Правовая охрана Конституции. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении верховенства Конституции и конституционной законности.




КРФ является актом долговременного действия, основной чертой которого является стабильность, т.е. устойчивость и неизменность содержания КРФ.

Охрана – комплекс мер, которые направлены на то, чтобы не допустить нарушения КРФ.

Защита – комплекс мер, которые направлены на устранение нарушений КРФ.

Стабильность обеспеч-ся с помощью различных явлений и факторов

Институт правовой охраны К РФ –это совокупность определенных юр. способов, приемов и средств, направленных на выявление, пресечение, устранение и предупреждение возникающих нарушений К РФ, а также рассмотрение и разрешение споров о компетенции между органами гос. власти и основания и порядка привлечения органов гос. власти и должностных лиц к установленным мерам конституционно-правовой ответственности.

Гарантией стабильности являются:

1. Гражданское общество (охрана К). Общество, все его слои, граждане должны глубоко усвоить конституционные нормы, признать их высокую ценность и общеобязательность. Основная цель и роль КРФ => утверждение правового государства => реализация КРФ.

2. Президент РФ (охрана и защита). Ст. 80 КРФ - ПРФ является гарантом КРФ и в своей присяге обязан соблюдать и защищать КРФ => обязан определять основные направления внутренней и внешней политики государства + ст. 85 КРФ => ПРФ вправе приостановить действие актов ОИВ СРФ в случае их противоречия КРФ до решения вопроса соответствующим судом. Ст. 115 КРФ => Постановления и Распоряжения Правительства РФ в случае противоречия КРФ м.б. отменены ПРФ.

3. Парламент РФ, Ÿ Правительство, Ÿ Суды общей и арбитражной юрисдикции, Ÿ Прокуратура. Для большинства вышеперечисленных гос. органов деятельность по правовой охране К РФ является не основной а вспомогательной. Как правило, они имеют лишь право приостанавливать действие либо отменять законодательные акты, не соответствующие К РФ. Вся их деятельность по правовой охране К РФ осуществляется обычно через административные процедуры либо в форме гражданского судопроизводства.

4. КС РФ – осуществляет конституционное правосудие.

ŸКС РФ осуществляет нормоконтроль соответствия ФЗ конституции, и такой контроль всегда последующий, т.е. в отношении вступивших в силу НПА. Исключение – международные договоры, здесь нормоконтроль предварительный.

ŸКС РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод – обращение возможно только в отн. закона, который применен в конкретном деле.

ŸКС РФ является единственным органом, который дает официальное толкование КРФ.

ŸКС РФ рассматривает споры о компетенции между ОГВ по вертикальным и горизонтальным отношениям.

ŸКС дает заключение о соблюдении процедуры при отрешении Президента от должности

ŸКС РФ осуществляет защиту КРФ.

Структура и формирование КС:

По составу КС РФ один из многочисленных, 19 судей. Требования к судье: возраст 40 лет, стаж по специальности не менее 15 лет, высокая проф. квалификация, уч степ дюн (кюн- в крайнем случае), безупречная репутация и авторитет. Кандидатура судьи вносится Президентом РФ для назначения в Совет Федерации, который обязан в срок не позднее 14 дней решить вопрос о назначении судьи КС РФ голосование прост. большинством Предс. и зам. пред КС РФ – так же. Срок пребывания судьи – до 70 лет (председатель может дольше по предст. Президента).

Структура КС РФ. Единая коллегия судей в составе 19 человек. Решения – особый нормативный акт, который принимается от имени РФ, устанавливает гос. волю путем подтверждения, констатации определенных конституционно-правовых отношений и юр. фактов через установление, изменение и прекращение конституционно-правовых норм, содержащих гос.-властное веление. 3 вида решений КС РФ:

1. Определение – промежуточный характер (# об отказе принятия жалобы к рассмотрению).

2. Постановление – окончательное решение по делу.

3. Заключение – по особой категории дел (по процедуре отрешения Президента РФ от должности, о назн. референдума, о м/унар. договорах.

4. Сама КРФ – является гарантией своей стабильности – гл. 9 КРФ => Сложн проц внесения поправок и пересмотра КРФ:

ŸПредложения о поправках и пересмотре положений КРФ могут вносить: Президент, СФ, ГД, Правительство, зак. (предст.) органы субъектов РФ, а также группа не < 1/5 членов СФ или депутатов ГД.

Ÿположения глав 1, 2 и 9 К РФ не могут быть пересмотр ФС.

Ÿесли предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 К РФ будет поддержано 3/5 голосов в СФ и ГД, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание.

ŸКонституционное Собрание либо подтверждает неизменность К РФ, либо разрабатывает проект новой К РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. К РФ считается принятой, если за нее проголосовало более 1/2 избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более 1/2 избирателей.

ŸПоправки к главам 3 - 8 К РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: