Заслуженный художник России.
Родился 19 декабря 1915 года в Лысьве в семье лесника. Жажда знаний, страстное стремление стать профессиональным художником привели его в Ленинград, где художник учился сначала в Ленинградском художественном училище, а затем в Институте им. И.Е. Репина.
Война помешала закончить институт. Позднее в 1944-47 годах Чесноков продолжил образование в Москве в Художественном институте им. Сурикова, где занимался живописью под руководством А. А. Осмёркина и театрально-декорационным искусством под руководством М. П. Бобышева. Общение с такими мастерами дало живописцу большой запас знаний и художественной культуры.
Внимание художника на протяжении многих лет было отдано работе над пейзажем и жанровой картиной. Родные места тоже нашли место в его творчестве. Две картины, которые вошли в альбом, посвящены посёлку им. Орджоникидзе, где прошло детство Николая.
Мы видим узнаваемый пейзаж и интересно то, что многие могут ощутить себя сопричастными к этому изменению.
Он много времени проводит в поездках. Постоянная забота об обновлении жизненных впечатлениях и знаний даёт возможность искать и находить новые выразительные средства живописи, новые художественные приёмы.
Главное эмоциональное, духовное содержание искусства Чеснокова заключено в доброте к окружающему миру, в постоянном поиске гармонической взаимосвязи человека и природы. Его произведения полны простой, реальной красоты родного края и при этом всегда глубоки и органичны.
Несколько месяцев Николай Чесноков жил на Приполярном Урале в посёлке Пеленгичи, построенном геологической экспедицией, добывающей горный хрусталь, и каждый день он уходил с этюдником в горы. Впечатление от встречи с севером было ошеломляющим. Взгляду художника впервые предстали снежные вершины, иззубренные гребни хребтов, скалистые отвесные склоны, каменные россыпи, горные озёра и реки, многолетние снежники и ледники.
|
Итогом этой поездки стала большая серия пейзажей, относящихся к числу наиболее зрелых достижений художника. Встреча с могущественной первозданной природой севера во многом изменила линию творческого развития Чеснокова.
Если его ранние работы отличал неторопливый подробный рассказ увиденного, более зрелые отмечены глубиной мысли и чувства. В работах северного цикла появились особая эмоциональная интонация, черты суровости и напряжённого динамизма. Художник стремиться к максимально правдивой передаче внутреннего состояния природы. В работах в полной мере появляются его живописное мастерство, чувство ритма, композиционный дар. Свои впечатления от натуры художник обобщает в мастерской.
Они пронизаны восхищением перед суровой и прекрасной природой, перед деятельными и чистыми душой людьми – обитателями севера. Люди появляются не случайно – присутствие человека представляется попыткой осмыслить место человека в бесконечной вселенной. Для всех полотен цикла характерна любовь к фактуре письма, к густым сплавам красок. Художник тщательно изучил и передал чистоту цветовых отношений, уделяя большое внимание образным возможностям цвета. Кроме колористических достоинств, работы обладают строгой и ясной пластикой пространства, точной системой построения планов и размещения фигур, лиричностью авторского чувства, точностью рисунка.
|
Вероятно у любого человека, занимающегося искусством, в определённый период возникает желание вернуться к истокам своей жизни, к памяти чувств. Впечатлениям детства, всегда самым сильным и самым ярким. В начале восьмидесятых годов художник побывал в посёлке Бисер Пермского края на родине своей матери. И он постоянно выезжал в этот посёлок и работал в разное время года. Общим настроением выполненных в Бисере работ, кажется ощущения тишины, неторопливого раздумья. Повторяемость мотивов подтверждает, что дело не в сюжетном содержании. Главное содержание в утверждении красоты как идеального состояния жизни природы.
Смысл и чувство, которым наполнена каждая работа, обращены к лучшим качествам души человека. Прекрасно сказал Николай Ге: «Художник тот, кто вносит в своё произведение искусства свою живую мысль, которою он жил, которая владела его душой, и он не может её не высказать».
Главная мысль искусства Николая Гавриловича Чеснокова в последних его работах приобретает характер нравственно-филосовский - это мысль о вечном стремлении человека к гармонии, совершенству мира.
В 2001 году Николай Гаврилович подарил нашему музею свою картину «На берегу Туры».
В 2015 году Н.Г. Чеснокову исполнилось бы 100 лет. В Екатеринбурге проходит ретроспективная выставка картин в свердловском отделении Союза художников России. Экспозиция включает более 50 живописных работ разных лет из семейной коллекции: пейзажи (серии "Башкирия", "Города Урала", "Верхотурье", "Урал Приполярный", Лысьвенские пейзажи), портреты, натюрморты, тематические картины ("Ударники огненного цеха", 1995, "Воскресный вечер в Пеленгичах", 1976-86).
|
Произведения Чеснокова подкупают гармоничной уравновешенностью композиции и колорита.
Николай Гаврилович Чесноков родился 19 декабря 1915 года. Учился в Ленинградском художественно-педагогическом училище, затем в Ленинградском государственном художественном институте им. И. Е. Репина. Работал ассистентом главного художника в Свердловском театре Оперы и балета, преподавал в Свердловском художественном училище живопись и композицию, вёл летнюю практику. Член Союза художников СССР. Лауреат премии губернатора Свердловской области за цикл пейзажей, посвящённых Верхотурью. Заслуженный художник России.
Его имя вписано во Всемирную энциклопедию художников всех времён и народов» рядом с Шагалом, Шарденом и Сезаном.
За свою многолетнюю творческую карьеру он создал более 700 произведений
Характер произведений героико-романтический и лирический.
Стиль – реализм.