Особенности искусства
Ритуальный нож.
Додинастический период.
В этот период в древнеегипетском искусстве так же, как и во многих культурах первобытного общества на стадии его разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.
Поразительны каменные сосуды того времени изготовленные из гранита, мрамора, алебастра, горного хрусталя, диорита.они делались круглые и овальные, бокалообразные вытянутые и чашеобпазные плоские. Единая текучая линия силуэта нарушается только маленькими, едва заметными ручками, через которые продевался шнурок для подвешивания и ношения сосуда. Тулово сосуда оканчивается плоским дискообразным венчиком. Этот приём доведённой до предельного лаконизма формы спустя несколько столетий ляжет в основу художественного образа больших пирамид Древнего царства, всей архитектуры и изобразительного искусства Египта.
Одним из древнейших производств Египта, появившимся еще в конце 5-го тысячелетия до н. э., было гончарное дело. Ранние глиняные египетские сосуды напоминали форму страусиного яйца. Возможно, что в ранние исторические времена страусиные яйца использовались в качестве сосудов. С развитием гончарного дела сосуды стали изготовляться разнообразной формы, но наиболее распространёнными были яйцевидные и шарообразные сосуды с двумя ручками, остродонные и туподонные кувшины и плоские чашки.
Большинство сосудов раскрашивалось вначале белой (имитация цвета яиц), а позднее красной краской. Затем рисунок стал воспроизводить корзиночное плетение. Воследствии получил распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, и, наконец, сосуды стали расписывать ландшафтными и бытовыми сценами.
|
Повествовательность - одна из характерных черт египетского искусства, которая особенно проявилась в рельефе. Примером тому могут служить плитки второй половины 4-го тысячелетия до н. э., служившие для растирания и перемешивания красок, применявшихся для нанесения татуировок во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов, прямоугольников. Некоторые воспроизводят форму животных, т. е. в них нашли отражение пережитки древних тотемных верований и охотничьих обрядов.
К концу Додинастического периода плитки стали делать овальными и больших размеров, до полуметра в длину. Поверхность их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициям, которые рассказывали теперь не только о верованиях, но и об исторических событиях. Эти плитки как бы обобщают достижения в искусстве, которые сложились в доклассовый период.
Важное место в изображении занимает образ человека. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать стихию жизненного потока, закрепить её в определённых правилах. Так возникает обязательный в каждом древнем искусстве канон, который определяет круг сюжетов, композиционные построения, пропорции изображаемого, отсекающий неглавноое, подчиняющий необязательное обязательному, временное вечному.
Плита Нармера.
Важнейшим с этой точки зрения памятником искусства является плитка фараона I династии Нармера. Она как бы подытоживает всю историю развития искусства древнейшего, додинастического Египта и в то же время закладывает основу для его дальнейшей истории, являясь первым каноническим произведением Древнего Египта.
|
Рельефная построчная композиция, перечисляющая в строгой последовательности один эпизод за другим, совмещает их на одной плоскости, соблюдая тем самым канон единства времени и пространства.
Художник всё видимое изображает не так, как оно воспринимается глазом, а так, как оно ему представляется. Он ещё не знает перспективного сокращения и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Этот древний приём совмещения разноплановых частей в пределах одной композиции канонизируется в плите Нармера, приобретая уже в эпоху Додинастического периода своеобразную убедительность и перейдя в последующее египетское искусство.
Всё должно быть идеально ясным и понятным. Поэтому лицо фараона изображено в профиль, глаз же оставлен в фас. Грудь так же повёрнута в профиль, плечи же очерчены в фас. Нижняя часть тела воспроизведена в повороте три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Фигура фараона как бы сплющена.
Композиция развёрнутой человеческой фигуры в рельефе и настенной росписи очень характерна для египетского искусства, его стиля, его монументального облика. Она существовала затем во все времена исторического развития египетского искусства.
|
Ещё одна черта, характерная для этого раннего классового общества, получила в плите Нармера своё законченное и зрелое решение. Фигура Нармера на лицевой стороне плиты занимает почти всю её длину. Тем самым идея значительности подчёркивается размером, соотносительностью масштабов. Отныне фараон показывается намного выше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей.
Искусство Древнего Египта периода Раннего Царства (30-28 вв.до н.э., I-II династии)
Атриум в доме богатого египетского дома..
Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещё весьма непрочное объединение всех его областей.
Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Верхнего и Нижнего Египта, завершившейся победой последнего. К этому времени относится и основание «Белых стен» — Мемфиса, крепости на границе Севера и Юга.
Египет Раннего царства находился на уровне медно-каменного века (найденные в погребениях металлические орудия соседствуют с каменными и деревянными), а керамика изготавливалась еще без применения гончарного круга. Раннее царство — эпоха уже сложившейся иероглифической письменности, о чем свидетельствуют сохранившиеся царские надписи.
Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в Додинастический период. Происходит официальная культовая канонизация изображения, творчески развиваются приёмы мастерства.
Об архитектуре первых городов и поселений Раннего царства сохранились очень скудные сведения. Вероятно, дома бедняков строили из тростника и глины, дома зажиточный людей - из дерева и сырцового кирпича. Их ограждали стенами из того же кирпича, декорированными плоскими прямоугольными в плане выступами (т.н. лопатками). Для египетского дома характерна несимметричная планировка. Помещения располагались вокруг одного или нескольких дворов.
Жилища первых фараонов - это большие строения со множеством комнат, в одной из которых находился трон, установленный на возвышении под балдахином. Фасад царского дворца уже с начала правления единого фараона обоих Египтов был прорезан двумя дверьми соответственно двум царствам - Верхнему Египту и Нижнему Египту.
Пастухи.
Фреска из гробницы.
Помимо дворцов возводились храмы многочисленным богам, которым поклонялись египтяне. Первоначально храмы представляли собой небольшие дома, воздвигнутые на невысокой насыпи внутри четырёхугольной изгороди с шестами для флагов по обе стороны от входных ворот.
Первоначально службу в храме перед изображением божества совершал исключительно сам фараон. Затем эти функции стали выполнять жрецы, которых египтяне называли "слугами бога". В связи с развитием священных обрядов и увеличением числа жрецов появилась необходимость строить внутри храмовой ограды обширные помещения для них, часовни, приделы для второстепенныхбожеств и, наконец, хранилище для приношений. Ввиду накопления в хранилищах большого количества драгоценностей ограда утолщается, и древнеегипетский храм ещё при I династии приобретает характер небольшого укреплённого поселения, как бы "царского городища".
Дальнейшее развитие древнего заупокойного культа связано с представлением о "ка" - бессмертном двойнике - душе умершего.
Каноническое изображение
фараона
"Ка" со смертью покидает тело, но может вернуться хотя бы на время. Поэтому необходимо сохранить тело, на случай, если бы "ка" пожелало вновь одушевить его. Нужно было положить в могилу или изобразить на стенах всю любимую обстановку и слуг, дабы вновь одушевлённый мог снова наслаждаться жизнью, как некогда, когда он был живым, необходимо было позаботиться о пище для "ка", чтобы его не мучили голод и жажда. Пищу изображали на стенах могилы, её приносили в день погребения и в поминальные дни. Вот почему лучшие художники страны доставляли сюда, в мрачную могилу, часто свои лучшие творения.
В додинастический период египтяне для своих покойных вождей копали простые ямы или шахты, которые обкладывали сырцом. Для фараонов же в период Раннего царства сооружаются импозантные гробницы, подобия их земного дворца, окружённые камерами для свиты.
Нельзя не отметить той строгой последовательности, с которой зодчие Раннего царства придерживались одной основной идеи во всех сооружениях: храмы, городища с дворцами фараонов и усыпальницы фараонов выстроены как бы по одному плану. Отличает их только материал: для дворца фараона, т.е. его временного жилища использовали не только кирпич, но и дерево, тростник, глину; умершему же фараону, ставшему вечно живущим божеством, возводили "жилища" из более прочного материала, из кирпича и камня. Вечное пристанище для усопшего фараона должно быть недоступной людям, поэтому заграждается вход в неё, а склеп располагается в подземелье, под высоким курганом. При гробницах начали строить заупокойные храмы, где совершались обряды поклонению усопшему как божеству.
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Уже со времён фараонов I династии скульпторы умели изображать человека из твёрдого материала с выдвинутой вперёд левой или правой ногой, с опущенными вдоль тела или сложенными на груди руками.
Во всех скульптурных изображениях - фараонов, слуг или зверей, господствует основной принцип воплощения образов при помощи обобщённых объёмов и лаконичных силуэтов.