Прочитайте текст и выполните задания 9 - 12




 

Роль – это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль – это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть – долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого – определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлённых на человека в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т.е. отвечает требуемым нормам. У разных людей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдений «ролевых» правил слабее или сильнее – так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику…

Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом…

Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дама (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течении дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор – один и тот же человек…

С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров – это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.

Э. Асп

 

9. Что автор называет социальной ролью? Как автор объяснил связь социального статуса и социальных ролей человека?

 

10. Что автор называл диапазоном ролевой свободы? Покажите диапазон ролевой свободы на примере роли ученика.

 

11. Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Используя текст и обществоведческие знания, объясните мнение автора. Конкретизируйте его на примерах ролей покупателя и пешехода.

 

12. Какие два аспекта связи социальной роли и личности индивида указан автор? Используя текст и обществоведческие знания, поясните каждый аспект.

 

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предлодение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

 

14. В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

 

15. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

16. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

 

16.1. Социология «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

 

16.2. Социология ««Социальное неравенство – это такое непредумышленное устройство, которое гарантирует обществу, что наиболее важные позиции предумышленно займут наиболее квалифицированные люди» (К. Дэвис, У. Мур).

 

16.3. Социология «Ребенок обнаруживает, кто он есть, постигая, что есть общество» (П. Бергер).

 

16.4. Социология «Сказать “я мужчина” - значит сделать такую же заявку на роль, как если заявить “я полковник американской армии» (П. Бергер).

 

16.5. Социология «Жена – хозяйка в доме, муж – хозяин в семье» (И.Н. Шевелев)

 

16.6. Социология «Самых хороших и самых плохих актеров мы видим отнюдь не на сцене» (Р. Роллан)

 

16.7. Социология «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В. Сухомлинский)  

 

16.8. Социология «У каждого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам» (Э. Гиббон)

 

16.9. Социология «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание» (И. Кант)

 

16.10. Социология «Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений» (Г. М. Андреева)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: