Владыка Феофан: «Только консолидацией сил мы отстоим Россию»




Правящий архиерей Челябинской и Златоустовской епархии, архиепископ Феофан принял в своём рабочем кабинете редактора журнала «Действующие лица» и ответил на ряд вопросов.

– Ваше высокопреосвященство, этот номер журнала посвящён теме «Россия интеллектуальная». В связи с этим вопрос: какое значение имеет духовная жизнь в развитии созидательного интеллекта?

– Первостепенное значение. Яркий пример того, как можно интеллект человека направить на созидание или на разрушение, - создание атомной энергии. Здесь интеллект не только одного человека, а целого человечества. Энергия – это величайший дар Божий. Но как мы им воспользуемся, зависит от нас. Мирный атом может использоваться в работе электростанций, в медицинских целях, в том числе в технологиях по раннему выявлению рака. С другой стороны – атомная бомба. Бездуховность целого человеческого сообщества позволила сбросить бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Бездуховный интеллект может создать угрозу стирания с лица Земли всего человечества. Это несовершенство, которое может вызвать непоправимую катастрофу. То же и с личностью. Иногда мы видим, как интеллектуально развитые дельцы, мафиози придумывают сложнейшие схемы для обмана других людей и даже государств. У них нет нравственно-духовных тормозов, которые бы направляли их интеллект на благо. Опасно, когда человек обладает высоким интеллектом, но низок духовно. Тогда интеллект становится уродливо безобразным. Один человек направляет свой интеллект против другого человека, а в конце концов разрушает самого себя. Когда мы говорим о высокоинтеллектуальном человеке, хочется видеть его высоконравственным. Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Фёдор Достоевский, Пётр Капица – люди, обладавшие не только огромным интеллектом, но и высоким нравственным и духовным потенциалом. Адольфу Гитлеру тоже не откажешь в интеллекте. Но он все свои знания и опыт направил на уничтожение определённой категории людей. И мы знаем, что принёс нам фашизм, несмотря на то, что его лидеры обладали высоким интеллектом.

– Отмечаете ли вы подмену ценностей у подрастающего поколения? Как и чем можно привить ребёнку духовные ценности для созидательного труда и учёбы?

– В последнее время человеческие ценности катастрофически изменились. Раньше любовь к Родине, честь, любовь к родителям, в целом понятие любви, свободы были реальными, чистыми и возвышенными. Сейчас происходят страшные вещи. Процветает потребительский культ – культ денег. Если говорить об образовании, то молодёжь понимает под получением диплома возможность сразу заработать много денег. В конце 1990-х произошёл перекос с выбором профессий. Все хотели стать банкирами, юристами, экономистами, чтобы сразу разбогатеть. Человек труда сейчас не уважаем. Кто же будет работать, если у нас труд презирается? Понятие «свобода» с христианской точки зрения означает «выбор между добром и злом». Сейчас понятие «свобода» равносильно понятию произвол». Всё чаще слышатся призывы: «Мы свободные люди. Дайте возможность ходить голыми» или что-то в этом роде. Во имя свободы призывают к легализации наркотиков. Дайте нам свободу, как в некоторых зарубежных странах, на однополые браки. Это извращение естественной природной среды обитания и взаимоотношений между людьми. Это уже не свобода, а болезнь. Есть аномалии и в природе. Но обществу надо понимать, что патологию нельзя узаконить. Если даже мы допустим мысль об однополых браках, то где окажется политика демографического развития общества? Мы что, работаем против рода человеческого?

То же самое касается воспитания детей. Сутками они смотрят по телевидению, Интернету разврат, насилие, пропаганду новых ценностей – культа денег, культа величия. По телевидению их учат, как шагать по чужим судьбам. Мы должны с уважением относиться к человеку иной веры, культуры, иного государства, как к образу Божьему, но при этом не должны забывать Родину. А у нас до последнего времени слово «Родина», «патриотизм» становились чем-то архаичным. Это тоже подмена ценностей. У всех народов любовь к Отечеству, защита Отчизны – это священный долг. Происходит замена этих понятий на непонятные общечеловеческие размытые ценности. Кто мне объяснит, что это за общечеловеческие ценности? Для участника гей-парада они одни, для меня совершенно неприемлемые. Это нарушение всех заповедей Божьих.

Возьмём свободу мысли. Если журналист или телеведущий, обращаясь к миллионам телезрителей, через «свободу мысли» несёт искажённое понимание о мире, о нравственной природе человека, о нашей истории, о нашей культуре, о нашей вере, это тоже подмена ценностей.

Возьмём историю. Вторая мировая война. Сколько раз мы видели перекраивание исторических фактов? Наша страна потеряла 20 миллионов жизней, а нам говорят: нет, не Советский Союз победил – если бы не вмешались страны коалиции, то мы бы не победили. Да, мы благодарны за союзническое участие, но основную тяжесть по пути к победе понесла наша Родина. Жертвенность и подвиг нашего народа мы не имеем права заменить. Это подмена наших исторических ценностей, наших патриотических начал, ценностей подвигов наших отцов.

– Неужели так трудно остановить поток грязи, льющийся на детей с экранов телевизора?

– Я был членом Общественной палаты РФ двух созывов и неоднократно понимал этот вопрос на самом высоком уровне. И до сих пор не понимаю, как на всероссийском канале возможно вести программу «Дом-2», развращающую молодёжь. В целом общество в этом деле должно быть солидарно. Есть инструментарий. Когда мы избираем депутатов Государственной думы, Законодательного собрания Челябинской области, нужно делать наказы депутатам муниципальных, региональных, федеральных органов. Необходимо, чтобы наше общество уважало себя. Мы должны консолидироваться и добиваться того, чтобы наши интересы – национальные, нравственные, исторические – не оплёвывались, а наша молодёжь, общество не разрушалось, не растлевалось, а возрастало бы крепким, здоровым, нравственно сильным, как граждане нашей страны, которую мы любим.

– Основы православия нужно изучать с детского сада, школы?

– В Ставропольском крае я много занимался этим вопросом. Там в общеобразовательных школах ввели уроки православной культуры. Сколько было «пугалок», что это разобщит классы, детей, родителей. Но двухлетний опыт работы показал противоположные опасениям результаты. Дети постепенно становились иными, с осознанным пониманием смысла взаимоотношений людей, человека с природой, человека с Богом. Формирование их личности происходило в другом ключе. Я вам советую провести эксперимент – снять скрытой камерой поведение детей в православной гимназии и в обычной школе и отдать психологам. Такой анализ уже был сделан. Совершенно другой образ формирования поведения. С детства православные ребятишки слышат: «Бога нельзя обмануть, Он всевидящий, исполняй заповеди, люби и уважай родителей». Эта нравственная прививка спасает их от пагубных привычек в дальнейшем. Я сторонник замкнутого цикла духовного воспитания. Православные детские сады, гимназии, теологические факультеты. Я не загоняю всех в храмы. Хотя и есть желание, чтобы больше людей приходили в церковь. В Челябинске нет и двадцати храмов на миллионный город. Мы должны иметь возможность как можно шире общаться с обществом. Чтобы ценности, на которых Россия стала великой страной, были доступны и для нового поколения.

– Последние 20 лет интеллигенция – врачи, учителя, учёные – разрознена, унижена и не востребована. Какие уроки истории надо извлечь, чтобы объединение интеллектуальных сил России произошло под флагом духовных ценностей? Как направить интеллигенцию на путь любви, смирения и покаяния?

– Это очень сложный и разнонаправленный вопрос. Врачи, учителя, учёные прежде всего унижены тем, что не имеют достойной оплаты труда. Перекос в обществе в целом. Говорят, что всё решит свободно-рыночная экономика. Однако свободно-рыночная экономика – это не какой-то отдельно взятый монстр. Важно, кто будет творцом нормальной экономики. Жулики, талантливо грабящие свой народ, или интеллектуалы, помнящие о социальной ответственности перед обществом, врачами, учителями, деятелями культуры, без которых не может нормально жить общество. Даже нашему организму требуется и грубая пища, и белки, и мясо, и овощи-фрукты. Так и в духовной среде одним суррогатом сыт не будешь, да и «живот» заболит. Мы должны понять, что если мы эту категорию людей не оценим достойно, то нам не избежать пути возвращения к грубому феодализму. Вообще интеллигенция в ответственности перед Россией, перед народом, ведь она подготовила и привела народ к революции 1917 года. На ней лежит грех разрушения России. Пришло время его отрабатывать. Консолидировать силы, бороться за возрождение утраченных ценностей.

– Какие пути решения в объединении духовного и интеллектуального развития общества в нашей стране вы видите?

– В повышении самосознания общества в целом. В изменении формата подхода к жизни. Надо видеть ключ всех проблем не только в социально-экономических преобразованиях, но и в нравственной, духовной, культурной жизни общества, в возрождении исторической памяти нашего народа. В этом должны помочь средства массовой информации.

– Как развивается православие на нашей многонациональной уральской земле?

– Мы любим подчёркивать, что у нас многонациональное государство. Да, это так. И я сам довольно долго работал в разных странах, на разных континентах. Я знаю цену жизни сообщества с разными религиями, языками. Надо помнить одну самую элементарную вещь. Человек имеет глаза, уши, пальцы, руки, ноги, голову и позвоночный столб. Врачи говорят, что опаснее всего повредить голову и позвоночник. Так вот, русский народ (не обижая другие народы) является становым хребтом нашего Отечества, в том числе и на Урале. Мы с уважением относимся к другой культуре, национальности, но при этом не должны поступаться своей историей, верой, культурой, религией. В атеистический период мы позволяли рушить храмы. Теперь пора русским проснуться, иначе что у нас останется? Мы веру теряем, культуру, растаптываем свою историю. Какие признаки нашего самосознания ещё остались? Вера, язык и культура. Когда мы говорим «поляк», «итальянец» - возникает образ католика, «немец» - лютеранство, «американец» - разные протестантские течения. Неужели мы хотим быть Иванами, не помнящими родства?

– Как ваша духовная жизнь способствовала лично вашему интеллектуальному развитию?

– Моя духовная жизнь действительно способствовала интеллектуальному развитию. На многие вещи я смотрел уже под углом нравственной ответственности перед Богом. Я много учился в школе, в институте, духовной семинарии, аспирантуре, работал профессором многих университетов, ректором. Старался прикасаться к тем областям науки, истории, культуры, которые несли доброе зерно. Никогда не увлекался бестселлерами, так как это бесцельная трата времени. Духовное направление в жизни помогало мне ориентироваться в выборе духовно-интеллектуальных ценностей.

Что касается литературы, я перестал быть всеядным. И больше стал заниматься энциклопедической работой, по направлениям. Меня всегда интересовала религия – это моя профессия, моя жизнь, а также история, литература, философия, культура, техника, архитектура. Если вижу новый завод, сразу интересуюсь, что за технологии. Как всё это работает? Неоднократно бывал на Байконуре, наблюдал запуск наших космических кораблей в космос.

– Какие авторы в художественной, исторической, философской литературе ваши любимые?

– В художественной литературе предпочитаю классику. Люблю произведения Фёдора Достоевского, люблю Антона Чехова как мастера слова. Если хотите научиться грамотно говорить, кратко излагать свои мысли, читайте Чехова. Люблю поэзию Александра Пушкина. Без Сергея Соловьёва, Василия Ключевского невозможно узнать нашу историю. Замечательные православные философы – Василий Зеньковский, Лев Лопатин, Георгий Флоровский.

Виктория Сорокина, материал опубликован в челябинском журнале «Действующие лица», в апреле 2011 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: