А Фантазия? Это правда или ложь?




Конспект урока

 

ОУ  
ФИО учителя  
Тема Правда и ложь
Цель темы · Познакомить учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь» · Развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения · Формировать умения распознавать понятия «правда» и «ложь», проводить между ними различия, умения отличать фантазию от лжи. · Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость
Планируемый результат Сформировать у детей понятие о правде и лжи
Тип урока Урок- беседа
Основные понятия Правда, ложь, вымысел, умысел. Фантазия.    
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение,
Ресурсы: - основные - дополнительные   Учебник, мультимедиа (презентация), наглядный материал (опорные слова и «Собери пословицу»)    
Организация пространства Работа индивидуальная, в группах

Подготовительный этап:

- Заранее подготовить листочки с ложными и верными высказываниями.

(Дети сидят не за партами.)

Орг. момент

- Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

Определение темы.

- Начинаем наш урок со сказки:

За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.

- О чём мы будем говорить?

- Тема нашего разговора «Правда и ложь»

(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)

- Попробуем дать определение этим понятиям.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить.

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Раскрытие темы.

- Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

 

Правда Ложь

истина неправда

действительность обман

откровенность враньё

 

- Что у вас получилось.

- Что такое правда? Ложь?

- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Игра «Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

 

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.

(Стихотворный персонаж ЖЕНЯ просит разобраться:)

А Фантазия? Это правда или ложь?

Учитель предлагает детям взять листок, на котором написано слово «фантазия». Дети должны подумать, к чему это слово ближе - к правде или ко лжи.

(Вопросы для беседы:)

*Чем фантазия отличается от правды?

*Чем фантазия отличается ото лжи?

Некоторые люди путают фантазию и ложь

-В чем отличие фантазии ото лжи?

*Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?

* Нужно ли учиться лгать?

* Нужно ли учиться фантазировать? *Всегда ли нужно говорить правду в глаза?

*Как вы понимаете утверждение: «Самый опасный человек - лжец»?

Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь?

(Ответы детей)

-Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

-Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.

Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

(Ситуации из школьной жизни.)

- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

- получили двойку;

- потеряли сменную обувь;

- опоздали на урок;

- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

- разбили красивую вазу?

- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

(Работа с пословицами)

- О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

- А вы знаете пословицы о правде и лжи?

Подведение итога

- Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Итог работы.

(Составление правил честного поведения.)

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить!

- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш урок затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

Домашнее задание. Читать материал по учебнику

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: