Центры социально-педагогической реабилитации




Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

СОЦИАЛЬНЫе ПРИЮТы

 

Социальный приют определен как учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок жестко не определяется, так как программа социальной реабилитации и устройства дальнейшей жизни ребенка носит индивидуальный характер. Число приютов определяется из расчета 1 на 5—10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается 1 приют. Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Приют действует как открытое учреждения, принимает безнадзорного ребенка независимо от наличия у него документов, удостоверяющих его личность, ребенок сам может попросить убежища в приюте, минуя посредников, приют дает пристанище ребенку до решения суда о лишении его матери или отца (или обоих вместе) родительских прав. Открытость приюта проявляется и в том, что социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом пространстве, а в реальной социальной среде. В приютах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, позитивные социальные установки.

 

В социальные приюты поступают дети с крайней степенью социальной запущенности, с отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети — социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.

 

Социальный приют имеет следующие функции:

обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;

-— защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;

— снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной социальной среде на улице и т.п.;

— диагностика деформаций в личностном развитии и психофизическом состоянии ребенка с целью разработки индивидуальной программы его социальной реабилитации;

— первичная адаптация социально неблагополучного ребенка к жизни в социально здоровой семье;

— восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;

— восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были ими освоены.

 

Деятельность приюта носит полифункциональный характер: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты. Но все виды деятельности должны быть пронизаны педагогическими целями, поскольку именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.

1. Комплексная диагностика физического, психического и социального здоровья поступившего в приют ребенка - первый этап работы по социальной реабилитации. У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций, и потому с первых дней надо начинать изучение его социального, соматического и психического статуса.

1) для характеристики социального статуса ребенка важна информация о том, когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс школы посещал, имеется ли прописка.

2) важно медицинское освидетельствование для оценки физического состояния, состояния нервной системы.

3) психологическое обследование преследует цель:

· дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка,

· типа нервной системы,

· особенностей поведенческой реакции на стресс,

· изучается интеллектуальный уровень ребенка,

· уровень школьной подготовки,

· особенности развития речи, уровень коммуникативных навыков.

На основе этих данных даются рекомендации воспитателям о необходимости учета выявленных особенностей ребенка.

Работающий в социальном приюте педагог, конечно, должен быть подготовлен психологически и знать некоторые неотложные меры медицинской помощи. Он должен изучить результаты предшествующих обследований и быть готовым к трудностям процесса адаптации ребенка в зависимости от его психического состояния, здоровья и развития. Для этого ему необходимо знать наиболее существенные проявления психических дезадаптационных расстройств у детей:

· синдром гиперактивности и как его следствие — чрезмерная вспыльчивость, драчливость, повышенная отвлекаемость, шумность поведения;

· психопатоподобные нарушения, характеризующиеся дисгармонией эмоционально-волевой сферы (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива получения удовольствия, склонность к пониженному настроению с раздражительностью, недовольство окружающими, расторможение низших влечений, как, например, сексуальность, чрезмерная жажда и прожорливость);

· неврозоподобные нарушения, выражающиеся в тиках, энурезе, заикании, быстрой ис-тощаемости и низкой работоспособности;

· истерические проявления, с помощью которых ребенок старается прикрыть свою слабость и демонстрирует эгоцентризм;

· депрессивные состояния в виде подавленного настроения, интеллектуальной и моторной заторможенности, вялости, бездеятельности, повышенной утомляемости. Это проявляется в критические периоды психического развития детей в 3, 7, 12—15 лет, когда они становятся особенно непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт со взрослыми. Надо знать причины таких деформаций и основные психолого-педагогические приемы воспитательно-восстановительной работы с детьми.

 

2. Педагогическая работа в приюте с социально дезадаптированными детьми и подростками начинается с адаптации их к жизни в самом приюте, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.

С первых шагов своего пребывания в приюте вновь прибывший ребенок должен быть поставлен в позицию не наблюдателя, а соучастника, создателя новых условий своей жизнедеятельности. Поэтому полезно детей привлекать к созданию или переоборудованию нового дома или обстановки. Постепенно он должен приобрести чувство собственного дома. Этому может помочь и создание уютных уголков, где ребенок, устав от непрерывного пребывания на людях, мог бы побыть один, сбросить психологическую перегрузку, осмыслить новую жизнь, отвлечься, пофантазировать.

В приюте обязательно должна быть своя библиотека, в которой могли бы посидеть не только читающие, но и не читающие дети, полистать книги, посмотреть иллюстрации, а то и помочь библиотекарю в его работе.

 

Существенное место в педагогической работе в приюте должна занимать выработка у детей понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность. Ведь одни из них привыкли к неограниченной свободе, другие, напротив, испытали жесткие ограничения, запреты. Необходим продуманный комплекс занятий для повседневного приобщения детей к нормам общечеловеческого общежития.

Важно исключить из педагогического поведения жесткие и категорические требования. В работе надо использовать гибкую систему разрешаемого и запрещаемого, но при этом как воспитатели, так и дети должны знать четко определенную границу терпимости: например, нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из приюта, не поставив в известность воспитателя и т.д.

С детьми, склонными к изоляции, оптимален мягкий стиль общения без требовательных интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни. Особое внимание следует обратить на создание условий для самовыражения избегающего общения ребенка.

В работе с ребенком, склонным к оппозиции (избегает общения, демонстрирует пренебрежение к правилам, бранится, ввязывается в драку) важно использовать технологию установления контакта.

Технология установления контакта включает несколько стадий:

Первая стадия «накопления согласий» между взрослым и подростком по самым нейтральным вещам сообразно конкретной ситуации («у нас холодно... тепло... жарко», «скоро стемнеет», «тебе не очень удобно сидеть здесь, может быть лучше здесь» и т.д.). Полезно соглашаться с подростком, следует найти доводы для того, чтобы поддержать его, чтобы он услышал непривычные для него словосочетания типа «возможно», «скорее всего ты прав», «логично», «верно», которые произносятся спокойно и ровно.

Вторая стадия — стадия поиска нейтральных интересов и увлечений подростка с целью возбудить у него положительное эмоциональное состояние. Заинтересованность взрослых тем, что привлекает подростка, воспринимается им положительно, и создает условия для контакта.

Третья стадия — обсуждение сообщения, которое подросток делает доверительно взрослому после первых двух стадий. На этой стадии надо строго соблюдать этику отношений: нельзя проявлять сомнение в том, что говорит о себе подросток, не следует ему возражать, ни в коем случае нежелательно вступать с ним в спор.

На четвертой стадии выясняются качества личности, которые опасны для взаимодействия с другими детьми. Рассказывая о других людях, ребенок в сущности говорит о себе, и становится ясно, что вызывает у него неприязнь к людям, чего он стремится избегать. Как правило, на этой стадии общения ребенок освобождается от напряжения

На пятой стадии начинается процесс выработки общих приемлемых для подростка и взрослого норм поведения. Происходит обсуждение того, какие трудности ожидают подростка, стимулируется желание приспосабливаться к особенностями другого.

На шестой стадии происходит совместное составление плана самоизменения.

 

Рекомендуются приемы создания благоприятных условий для личностного развития ребенка:

· постоянное, регулярное внимание каждому, с тем чтобы разрешать проблемы на его уровне, чтобы ему не приходилось испытывать неравенство и зависимость. Для этого, например, разговаривая с ним, надо чаще приседать перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза»;

· следует использовать имя ребенка в общении с ним — это помогает воспитывать в нем чувство собственного достоинства и уважение к другим;

· ребенку надо показывать, что педагог признает его личное физическое и эмоциональное пространство, а с другой стороны, что и у воспитателя тоже есть собственное личное пространство;

· общаясь с ребенком, надо оценивать не его личность, а поступки, фиксировать его внимание на конкретных результатах его действий и поступков. При этом не забывать фиксировать любые достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чаще выражать одобрение положительному поведению ребенка.

· следует избегать каких-либо сравнений ребенка с его сверстниками, лучше сравнивать его поведение вчера с поведением сегодня, акцентируя внимание на позитивных моментах;

· в случае повторения негативных поступков ребенка, несмотря на предпринятые воспитателем меры позитивного воздействия, целесообразно показать реакцию в достаточно нейтральной и даже безэмоциональной форме, исключить любую экспрессию.

· не следует делать за детей то, что они могут сделать сами, надо стараться создавать для них благоприятные условия, позволяющие добиться успеха.

· полезно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора, он должен иметь право самостоятельно принимать решения настолько часто, насколько это возможно, при этом не предлагать выбор тогда, когда его нет.

· не давать обещаний, которые не можете выполнить, каждый раз необходимо держать данное слово. В сложной ситуации лучше сказать, что все сделаете возможное, чтобы выполнить обещание, но не обещать в категорической форме.

· предъявляемые детям правила должны быть последовательны, ясны, приемлемы для них и легко выполнимы.

· дети должны знать возможные последствия плохого поведения.

 

3. Подготовка ребенка к школе является важным условием его будущей адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо у них большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии в силу своей депривированности адаптироваться в большом школьном коллективе. Для большинства из них школа не является ценностью, а иногда ненавистна.

В связи с этим, общеобразовательная подготовка должна осуществляться строго индивидуально и взвешенно. Исходя из этого одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к школе, других можно направить в школу и помочь ее посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д. Но и те и другие нуждаются в адаптационно-воспитательной помощи со стороны педагога.

Домашняя школа является хорошей формой решения этой задачи:

· обучаясь в ней, дети легче преодолевают страх перед школой,

· восстанавливают общеучебные навыки и пробелы в знаниях,

· приобретают уверенность в своих силах,

· занятия в таких школах проводятся индивидуально или в микрогруппах, ведут их сотрудники специализированного учреждения или педагоги общеобразовательных школ.

· обучение в домашних школах должно носить развивающий характер, опираться на позитивные возможности ребенка, в ходе занятий должны быть предусмотрены и коррекционные меры по развитию у детей логического мышления, памяти, внимания.

· нужно очень осторожно использовать оценки, на первых порах следует оценивать только прилежание, отношение к занятиям, а потом, постепенно включать в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми.

4. Большую роль в социальной реабилитации играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие ребенка, подростка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками должно давать ему:

· опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности,

· налаживания взаимодействия в коллективе,

· формирования навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи

· формирования ответственности.

· преодоление социального инфантилизма, негативного отношения к трудовой деятельности

· возможность ликвидировать отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии.

· стимулирует развитие их познавательной и творческой активности, в процессе труда они узнают много нового, но и развивают такие способности, как организованность и самостоятельность, наблюдательность и внимательность, выдержка и настойчивость, способность к длительному волевому усилию, умение стойко переносить неудачи.

· совместный труд в группе должен формировать уважительное отношение к результатам личного и коллективного труда, бережное отношение к средствам труда, имуществу.

Центры социально-педагогической реабилитации

 

Прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными» учащимися.

Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием: малообеспеченные неполные, многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия.

Цели деятельности Центра следующие:

• осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;

• преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;

• разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;

• содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;

• обеспечение социально-правовой защиты детей и подростков;

• обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.

Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

• осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.;

• выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;

• оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;

• консультативная помощь родителям или людям, их замещающим;

• содействие профессиональному самоопределению;

• методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

 

Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам «группы риска», имеющим проблемы различного характера:

1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:

недостаточная степень готовности к обучению;

— трудности в освоении общеобразовательных программ;

— категорический отказ от посещения школы (школофобия);

— высокая степень педагогической запущенности.

2. Проблемы, связанные со здоровьем:

общая соматическая ослабленность;

— хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;

— посттравматический синдром;

— логоневроз;

— психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.

3. Психофизиологические проблемы:

— отклонения интеллектуального и личностного развития;

— низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;

— патохарактерологическое развитие личности;

— нарушение эмоционально-волевой сферы личности;

— коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);

— последствия перенесенного психического или физического насилия.

4. Социально-правовые проблемы:

семейные проблемы, сложные жизненные условия; проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;

— нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком;

— социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

 

Центры социально-педагогической реабилитации системы Минобразования, как правило, различаются своим возрастным контингентом. Это могут быть учреждения, ориентированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.

Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений. Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Основные направления деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении. Диагностика проводится:

• индивидуальная - при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;

• групповая - при социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими проблемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей.

2. Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:

•.при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;

• при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;

• с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;

• для коррекции межличностных отношений;

• с целью преодоления различных комплексов личностного характера;

• для адаптации ребенка в социуме.

3. Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:

• углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка;

• разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;

• разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

• обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков «группы риска».

4. Учебно-воспитательное направление деятельности Центра — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни в пределах государственного общеобразовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развиваю-щих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.

5. Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

6. В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты Центра — администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. — в зависимости от специфики возникших проблем.

7. Научно-методическая работа Центра включает:

• обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;

• планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»; опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования;

• апробация и внедрение отечественных и зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми «группы риска»;

• повышение квалификации работников образовательных учреждений - организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с детьми «группы риска»; • организация и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификации работников Центра.

8. Социолого-аналитическое и просветительское направление работы Центра включает:

• социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;

• сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми «группы риска» в области;

• создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»;

• публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: