№ п/п | Дата План/ факт | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | КОД | |||
Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты | |||||||
Научится | Получит возможность научиться | Вид | Форма деятельности | |||||
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час) | ||||||||
Россия - наша Родина. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные традиции - богатство нашей страны. Малая Родина. Хабаровский край: его географическое положение. Дальний Восток - многонациональный регион. Хабаровский край - многонациональный регион России. | узнавать государственную символику РФ и Хабаровского края, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, Дальний Восток и Хабаровский край, к их истории и культуре. Рассуждать о культурных традициях России, различать культурные памятники. Показывать территориальные границы России и Хабаровского края | принимать нравственные ценности: Отечество, долг, нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Размышлять о роли родины в жизни каждого человека. | ЛУУД: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и Малую Родину; осознать свою этническую и национальную принадлежность. РУУД: осознавать этапы организации учебной работы. | В | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
Что такое светская этика Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики - мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика. | Освоить понятия: этика, светская и религиозная этика, мораль. первоначальным представлениям о светской этике. | понимать значение этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
Культура и мораль Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понятие культура. Культура - вторая природа. Материальная и духовная культура. Культура коренных малых народов Дальнего Востока. Особый вид духовной культуры - мораль. Сущность понятия – культурный человек и культура поведения. | Освоить понятия: культура, духовная культура, мораль и моральные нормы. Иметь представление о культуре КМН ДВ. | понимать значение морали и культуры в жизни людей, обществе. понимать этническую и национальную принадлежность коренных народов ДВ | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||
Особенности морали Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Особенности морали. Мораль - система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе. | осознавать прочитанный и услышанный текст, анализировать и соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности. | ТК | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||
Добро и зло Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Главные моральные понятия - добро и зло. Составляющие понятия зло. Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. | Освоить понятия: добро и зло, поступок. Выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения, соответствующей требованиям морали. | чувству ответственности за себя и своих близких. понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им. | ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. | ТК | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||
Добро и зло Закрепление знаний и способов деятельности. | Изменение представлений о добре и зле в ходе исторического развития России и Дальнего Востока. | осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | ТК | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||||
Добродетель и порок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он?Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. | Освоить понятия: порок, добродетель, ценности, расточительность, скупость, щедрость, вредность, дружелюбие, угодничество, мужество, трусость. Соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской этики. | преобразовывать практическую зада- чу в познавательную. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | |||
Добродетель и порок у представителей КМН ДВ. Закрепление знаний и способов деятельности. | Добродетель и порок - две противоположные характеристики личности. (на примере добродетельных поступков представителей Дальнего Востока) | Раскрывать содержание понятий добродетели и порока на примере поступков представителей КМН ДВ. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | ||||
Свобода и моральный выбор человека Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. | Освоить понятия: свобода, моральный выбор. осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. Оценивать свои поступки с точки зрения социальных правил и нравственных норм. | проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. | ЛУУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. ПУУД: обобщать сведения, делать вы- воды, проводить сравнения на текстовом материале. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | ||
Свобода и ответственность Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия. | Освоить понятия: ответственность. Осуществлять контроль за своими действиями и поведением. Применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах. | ТК | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Планирование работы, контроль, рефлексия. | ||||
Моральный долг Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе. | Освоить понятия: долг, моральный долг, благодарность, бескорыстие. Приводить примеры исторических события, раскрывающих значение морального долга. Анализировать и соотносить свои поступки с моральными обязанностями человека в российском обществе. | сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | ТК | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Игра: как бы я повел себя в этой ситуации Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг». | |||
Справедливость Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сущность понятия справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. | Освоить понятия: справедливость, соразмерность, достоинство личности. Анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения человека с точки зрения справедливости. | РУУД: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек \зрения и права каждого иметь свою собственную | ТК | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов. | |||
Альтруизм и эгоизм Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм. Бескорыстные поступки в истории и литературных произведениях Дальнего Востока. | Освоить понятия: альтруизм, эгоизм, бескорыстие, разумный эгоизм. Раскрывать содержание изученных понятий на примере собственных поступков и прочитанных литературных произведений. Анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения человека с точки зрения изученной темы. | понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. | ТК | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | |||
Дружба Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты. | Освоить понятия: дружба, избирательность, симпатия, интерес, толлерантность. оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. Проявлять уважительное отношение к людям другой веры, национальности, пола. | проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. | ЛУУД: формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение. РУУД: осуществлять пошаговый и итого- вый самоконтроль результатов деятельности. | ТК | Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа | ||
Что значит быть моральным Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?» | Строить суждения по отношению к ценности человеческой жизни в законах общества и государства. | ТК | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | ||||
Творческие работы учащихся по теме «» Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. | Индивидуальные консультации, сбор материала | излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. | осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели. | ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Ит | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом (в том числе индивидуальных). Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Россия – Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.деСент- Экзюпери)» | ||
Творческие работы учащихся. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности. | Оценка деятельности учащихся. | при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации, давать оценку и анализировать ответ. | проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе | Ит | Презентация творческих проектов учащихся. | |||
Род и семья-исток нравственных отношений Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понятия род, семья и родословная. Семейные роли и обязанности. Задачи рода и семьи. Семейные ценности коренных малочисленных народов Дальнего Востока | Проявлять уважение к членам семьи, классного и школьного коллектива, людям разных религиозных взглядов. | сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | КУУД: Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения. ПУУД: обобщать сведения, делать вы- воды, проводить сравнения на текстовом материале. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
Нравственный поступок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Главные вопросы в этике. Поступок, его оценка, управление поступками. Нравственный поступок и его признаки. | ТмК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||||
Золотое правило нравственности Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни. | формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||||
Стыд, вина и извинение Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение. | оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. | ЛУУД: ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «понимать позицию другого. ПУУД: овладевать логическими действииями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||
Честь и достоинство Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство. | отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | чувствам нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России. | ТмК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||
Совесть Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека. | адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей | ТК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с с членами семьи | ||||
Нравственные идеалы Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы - верность.Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди. | формулировать собственное мнение и позицию. | понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. | РУУД: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, \ признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | ТмК | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
Нравственные идеалы КМН ДВ. Закрепление знаний и способов деятельности. | Нравственные идеалы коренных малочисленных народов Дальнего Востока ПодвигиМаксима Пассара и А. Маресьев в годы ВОВ. | ТК | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии) | |||||
Образцы нравственности в культуре Отечества Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России и Дальнего Востока - труженик, патриот, воин, коллективист. | формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности. | ТмК | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии) | |||
Этикет Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Правила хорошего поведения - этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого. Особенности этикета этнических групп Дальнего Востока. | оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им | ТК | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, ситуации – пробы, работа в тетради «Правила этикета» | ||||
Семейные праздники Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор. Традиционные семейные праздники КМН ДВ. | понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. | ТК | виртуальная экскурсия «Праздники у разных народов»; устный рассказ на тему, ситуации-пробы «Подарок» | ||||
Жизнь человека - высшая нравственная ценность Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Понятие жизни для представителей этнических групп ДВ. | ТмК | беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) | |||||
Любовь и уважение к Отечеству Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества. Духовные традиции народов Дальнего Востока, любовь к Малой Родине. | чувствам гордости за свою Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан. | понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. | ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. | ТмК | беседа, комментированное чтение, размышление на тему | ||
Подготовка творческих проектов. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. | поиск необходимой информации для выполнения заданий. подготовка сообщений и проектов по выбранным темам. вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет. | РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов. КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. | ТмК | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др. | ||
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе». Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся | Оценка деятельности учащихся | участвовать в \диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | ТмК | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. | ||||
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России и Дальнего Востока», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества и Малой Родины (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины». Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся | Оценка деятельности учащихся | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей | выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи. проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений. соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей. | ТмК | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам | |||
34-35 | Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся | Оценка деятельности учащихся | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества. понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. | ТмК | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. |
Виды учебной деятельности:
· Анализируют, систематизируют и преобразуют информацию,
· обсуждают предложенные темы,
· раскрывают смысл изучаемых понятий
· приводят примеры по теме урока
· знакомятся с культурными памятниками (художественные и архитектурные произведения)
· осуществляют поиск информации в справочниках и сети Интернет
· составляют творческие проекты и защищают их
· выполняют задания в рабочей тетради