держать данное слово. В сложной ситуации лучше сказать, что все сделаете возможное, чтобы выполнить обещание, но не обещать в категорической форме.
· предъявляемые детям правила должны быть последовательны, ясны, приемлемы для них и легко выполнимы.
· дети должны знать возможные последствия плохого поведения.
3. Подготовка ребенка к школе является важным условием его будущей адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо у них большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии в силу своей депривированности адаптироваться в большом школьном коллективе. Для большинства из них школа не является ценностью, а иногда ненавистна.
В связи с этим, общеобразовательная подготовка должна осуществляться строго индивидуально и взвешенно. Исходя из этого одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к школе, других можно направить в школу и помочь ее посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д. Но и те и другие нуждаются в адаптационно-воспитательной помощи со стороны педагога.
Домашняя школа является хорошей формой решения этой задачи:
· обучаясь в ней, дети легче преодолевают страх перед школой,
· восстанавливают общеучебные навыки и пробелы в знаниях,
· приобретают уверенность в своих силах,
· занятия в таких школах проводятся индивидуально или в микрогруппах, ведут их сотрудники специализированного учреждения или педагоги общеобразовательных школ.
· обучение в домашних школах должно носить развивающий характер, опираться на позитивные возможности ребенка, в ходе занятий должны быть предусмотрены и коррекционные меры по развитию у детей логического мышления, памяти, внимания.
· нужно очень осторожно использовать оценки, на первых порах следует оценивать только прилежание, отношение к занятиям, а потом, постепенно включать в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми.
4. Большую роль в социальной реабилитации играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие ребенка, подростка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками должно давать ему:
· опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности,
· налаживания взаимодействия в коллективе,
· формирования навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи
· формирования ответственности.
· преодоление социального инфантилизма, негативного отношения к трудовой деятельности
· возможность ликвидировать отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии.
· стимулирует развитие их познавательной и творческой активности, в процессе труда они узнают много нового, но и развивают такие способности, как организованность и самостоятельность, наблюдательность и внимательность, выдержка и настойчивость, способность к длительному волевому усилию, умение стойко переносить неудачи.
· совместный труд в группе должен формировать уважительное отношение к результатам личного и коллективного труда, бережное отношение к средствам труда, имуществу.
Центры социально-педагогической реабилитации
Прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными» учащимися.
Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием: малообеспеченные неполные, многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия.
Цели деятельности Центра следующие:
• осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;
• преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;
• разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;
• содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;
• обеспечение социально-правовой защиты детей и подростков;
• обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.
Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:
• осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.;
• выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
• оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;
• консультативная помощь родителям или людям, их замещающим;
• содействие профессиональному самоопределению;
• методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.
Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам «группы риска», имеющим проблемы различного характера:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
— недостаточная степень готовности к обучению;
— трудности в освоении общеобразовательных программ;
— категорический отказ от посещения школы (школофобия);
— высокая степень педагогической запущенности.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
— общая соматическая ослабленность;
— хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
— посттравматический синдром;
— логоневроз;
— психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
— отклонения интеллектуального и личностного развития;
— низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
— патохарактерологическое развитие личности;
— нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
— коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
— последствия перенесенного психического или физического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
— семейные проблемы, сложные жизненные условия; проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;
— нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком;
— социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
Центры социально-педагогической реабилитации системы Минобразования, как правило, различаются своим возрастным контингентом. Это могут быть учреждения, ориентированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.
Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений. Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.
Основные направления деятельности Центра составляют:
1. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении. Диагностика проводится:
• индивидуальная - при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;
• групповая - при социально-психологических опросах.
Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими проблемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей.
2. Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:
•.при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;
• при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;
• с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;
• для коррекции межличностных отношений;
• с целью преодоления различных комплексов личностного характера;
• для адаптации ребенка в социуме.
3. Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:
• углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка;
• разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;
• разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;
• обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков «группы риска».
4. Учебно-воспитательное направление деятельности Центра — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни в пределах государственного общеобразовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развиваю-щих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.
5. Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
6. В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты Центра — администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. — в зависимости от специфики возникших проблем.
7. Научно-методическая работа Центра включает:
• обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;
• планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»; опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования;
• апробация и внедрение отечественных и зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми «группы риска»;
• повышение квалификации работников образовательных учреждений - организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с детьми «группы риска»; • организация и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификации работников Центра.
8. Социолого-аналитическое и просветительское направление работы Центра включает:
• социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;
• сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми «группы риска» в области;
• создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»;
• публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.