Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации




ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. Понятие и характерные признаки

Бюджетным кодексом РФ установлено, что вне федерального бюджета образуются государ­ственные фонды денежных средств, управляе­мые органами государственной власти Россий­ской Федерации. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования фи­нансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной са­мостоятельности строго в соответствии с целевы­ми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ, обла­дают рядом характерных признаков:

· образуются вне федерального бюджета;

· средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат;

· средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности;

· расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность;

· управляются органами государственной власти РФ;

· сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Государственные внебюджетные фонды со­здаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формиро­вания, определяются порядок и направления ис­пользования денежных фондов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действу­ет большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюд­жетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению — на экономические и социальные.

Статья 144 БК РФ относит к государственным внебюджетным фондам Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинско­го страхования.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

· до­бровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели;

· сумм штра­фов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;

· сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей;

· иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государст­венных внебюджетных фондов имеет четкое законодательное закрепление и обладает рядом особенностей. В частности, проекты бюджетов государст­венных внебюджетных фондов составляются органами управления указан­ных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмо­трение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федера­ции рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме фе­деральных законов одновременно с принятием федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуще­ствляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда, направляется в Правительство Российской Федерации. Отчет представляется на рассмотрение и утвержде­ние Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации

 

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фон­де социального страхования Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г.)1 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, которое устанавливает, что указанный Фонд управляет средствами государственного социального страхования Россий­ской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждени­ем при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном уп­равлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собст­венностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным за­коном, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фон­да и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда ут­верждаются председателем Фонда.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребе­ние или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных ус­луг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.

Средства Фонда образуются за счет:

· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, орга­низаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Поме­щение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их по­следствий, а также в других установленных законом случаях;

· прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не приня­тых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; упла­ченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхо­вателем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полу­тора лет; социального пособия на погребение или возмещение стоимости га­рантированного перечня ритуальных услуг;

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвали­дом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату пу­тевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, распо­ложенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санато­риев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом де­ятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработ­ную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные ла­геря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работа­ющих граждан;

· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и за аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

· оплату проезда к месту лечения и обратно;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование меро­приятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%), образуют фонд развития Фонда социаль­ного страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда раз­вития утверждается Правительством Российской Федерации.

Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тари­фом, установленным федеральным законом.

Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Статья 8 Феде­рального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» устанавливает, что работодатели - организации и граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудово­му договору (контракту), регистрируются в качестве страхователей в испол­нительных органах Фонда. Заявление о регистрации в качестве страхователя подается организацией в исполнительный орган Фонда в течение 10 дней после ее государственной регистрации, а гражданином (физическим ли­цом) — в течение 10 дней после заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников.

Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные сче­та при предъявлении организациями документа, подтверждающего регист­рацию в качестве страхователей.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов зара­ботной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисле­ния страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статья 9 Федерально­го закона от 2 января 2000 г. № 24-ФЗ «О бюджете Фонда социального стра­хования Российской Федерации на 2000 год» предоставляет право Фонду и его исполнительным органам взыскивать в бесспорном порядке суммы не­доимок и пеней путем направления в банк или иную кредитную организа­цию, в которой открыты счета плательщика, инкассового поручения (распо­ряжения) на списание со счета плательщика - юридического лица и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда необходи­мых денежных средств.

Инкассовое поручение (распоряжение) исполнительного органа Фонда на перечисление недоимок и пеней должно содержать указание на те счета плательщика Фонда, с которых должно быть произведено перечисление обя­зательного платежа, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание недоимок и пеней может производиться с рублевых расчет­ных (текущих) и (или) валютных счетов плательщика Фонда, за исключени­ем ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного до­говора) счетов.

Начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страхо­вых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществ­ляются в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Фе­дерации. При этом осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10% выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 ты­с. руб., а осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда более 90 дней -штрафа в размере 20% выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.

В 2000 году пени на недоимку по перечислениям обязательных платежей в Фонд, образующуюся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней бюджетных организаций или задержек оплаты работ по госу­дарственному заказу, в том числе оборонному (работ, услуг), финансируе­мому из федерального бюджета, по заключенным договорам (контрактам), начисляются со дня фактического поступления денежных средств на счета таких организаций при подтверждении государственным заказчиком нали­чия задолженности соответствующего бюджета.

Фонд вправе предоставлять в 2000 году плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным пе­речислениям в Фонд с учетом финансового состояния этих плательщиков на основе соглашений, заключаемых Фондом и плательщиками страховых взносов на срок не более одного года, при условии своевременной уплаты текущих платежей в Фонд.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхо­вателями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом сов­местно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате кон­трольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчисле­ний, производимых налоговым органам в соответствии с законодательством. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 24-ФЗ «О бюджете Фонда соци­ального страхования Российской Федерации на 2000 год»1 устанавливает бюд­жет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год по доходам в сумме 72 431,9 млн. рублей, из них на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний 12 965,7 млн. рублей, по расходам в сумме 70 453,5 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний 12 051,3 млн. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме 1 978,4 млн. рублей, из них на обязательное со­циальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний 914,4 млн. рублей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: