Работа в группах (5 класс)
№1
При изучении темы «Текст» предлагаем дать дополнительный материал, формирующий умения анализировать тексты разных стилей речи. Способ организации работы — работа в группах.
5 групп:
Текст №1)
Отрывок из статьи:
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?
Текст № 2
Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:
Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).
Текст № 3
Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц — казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)
Текст №4
… Фёдор вытащил холст на подрамнике, ящик…
Савва Ильич поднял голову:
- Федюшка, ты чего?
- Спи, спи, Ильич.
- Куда там. Сплю, что птичка Божия. А ты-то чего?
- Хочу холст прогрунтовать.
- Время-то, вроде, не рабочее – ночное?
- К утру нужно.
- Безалаберный ты парень, вижу. К утру нужно, а не готов.
Савва Ильич стал подыматься.
- Да спи же!
- Помогу… Безалаберный, огорчаешь меня. Серьёзно к делу не относишься.
(В. Тендряков)
Задание (для каждой группы)
- Сначала напишите, какие стили речи вы знаете.
- Определите стиль вашего текста (Ответы: 1. Публицистический; 2. Научный; 3. Художественный; 4.Разговорный)
Задание для 2 группы:
- Прочитайте вслух ваш текст, определите какая основная мысль в тексте.
Задание для 4 группы:
- Ответьте, почему ваш текст разговорного стиля? Прочитайте ваш текст по ролям.
Задание для 1 группы:
- Почему вы отнесли ваш текст к научному стилю? Приведите аргументы из текста.
Задание для 3 группы:
- Может ли художественный текст содержать научную информацию? Как вы определили, что это художественный текст?
Задание для всех групп:
· Можно ли утверждать, что тексты какого-то одного стиля лучше или хуже других?
· Как вы считаете, есть ли универсальный стиль текста?
· Какой стиль речи наиболее образный, красочный, эмоциональный?
· Какой стиль речи содержит много терминов, отражает реальные события?
Работа в группах (7-8 классы)
№2
При изучении темы «Разряды прилагательных» предлагаем дать дополнительный материал, формирующий умения различать разряды прилагательных. Способ организации работы — работа в группах.
Дети делятся на 3 группы:
Задание №1 (для всех групп):
Отгадайте, какое это прилагательное и определите разряд прилагательного, учитель проговаривает предложения, а дети определяют.
1. Этот человек ничего не боится (смелый – качественное).
2. Эта нора принадлежит лисе (лисья – притяжательное)
3. Этот дом построен из дерева (деревянный – относительное)
4. В чае много сахара (сладкий – качественное).
5. Шкаф заполнен книгами (книжный – относительное).
6. Этот телефон принадлежит маме (мамин – притяжательное)
7. Хвост волка (волчий – притяжательное)
8. Он живет в городе (городской – относительное).
9. Это здание в 10 этажей (высокое – качественное)
10. Этот человек не желает никому зла (добрый – качественное).
Задание №2 (для всех групп):
Дана таблица (качественные, относительные, притяжательные прилагательные).
Заполните таблицу с помощью данных слов: громкий, заячий, глиняный, красный, кожаный, пугливый, папин, верный, дневной, молодой, тёмный, куриное.
Задание для 1 группы:
- Составить предложение, где есть относительные прилагательные (1-3).
Задание для 2 группы:
- Составить предложение, где есть притяжательные прилагательные (1-3).
Задание для 3 группы:
- Составить предложение, где есть качественные прилагательные (1-3).