Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)
«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)
Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (3 часов)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (2 часа)
Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого(10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
|
Й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики
Й класс (34ч)
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
|
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Учебно-тематическое планирование
Класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | |
теор. | практ. | |||||
Раздел №1 «Правила поведения в школе» (8ч) | ||||||
Вводное занятие. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. | |||||
Правила поведения на уроке | Зачем нужны правила поведения? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные7 | |||||
Правила поведения на перемене | Понятия «урок» и «перемена». Правила поведения на уроке и на перемене. | |||||
Правила поведения в общественных местах | Как вести себя в актовом зале школы? | |||||
Правила поведения в гардеробе (раздевалке) | Как правильно вести себя в гардеробе? Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? | |||||
Правила поведения в столовой | Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, | |||||
Правила поведения в библиотеке. Урок-экскурсия | Как правильно вести себя в библиотеке? Что такое библиотека? Для чего она предназначена? | |||||
Правила поведения в школьном двореУрок – экскурсия (игры во дворе) | Знакомство с понятием «школьный двор»? Для чего он предназначен? | |||||
Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (10ч) | ||||||
9. | Что такое «добро» | Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). | ||||
10. | Чтение рассказов В.Осеевой, Н.Носова, Е.Пермяка | Диспут «Чей герой лучше»? Роль смеха. | ||||
11. | Каким бывает зло? | Чтение и обсуждение рассказов детских писателей, сказок о добре и зле. | ||||
12. | «Волшебные» (добрые) слова | Правила вежливости, их происхождение.и изменение в связи с развитием общества. Объяснить, что мы понимаем под формой общения. Составить словарь наиболее употребляемых слов. | ||||
13. | Человек и его поступки. Хорошие и плохие черты характера, | Объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества. | ||||
14. | Жадность и жадины | Чтение и анализ басен Л. Н. Толстого, народных пословиц о жадности. | ||||
15. | Добрые и недобрые дела Урок – беседа с элементами диспута и игры | Разбор конкретных ситуаций из жизни. Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек. | ||||
16. | Помни о других - ты не один на свете. | Раскрытие смысла понятия «помнить о других» Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей? Готовить детей к восприятию чужой точки зрения. | ||||
17. | Ты и твои друзья Урок-беседа о литературных героях | Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми. Что означает быть хорошим товарищем? Только ли сверстник может быть другом? | ||||
18. | Учимся дружить | Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от товарищества. Научить различать привязанность и настоящую дружбу. | ||||
Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (7 ч) | ||||||
19. | «Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе) | Какую роль играет образование в жизни людей? «Век живи – век учись» | ||||
20. | «Играй, играй.а дело знай» | Пословицы и поговорки о грамоте, учении. | ||||
21. | Как быть прилежным и старательным | Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»? Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? | ||||
22. | Наш труд в классе | Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? | ||||
23. | О лени и лентяях | Обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать | ||||
24. | Кем быть? | Дать первоначальные знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности | ||||
25. | Профессия моих родителей | Расширение представления детей о труде родителей | ||||
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч) | ||||||
26. | Культура внешнего вида | Что означает культура внешнего вида? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены. | ||||
27. | Гигиена тела. «Не только платье красит человека» | Правила личной гигиены; способы ухода за своим телом; привычка соблюдать правила личной гигиены ежедневно. | ||||
Каждой вещи – своё место Урок – беседа с элементами инсценировки | Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество. | |||||
Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа) | ||||||
29. | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающее занятие) | Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять. | ||||
30. | Безопасное общение с незнакомцами. Практикум | Правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми. | ||||
Раздел №6 «Школьный этикет» (3часа) | ||||||
31. | «Школа вежливых наук» | Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? | ||||
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Язык, мимика и жесты | Внешние правила знакомства и приветствия. Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус) Формы знакомства и приветствия за столом. Навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия | ||||
33. | Игра-путешествие в страну Этикета | Разыгрывание житейских ситуаций. |
Учебно-тематическое планирование
|
Класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | ||
теор. | практ. | ||||||
Раздел 1.Культура общения (9 часов) | |||||||
1. | Введение | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. | |||||
2. | Что такое дисциплина в школе? | Правила поведения для учащихся | |||||
3. | Правила поведения в библиотеке | Как правильно вести себя в библиотеке? | |||||
4. | Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь) | Выработка правил заботливого отношения к людям. | |||||
5. | Правило обязательности: дал слово -держи его | Игра «Цветик-семицветик» | |||||
6. | Доброжелательность в общении | Составление правил доброжелательного человека. Коллективное задание | |||||
7. | Ты и поступки окружающих | Инсценирование, обыгрывание ситуаций | |||||
8. | Правдивость | Командное проигрывание ситуаций, инсценировка | |||||
9. | Поведение в гостях | ||||||
Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа) | |||||||
10. | Заповеди | ||||||
11. | Земля – наш общий дом. Бережное отношение к природе | Игра – судебный процесс | |||||
12. | Дал слово - держи | Беседа (осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера), тренинг «Какой я человек?» | |||||
13. | Нравственные устои русского народа | Знакомство с баснями, былинами | |||||
Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов) | |||||||
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | Чтение и обсуждение произведений о дружбе | |||||
15. | Преданный друг | Практическая работа «Составление правил дружбы» | |||||
16. | О доброте и бессердечии | Беседа о добром отношении к людям, природе, животным | |||||
17. | Об уважительном отношении к старшим | Рассуждения овзаимоотношениях между членами семьи, уважении к старшим | |||||
18. | О зависти и скромности | Чтение и анализ басен И. Крылова, народных сказок. | |||||
19. | О доброте и жестокосердии | На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «доброта» и «жестокосердие». | |||||
20. | Хочешь иметь друга – будь им. | Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе.Обсудить, чем дружба отличается от товариществаНаучить различать привязанность и настоящую дружбу. | |||||
21 - 22 | Чтение произведений Н.Носова, В.Осеевой | ||||||
23. | «Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки о дружбе | Игра «Слабое звено» | |||||
24. | В мире мудрых мыслей | Поговорки, пословицы разных народов, высказывания о нравственных качествах людей | |||||
Раздел 4. Понять другого (10 часов) | |||||||
25. | Золотые правила | ||||||
26. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | Обыгрывание жизненных ситуаций. | |||||
27. | О тактичности и бестактном поведении | Составление правил тактичного поведения | |||||
28. | Учимся находить хорошее в человеке | Игровой тренинг | |||||
29. | О чём говорят выразительные движения | Познакомить детей с выразительными движениями как вербальными средствами общения. Дать возможность потренироваться в невербальном общении. | |||||
30. | На чём основано взаимопонимание | Развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания. | |||||
31 - 32 | Чтение художественных произведений о детях и для детей. | Чтение и обсуждение рассказов детских писателей о дружбе | |||||
33. | «Да здравствует вежливость!» | Составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов. | |||||
34. | Итоговое занятие. | Конкурсная программа | |||||
Учебно-тематическое планирование
Класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | |
теор. | практ. | |||||
Раздел 1. Культура общения(9 часов) | ||||||
Этикет разговора | На примере рассказов Е.Пермяка научить детей придерживаться нравственных правил общения. | |||||
Обращение к разным людям | Учить вежливому обращению к людям. | |||||
Вежливый отказ. Несогласие | Учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении | |||||
Этикетные ситуации. | Инсценирование, обыгрывание жизненных ситуаций | |||||
Афоризмы | Чтение, осмысление пословиц о воспитании, нравственных качествах человека | |||||
Разговор по телефону | Прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону. | |||||
Играем роль воспитанного человека | Отрабатывание формулы речевого этикета, привитие умения пользоваться ими в своем речевом поведении. | |||||
Почему письмо – зеркало души? | Развивать навык письменной речи, умение высказывать свои мысли письменно. | |||||
Чтение книг о детях | ||||||
Раздел 2. Самовоспитание (7 часов) | ||||||
10. | Что значит быть вежливым? | Учить детей придерживаться нравственных правил общения. | ||||
Мои достоинства и недостатки | Развивать навык самоконтроля, умение критично оценивать себя. | |||||
Большое значение маленьких радостей | В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина мастерская. | |||||
О хороших и дурных привычках | Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа). | |||||
Афоризмы о самовоспитании | Чтение, осмысление афоризмов, высказываний о самовоспитании. | |||||
Точность: береги свое время и время других. | Практическая работа в группах по составлению личного плана на день, неделю. | |||||
Твои друзья и ты | Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия. | |||||
Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах(10 часов) | ||||||
Заповеди: как мы их выполняем | Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. | |||||
О сострадании и жестокосердии | Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам. | |||||
19. | Лгать нельзя, но если...? | Учить детей честности, справедливости | ||||
Всегда ли богатство счастье? | Размышления о значении слова «счастье» | |||||
Спешите делать добро | Путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы нравственного этикета. | |||||
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | Беседа о значении труда для развития и совершенствования людей | |||||
23. | Т руд кормит, а лень портит | Чтение стихов, пословиц о труде, работе | ||||
24. | Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему? | Любой труд почетен. Уважение к труду нашего народа. Трудолюбие в культуре. | ||||
Чьим трудом славен наш город? | Коллективная работа «Наши славные земляки» | |||||
Герои русских былин | Чтение былин, иллюстрирование. | |||||
Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя?(8 часов) | ||||||
27. | Как сердцу высказать себя? | Учить детей умению делиться своими переживаниями. | ||||
28. | Пытаемся разобраться в трудной ситуации | Формирование у учащихся ценностных ориентаций, умений формулировать нравственные суждения | ||||
29. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» | Воспитание патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны и труда; Воспитание толерантности; развитие монологической и диалогической речи | ||||
30. | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | Расширить представление о человеческих отношениях в обществе, о нормах нравственности, правилах культуры; развивать память, речь. | ||||
31. | Слово лечит, слово ранит. | Учить детей сопереживанию, умению в трудную минуту поддержать друзей, близких. | ||||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме; развивать творческие способности детей. | ||||
Афоризмы | ||||||
34. | Чему нас научили уроки нравственности? | Игры, конкурсы |
Учебно-тематическое планирование
Класс