Введение
Без праздников немыслима жизнь. Чем она труднее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.
Целесообразность применения в образовательной и воспитательной работе праздников определяется доступностью средств осуществления и творческой реализацией основных педагогических задач умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в совместной работе по воспитанию и обучению детей.
В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования.
Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника.
Объект исследования – современные технологии организации детских праздников.
Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и характеристику праздника, его сущность.
2. Изучить методику подготовки праздника.
3. Познакомиться с организацией детского праздника.
Понятие,функции и классификация праздников.
Понятие праздника
Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.
«Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». [3]
Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера.
Функции праздника
– коммуникативная функция – объединение в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини игр и экспромтов;
– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.
В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:
- Объединение педагогических усилий: создание триединого союза: учитель–ученик–родители. При подготовке праздника необходимо привлекать потенциал родителей. Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны: интересы, увлечения, таланты.
- Формирование межличностных отношений. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений: посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность.
Классификация праздников
Праздник – многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.), это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации. Ключом для нее могут служить слова Гегеля: чем «… богаче определяемый предмет, т.е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различимыми могут быть выставляемые на основе их определения».
раздник вообще – такое сложное, многостороннее явление, что очевидно, единой, всесторонней классификации его для всех времен и народов создать невозможно, так же сложность классификации состоит в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую. Сделать исчерпывающую классификацию праздников практически не возможно.
Одним из первых классификацию массовых праздников еще в 19 веке предложил Снегирев И.М. Он делил праздники на подвижные, и неподвижные (имеющие или не имеющие точной даты), исключительные, т.е связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.
Польский философ Жигульский К. в своей работе «Праздник и культура», предложил несколько принципов классификации праздников.
Во – первых он делил праздники на периодически отмечаемые и непериодические, обусловленные моментом.
Классическим примером периодического праздника, весьма часто наблюдаемого у первобытных обществ, является праздник, связанный с культом луны, отмечаемый в начале двух ее фаз – новолуние и полнолуния. Там, где каждое новолуние и полнолуние считается праздником, а календарь, как правило, основан на лунном месяце, периодичность праздника зачастую рассматривается празднующей группой как естественная периодичность, обусловленная характером окружающего мира, высшей механикой космоса. Установление даты праздника, в основе которого лежит историческое событие, например победа народа в войне, так же придает ему ритм, превращает его в периодически отмечаемый праздник, торжественную годовщину. К такому типу праздника относиться 9 мая – Праздник Победы российского народа в Великой Отечественной войне. Подобные примеры можно привести из календарей других стран, где празднуются, скажем 14 июля – дата взятия Бастилии во время Великой французской революции 1789 г.
Гораздо реже встречаются непериодические праздники, обусловленные моментом. К таким можно отнести, например, праздники, отмечаемые по случаю необычайного события в общественной жизни: победы в войне, прекращения эпидемии, начала какого – либо крупного предприятия, важного события при дворе государя, рождения наследника престола или его бракосочетания. В хрониках минувших эпох встречаются упоминания о таких порой весьма торжественно отмечаемых праздниках; лишь незначительная часть их часть попадала в календарь в виде праздничных годовщин.