Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности




Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) представление о субординированной системе способов, приемов и методов экономической науки, отражающих специфику природы экономических явлений; знание об альтернативных методологических подходах и инструментах экономического анализа; владение методами методологической экспертизы экономических концепций и теорий
Базовый (71 – 90 баллов) умение ориентироваться в ключевых теоретико-методологических проблемах экономической науки; умение с опорой на исторический опыт формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам развития науки и практики; умение оценивать теоретические концепции и подходы с точки зрения их познавательного потенциала и возможных сфер применения
Минимальный (41 – 70 баллов) знание об исторически сложившемся многообразии методологического инструментария и теорий экономической науки; умение отслеживать связь современных экономических концепций с концепциями и теориями прошлого; понимание связи методологических и теоретических достижений экономической науки с программами экономической политики.

 

Уровневое описание признаков компетенции ОК-6:

Владение навыками публичной и научной речи

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) демонстрация навыков применения полученных знаний в деловом общении, устной и письменной речи; способность ясно формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам экономической науки и экономической методологии; способность в устной и письменной речи объяснять зависимость экономических концепций и степень точности их выводов от лежащих в их основании предпосылок
Базовый (71 – 90 баллов) умение связывать знания, полученные из работы с первоисточниками историко-методологической информации в целостное изложение; способность в устной и письменной речи оценивать экономические идеи и политико-экономические доктрины, выявляя мировоззренческие предпосылки, лежащие в основе аналитической работы экономистов
Минимальный (41 – 70 баллов) умение демонстрировать в устной и письменной речи навыки поиска и использования информации об экономических концепциях в контексте исторических эпох и школ экономической науки

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- историю становления и парадигмальные основания важнейших экономических школ и направлений;

- историю экономической методологии и основные направления современных методологических поисков в экономической науке;

- логику становления и развития экономической науки, структуру экономического знания на различных этапах его развития.

Уметь:

- оценивать экономические идеи и политико-экономические доктрины, выявляя мировоззренческие (идеологические, ценностные) предпосылки, лежащие в основе аналитической работы экономистов;

- отслеживать связь современных экономических концепций, рецептов с установками экономической политики, господствующей идеологией и национальной культуры;

- ориентироваться в теоретических и политико-экономических дискуссиях, как прошлого, так и настоящего;

- формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам развития экономической науки, опираясь на исторический опыт.

Владеть:

- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в контексте исторических эпох и школ экономической науки;

- навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности и деловом общении;

- навыками использования знаний в области истории и методологии экономической науки при изучении других дисциплин магистерской программы.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Раздел и тема дисциплины Триместр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Тема 1. Экономическая наука в зеркале методологии 1.1       Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
  Тема 2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период 1.1       Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
  Тема 3.Методологические ос­новы классической политэко­номии 1.1       Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
  Тема 4. Методологический фундамент политической эко­номии К. Маркса 1.1       Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
  Тема 5. Методологические ос­нования экономического «мейнстрима» 1.1       Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
  Тема 6. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли 1.1       Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
  Тема 7. Методологические основы теории Д.М. Кейнса 1.1       Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
  Тема 8. Современная экономическая методология 1.1       Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
  ИТОГО          

4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание
1. Экономическая наука в зеркале методологии   Экономическая наука как знание и вид человеческой деятельности. Экономическая наука как объект методологического анализа. Экономическая методология в широком и узком смысле. История экономической мысли как методологическая экономическая субдисциплина. Изучение фактической методологии экономических исследований на основе истории экономической мысли. Функции экономической методологии.
2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период Античность и средневековье: экономия как практическая область, искусство экономики, экономическая мысль – часть моральной философии (этики). Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка построить систему их взаимосвязей. Нормативный характер построений античных мыслителей. Экономические идеи как часть моральной теологии в эпоху средневековья. Позитивный анализ реальных экономических явлений и процессов. Меркантилизм: практическое учение об управлении государственным хозяйством. Переход от донаучного к научному знанию. Первые попытки увязать практическую программу с теоретическими представлениями о хозяйственной системе: концепции экономики Р. Кантильона и Дж. Стюарта.Расхождение производственно-продуктовой и поведенческой онтологии.
3. Методологические ос­новы классической политэко­номии Исторические и философские предпосылки экономических теорий Ф. Кенэ и А. Смита. Становление политической экономии как науки классического типа. Картина экономической реальности: экономика как процесс кругооборота общественного продукта. Логический метод и теоретизация экономического знания. Формирование системы понятий классической политэкономии. Д. Рикардо: политическая экономия как система «чистой теории». «Эмпирик» Т.Р. Мальтус против методологии рационалиста Д. Рикардо. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рационального человеческого поведения или теория богатства? Законы политической экономии как законы-тенденции.
4. Методологический фундамент политической эко­номии К. Маркса К. Маркс: историзм и формационное деление политической экономии. Методология Маркса: движение от истории общества к политической экономии и макроэкономическим теориям. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. Метод восхождения от абстрактного к конкретному у К. Маркса. «Капитал» как пример такого восхождения. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал как развивающиеся субстанции. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отношений. Классовый подход в политической экономии. Экономическая наука и идеология.
5. Методологические ос­нования экономического «мейнстрима» Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. Задача экономической науки – логическое выведение универсальных законов экономического поведения и взаимодействия. Поведенческая онтология: потребитель как основной хозяйствующий субъект и микроанализ. Априоризм и реализм К. Менгера. Л. Вальрас: «чистая политическая экономия» как аналог физико-математической науки. Математизация экономической теории. У истоков «мейнстрима»: методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах экономической науки» (1891). Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла. От общности предмета науки к однотипности методов его получения. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки.
6. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли Разграничение основного («mainstream») и альтернативных течений экономической мысли. Институциональная онтология. Историческая наука как альтернативный естествознанию методологический ориентир. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890). Компромиссно-перечислительное изложение метода экономической науки. «Старый» институционализм: философия прагматизма как методологический фундамент. Эволюционная концепция Дарвина и эволюционная экономика Т. Веблена. Методологическое размежевание неоавстрийской школы с «мейнстримом». Радикальный априоризм Л. фон Мизеса. Методологическая доктрина Ф. фон Хайека: неприятие сциентизма и методологического монизма.
  Методологические основы теории Д.М. Кейнса Кейнсианская революция и выделение макроэкономики в отдельную отрасль экономического знания. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса. Кейнс как продолжатель линии Маршалла: экономическая теория как «ветвь логики». Несводимость всех форм объяснения в экономической науке к модели всеобъемлющих законов. Возможность моделей, выраженных в виде эмпирических и исторических обобщений, ограниченных в пространстве и времени. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим уровнем деловой активности. Концепция «неведения» и неопределенности. Проблема неопределенности и роль здравого смысла. Анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. Кейнс как социальный философ.
8. Современная экономическая методология Размежевание неоклассического «мейнстрима» на рационалистов и эмпириков. Рационализм: переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания. Эмпиризм: инструменталистская методологическая установка на ограничение самостоятельного значения теоретических моделей. Методологические проблемы как часть научной саморефлексии: формирование экономической методологии в качестве самостоятельной экономической дисциплины. Философия науки и экономическая методология: проблемы взаимодействия. Экономическая наука как социальный институт. Постмодернистские интерпретации экономического знания.

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

№ темы Содержание и формы проведения
Тема 1 Занятие 1. Экономическая наука в зеркале методологии Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Экономическая наука как знание и вид человеческой деятельности. 2. Метод и методология. 3. Рационализм и эмпиризм как базовые эпистемологические установки в экономической науке 4. Картины экономической реальности: продуктовая, поведенческая, эволюционно-институциональная.
Тема 2 Занятие 2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека. 2. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка построить систему их взаимосвязей. 3. Значение опыта схоластического теоретизирования для экономической науки. 4. Теоретические представления о хозяйственной системе: Р. Кантильон и Дж. Стюарт.
Тема 3 Занятие 3. Методологические основы классической политэкономии (начало) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Научный идеал классической политэкономии – естествознание: медицина (Ф. Кенэ), физика (А.Смит). 2. Шотландское просвещение и английская классическая политическая экономия. 3. «Проблема Адама Смита»: «Исследование о природе и причинах богатства народов» contra «Теория нравственных чувств»? 4. Картина экономической реальности: экономика как процесс кругооборота общественного продукта (Ф. Кенэ и А. Смит).
Тема 3 Занятие 4. Методологические основы классической политэкономии (окончание) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 1 1. Установление эмпирических зависимостей: Т.Р. Мальтус. 2. Д. Рикардо: политическая экономия как система «чистой теории». 3. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рационального человеческого поведения или теория богатства? 4. Д.С. Милль: политэкономия как наука и как искусство.
Тема 4 Занятие 5. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса (начало) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. К. Маркс: историзм и формационное деление политической экономии. 2. Методология Маркса: движение от истории общества к политической экономии и макроэкономическим теориям. 3. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. 4. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отношений.
Тема 4 Занятие 6. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса (окончание) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 2 1. «Капитал»: метод восхождения от абстрактного к конкретному. 2. Классовый подход в политической экономии. 3. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал. 4. Экономическая наука и идеология.
Тема 5 Занятие 7. Методологические основания экономического «мейнстрима» (начало) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. 2. Маржиналистский «экономический человек» как рациональный максимизатор. 3. Маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной агент, принцип равновесия 4. К. Менгер о методах политической экономии.
Тема 5 Занятие 8. Методологические основания экономического «мейнстрима» (продолжение) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Начальный этап математизации экономической теории: методология Л. Вальраса. 2. Методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах экономической науки» (1891). 3. А. Маршалл о соотношении науки и здравого смысла. 4. Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла.
Тема 5 Занятие 9. Методологические основания экономического «мейнстрима» (окончание) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 3 1. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки. 2. Явление «mainstream» в экономической науке. 3. Разграничение мейнстрима и альтернативных течений. 4. Феномен «экономического империализма».
Тема 6 Занятие 10. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли (начало) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии Занятие 1. 1. Институциональная онтология: основные характеристики. 2. Критика идеи универсальности человеческой природы классической политэкономии и маржинализма исторической школой в политической экономии. 3. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. 4. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890): компромиссно-перечислительное изложение метода экономической науки.
Тема 6 Занятие 11. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли (окончание) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 4 1. Философия прагматизма как методологический фундамент «старого» институционализма. 2. Эволюционная концепция Ч. Дарвина и эволюционная экономика Т. Веблена. 3. Современные версии экономического эволюционизма в методологическом отношении. 4. Радикальный априоризм Л. фон Мизеса: размежевание с «мейнстримом».
Тема 7 Занятие 12. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса (начало) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Кейнс как ученик и продолжатель А. Маршалла. 2. Дж.М. Кейнс: от философии к экономике. 3. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire. 4. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим уровнем деловой активности.
Тема 7 Занятие 13. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса (окончание) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 5 1. Проблема неопределенности и роль здравого смысла в построениях Дж.М. Кейнса. 2. Кейнс: анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. 3. Дж. М. Кейнс – завершающий экономист «мейнстрима»? 4. Кейнс как социальный философ.
Тема 8 Занятие 14. Современная экономическая методология (начало) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Позитивистские установки в неоклассике: «ультраэмпиризм» Т. Хатчисона. 2. Рационализм П. Самуэльсона: критерий научности – логическая строгость выводов. 3. М. Фридмен: инструментализм как методологическая установка. 4. Современные подходы к анализу научного знания: понятия научной парадигмы и научного сообщества.
Тема 8 Занятие 15. Современная экономическая методология (окончание) Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии 1. Современные подходы к анализу научного знания: структура и динамика научно-исследовательских программ. 2. Постмодернистские интерпретации экономической науки: экономическая наука как риторика. 3. Методологический плюрализм в современной экономической науке. 4. Формирование экономической методологии как экономической субдисциплины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: