Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Азбука нравственности»

Для 1-4 классов

Составитель: Николенко Т.А.

учитель начальных классов

первой категории

 

 

Г

Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.

 

Приказы, нормативные и инструктивно-методические письма:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закон «Об образовании Республики Башкортостан» № 696-з от 01.07.13 г.;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденный приказом Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированный в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Регистрационный №19993;

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

6. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №17 г. Белебея – 2015 г. (в новой редакции, приказ № 317 от 31.08.2015 г.);

7. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

8. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 17 г. Белебея МР Белебеевский р-н РБ (приказ № 317 от 31.08.2015 г.).

 

Цель настоящей программы:

- освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе;

- выработка основных этических понятий;

- ознакомление с культурными традициями родного края;

- выработка оценочных моральных принципов, представлений;

- формирование культуры нравственного поведения.

 

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

- обучить навыкам общения и сотрудничества;

- сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

- развивать коммуникативные умения в процессе общения;

- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, исторически и традиционно действующих в обществе;

- познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;

- сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия и поведения;

- дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;

- помочь ребенку младшего школьного возраста сознательно вырабатывать нравственные позиции;

- прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их способами нравственного взросления;

- сформировать уважение к труду человека и выработка собственных трудовых навыков.

Все задачи в процессе их решения пронизаны единой сверхзадачей: понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, формирование представлений о самом себе.

Воспитательные идеи программы:

- Старайся делать добро.

- Бойся обидеть человека.

- Люби и прощай людей.

- Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

 

Программа «Азбука нравственности», нацеленная на формирование и развитие нравственного сознания ребенка, является сквозной с 1 по 4 класс. Предполагается постепенное усложнение материала. На каждом этапе определяются ключевые понятия, которые служат ориентиром в выборе методов работы. Все понятия логично связаны между собой. Повторение тематики разделов из класса в класс позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить и углубить его содержание, обеспечивает преемственность в нравственном развитии ученика.

В 1 классе дети привыкают жить и учиться в соответствии с правилами школьника, которые узнают от учителя. Он помогает понять их содержание и необходимость.

Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.

В 3 классе дети особенно чутки к дружеским контактам. Мнение товарищей-одноклассников начинает соперничать с мнением учителя. Коллективное обсуждение позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения. Здесь педагог ставит проблему нравственного выбора.

В 4 классе в соответствии с интеллектуальным развитием школьников и их способностью к абстрагированию, а также на основе накопленных знаний о нравственности, формируются представления о мотивах поступков, решаются проблемы нравственного выбора на более высоком, обобщенном уровне, формируется образ собственного «Я».

Программа представлена двумя часами в неделю, на которых сочетаются активная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся. Ситуация нравственного выбора поступка и результат этого выбора определяют нравственную сущность личности.

Программа «Азбука нравственности » будет реализована в течение 4 лет (1-4 класс).

1 класс – «Истоки нравственности и этики»

2 класс – «Законы морали»

3 класс – «Мораль: сознание и поведение»

4 класс – «Здоровье души».

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов основной образовательной программы МАОУ СОШ №17 г. Белебея.

 

Формы учета оценки планируемых результатов

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Диагностика:

- нравственной самооценки;

- этики поведения;

- отношения к жизненным ценностям;

- нравственной мотивации.

Формы организации внеурочной деятельности:

- Ролевые игры;

- Беседы, викторины;

- Коллективные творческие дела;

- Смотры-конкурсы, выставки;

- Тренинги общения;

- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и др.

 

В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходи­мые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

4. Афоризмы.

 

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять обещания.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

6. Стихотворения о Родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих по­ступков.

Уметь:

1. Различать хорошие и плохие поступки.

2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4. Исполнять заповеди.

5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных по­ступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов мо­рального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к реше­нию моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережива­ния им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла­гополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложе­ния и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, соб­ственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

 

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще­ственных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, сред­ства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое вы­сказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных пози­ций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель­ности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Й класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила пове­дения в школьном дворе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: