Личностные Свойства Бога
1. Бог есть личностный Дух (Персональность Бога). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4.24). Из этого следует, что Бог не только не материален, но и личностен. В ВЗ и НЗ традиции (в отличие от индуизма) всякое духовное существо обязательно является личностью, т.е. духом свободно-разумным. Итак, Бог есть единый свободно-разумный Дух, существующий одновременно как Три свободно-разумные Личности, и Каждая из Трех есть весь Бог. Для личностного Духа характерно наличие (по аналогии с человеком) ума, воли и чувств. По трем соответствующим группам и рассмотрим личностные св-ва Бога, впрочем, это условно, т.к. Бог неделим. Бог весь есть воля, весь – ум, весь – чувство, и в каждом св-ве Он – весь [1], поэтому общие св-ва (ум, воля, чувство) нельзя понимать как промежуточные силы между Богом и Его более частными св-вами. Важно также понимать, что Три Лица Бога – это один Ум, одна Воля, одно Чувство. Парадокс: Три «Я», Три Самосознания мыслящие одним Умом.
2. Св-ва Ума Св. Троицы. Бог есть разумное существо[2]. Но Его разумность бесконечно превосходит всякое наше понятие о разумности[3].
a. Всеведение [4]. Бог – совершенно знает Самого Себя (Каждое из Трех Лиц совершенно знает Каждое Другое Лицо)[5], совершенно знает прошлое, настоящее и будущее (у Него, как говорилось, нет прошлого, настоящего, будущего, но всегда – настоящее, вневременное), Он знает от вечности, абсолютно и всегда (не возрастает в познании, которое и так абсолютно), знает все непосредственно (а не с помощью чувств, памяти, рассудка), знает саму сущность всех вещей. Среди предвечных энергий Бога есть их разновидность – предвечные логосы (идеи, замыслы) Бога[6], это логосы бытия (сущности каждой вещи), логосы промысла (история каждой вещи в предведении Бога) и логосы суда (предназначение каждой вещи и полное предведение ее конечной участи). В этих логосах – полнота ведения о тварном мире, мир появился вместе со временем, а замысел мира – вне времени, вечен в Боге [7].
|
b. Премудрость Божия – это совершенное знание наилучших целей и средств и совершенное умение применять средства к целям [8]. Это частный случай всеведения. Премудрость Бога выразилась в сотворении каждой вещи (трава, «былинки» поразительны - св. Василий Великий), в устройстве человека (даже ногтей – св. Иоанн Златоуст), в домостроительстве спасения человека и каждом его этапе (многие Отцы).
Св-ва Воли св. Троицы.
a. Высочайшая свобода Бога. Бог как личностное Существо определяет Себя в деятельности независимо от всякой необходимости или принуждения внешнего или внутреннего[9].Он действует только на основе Своих идей и Своей воли.Бог свободен, в частности, в сотворении мира, в промысле о мире, искуплении человека, возрождении и освящении человека.
b. Всемогущество Бога. Бог всемогущ[10] т.е. Бог обладает неограниченной силой все производить, что свободно пожелает (Всемогущий, Всесильный, Вседержитель). В Боге нет дистанции между мыслью, желанием и действием, но это в Боге одно целое, Бог «творит мыслью» (преп. Иоанн Дамаскин), «Он сказал, и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс 32.9). Бог не творит зла свободно, т.к. не желает зла и оно противоречит его природе («не может творить зла» свободно, а не по принуждению). На вопрос «может ли Бог создать камень, который Сам поднять не сможет» ответ есть: этот камень – свобода человека, которую Бог не нарушает даже в вечности (чем объясняются и вечные муки).
|
c. Бог как Святость и Слава. 1) Бог Свят, т.е. в Нем совершенно не возможен грех, Он Сам есть мерило нравственности и источник этического закона [11]. Он безошибочно ведает благо, желает и любит лишь благое в т.ч. в твари, чувствует лишь благое, и творит лишь благое, отвращаясь от всякого зла [12]. Сюда относится верность и истинность Бога. Как святой Бог не может обманывать, Его Откровение достоверно, все обетования и угрозы Он непременно исполнит. 2) Святость Бога есть также Его неприступное Величие или Слава (Свет) [13] («святой» по евр. «кодеш» - отделенный, Слава Бога содержит и проявляет запредельную Сущность Бога, поэтому она есть бесконечное Величие). Эта Слава и есть Энергия, обоживающая человека, делающая его святым, богоподобным, ее созерцание вызывает в человеке благоговейный «божественный трепет», «страх Божий», восхищение. Святость Бога иногда называют правдой Бога, в смысле а) праведность; б) правосудность.
d. Правосудность Бога состоит в том, что Он требует святости от разумных творений как Законодатель, и как Судия воздает им по заслугам, добрых награждает, а злых наказывает (определяет их место в бытии)[14]. Правосудие Бога не противоречит тому, что в этой жизни праведники страдают, а грешники процветают: 1) здесь – подвиг и подготовка, там – награда; 2) и праведники не безгрешны и наказываются по правде в этой жизни, и грешники награждаются здесь за некоторые добрые поступки по правде; 3) праведников наказывает очистительно, грешников милует, чтобы обратить, дать время, награждает, чтобы там наказать. 4) И в этой жизни наказывает грешников, особенно их внутренними терзаниями страстей и совести, и награждает праведников, особенно их внутренней радостью посреди скорбей.
|
Св-ва Чувства св. Троицы.
a. Бог есть Благо. Сам Бог и есть Благо [15], т.е. та совершенная цель, наивысшая наполненность жизни и совершенство ее даров, само здоровье и счастье, к которому стремится, в котором находит свое завершение и совершенство все тварное[16]. Лишь в единении с Ним (обожении) обретается полнота даров жизни. Бог готов сообщить тварям столько благ, сколько каждая способна вместить.
b. Бог есть Любовь. Бог есть не просто сияющее Благо (как в неоплатонизме), а Благо сознательно и всецело любящее. Св. Григорий Богослов: «Если бы кто спросил, что мы чествуем и чему покланяемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо по изречению Св. Духа, Бог наш есть любовь, и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени ». Но даже это имя выражает Энергию Бога, но не Его Сущность, ибо Он не Любовь, а сверх-Любовь, т.е. нечто еще бесконечно высшее, чем Любовь и любое наше понятие о любви. 1) Бог есть Сама Любовь в Себе Самом, т.е. Благо, которое любит и потому свободно как бы выходит из Себя, желая подарить Себя во внутреннем бытии Св. Троицы[17]. 2) Бог есть и любовь ко всему творению [18], что лучше всего выразилось в жертвенной любви Христа к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3.16), а также в желании Бога обожить каждого человека, в чуждом всякой зависти стремлении подарить нам все Свое совершенство [19].
c. Всеблаженство и вседовольство. Боге есть Само Благо и Сама Любовь и значит имеет полноту счастья (всеблаженство)[20] и не испытывает ни в чем нужды (вседовольство)[21]. Это соответствует, в частности, тому, что 1) Бог – не Одинок, а Троица Личностей, пребывающих во взаимной Любви; 2) Все силы Бога беспредельны, не превышают одна другую, что есть гармония. Любовь Бога не противоречит Его правосудию: грешники сами удаляются от Бога и лишаются блаженства в Нем[22], а Он соответственно этому (справедливо) определяет им место в бытии.
5. Примечание. 1) Каждое свойство Бога не есть Его сущность, но выражает некое действие Бога, т.е. Энергию Бога и есть проявление Сущности. 2) Даже отрицательные св-ва Бога (суждения: «что не есть Бог») выражают Энергию Бога как двойное отрицание (отрицание несовершенств), равное утверждению сверхсовершенного акта Бытия. 3) Множественность св-в не нарушает простоты Бога, ибо в каждом св-ве – весь Бог, но Он, одновременно, и выше каждого свойства (Сущность есть причина Энергии и не сводима к ней, хотя они всецело друг в друге). 4) Каждое свойство имеет реальное бытие в Боге, ибо выражает некую превечную энергию Бога. 5) Свойств и имен Бога бесконечное множество, т.к. неисчислимы Его энергии.6) Каждое свойство не сводится к другим свойствам, как и энергии реально отличаются в Боге (хотя не являются отдельными ипостасями или сущностями и есть одно с Сущностью Троицы), 6) Энергии Бога неисчислимы и реально отличны, но составляют единую неделимую Энергию Бога, что сответствует единству всех свойств Бога.
[1]«Бог прост и несложен и весь Самому Себе подобен и равен; Он весь есть чувство, весь – дух, весь – мысль, весь – ум, весь – слух, весь – око, весь – свет и весь – источник всех благ» (Св. Ириней Лионский Кн. 2. Гл.27).
[2] «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс 146.5). «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим 11.33).
[3] «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55.9).
[4] « Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1Ин 3.20).
[5] «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11.27); «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2.10-11).
[6] «Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» - здесь подчеркивается энергийный характер Премудрости – идей Бога (Прем 7.24-25).
[7] «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).
[8] «Я́ко возвели́чишася дѣлá твоя́, Гóсподи: вся́ премýдростiю сотвори́лъ еси́» (Пс 103. 24). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11.33).
[9] Бог есть «совершающий все по изволению воли Своей» («по совету воли Своея» - слав) (Еф 1.11). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (1Кор 3.17).
[10] Одно из Его имен: Эл-Шаддай от корня «шадад» - превосходить силой: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17.1). «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты » (Мк 14. 36).
[11] Серафимы взывают: «С вят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6.3). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1.5),
[12] «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс 144.17), «Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Притч 15.9).
[13] "Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16)
[14] «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак 4.12). «Который воздаст каждому по делам его… Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим 2. 6,11). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, чтó он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор 5.10).
[15] «Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10.18).
[16] «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели сизбытком» (Ин. 10:10).
[17] 1) Отец в любви рождает Сына, изводит Духа, а Сын и Дух возвращают Отцу полноту природы Божества; 2) Отец открывается через Сына в Духе Святом и эта энергия Бога возращается Отцу и сияет в Отце.
[18] «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс 144.9).
[19] “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48).
[20] Бог есть «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих » (1Тим 6.15).
[21] «Бог…не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян 17.25).
[22] Грешники «находятся во всяком мучении не потому, что Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие лишения всех благ» (Св. Ириней ПЕ 3.25.3).