Композиция внешних объемов здания




Представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности.

Форма отдельных внешних объемов, как и форма внутренних пространств, может быть различной, но чаще всего встречается в виде простых геометрических тел (куб, параллелепипед, цилиндр, половина цилиндра, полусфера). В современном массовом строительстве наиболее распространены прямоугольные формы, легко образуемые стандартными, удобными в изготовлении, транспортировке и монтаже строительными изделиями. Однако в связи с применением новых конструктивных систем наряду с простыми получают развитие и более сложные объемы.

Особенностью внешней объемной композиции, в отличие от композиции внутренних пространств, являются другие условия ее восприятия человеком.

Другая важная особенность – влияние на формирование внешней объемной композиции природных или градостроительных условий.

Композиции внешних объемов зданий можно разделить на три основные группы: простые – состоящие из одного объема; сложные – состоящие из двух и более различных объемов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами; комплексные – состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.

Существуют различные приемы построения композиций внешних объемов: центрические, фронтальные и глубинные.

Центрическая композиция предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы (цирк, крытый рынок).

Фронтальными называются композиции, объемы которых развиты в одном направлении (жилой дом). Если главный фасад имеет композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой (кинотеатр).

Глубинная композиция развита в направлении, перпендикулярном к фронту здания (выставочный павильон).

Особый вид сложных объемных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здания объемы, а сами здания. Архитектурным комплексом могут быть небольшая отдельно стоящая группа зданий, квартал, микрорайон, улица или группа улиц, городская площадь.

Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба.

Симметрией называется закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметрия может относится к объему здания в целом (центрическая симметрия) или к построению лишь одной вертикальной плоскости (фронтальная симметрия).

Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. Например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, чаще всего прибегают к симметричной композиции.

Наряду с симметричными применяются и асимметричные композиции. В последнее время асимметричные композиции особенно широкое распространение получили в зданиях с относительно сложным функциональным процессом.

 

Важное средство архитектурной композиции – использование ритма.

Ритм – греческое слово, означающее равномерное чередование.

Ритм в архитектуре – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритмические построения могут развиваться по горизонтали и по вертикали. Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая, основанная на точном повторении одинаковых форм и членений, например, размещение окон и простенков в жилом доме.

Ритмическое построение композиции с нейтрализацией и с подчеркиванием оси симметрии.

Ритмические закономерности в архитектуре служат богатым источником художественного разнообразия композиций.

Большое значение в построении архитектурных композиций имеют пропорции. Пропорция – латинское слово, означающее соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В архитектуре пропорциями называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины. высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции.

В основе пропорциональных соотношений в архитектуре лежат математические закономерности.

Среди многочисленных систем пропорциональных отношений нужно выделить: целочисленные пропорции, «золотое сечение»,геометрические подобия.

Целочисленные пропорции основаны на соотношениях простых чисел (1:2; 1:3; 2:5,…). С их помощью можно добиться соотношений величин контрастных (1:2; 1:3,…) и нюансных (14:15; 15:16,…).

Пропорциональная система «золотое сечение» основана на делении отрезка а в крайнем и среднем отношение, т.е. на две такие части х и а-х, чтобы х был среднем геометрическим между а и а-х.

"Золотое сечение" - очень гибкая система пропорций. В силу этого она нашла широкое применение как в древних архитектруных произведениях, так и при проектировании современных зданий."Золотое сечение" характеризуется следующим рядом чисел 0.146; 0.236; 0.382; 0.618; 1; 1.618; 2.618; 4.236, которые соответствуют радиусам кривизны хрусталика человеческого глаза.

 

Метод геометрического подобия основан на применении подобных прямоугольников. Признаком подобия треугольников служит параллельность или перпендикулярность их диагоналей.

Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов размерам самого человека.

Масштабные соотношения

 

Многоэтажное здание (в центре) между более высокими зданиями:

 

то же, между более низкими зданиями.

Следовательно, понятие о воспринимаемой величине здания, т.е. о его масштабности, относительно. Поэтому масштабность часто используется архитектором как композиционное средство для подчеркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости.

С понятием масштабности неразрывно связано и понятие масштаба. Архитектурный масштаб характеризует степень расчлененности композиции, величину ее форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке.

Важное значение как композиционные средства имеют цвет, фактура, освещение, светотеневые эффекты и т.п., а также произведения изобразительных искусств (скульптуры).

Указанные средства в значительной степени способствуют в значительной степени способствуют единству композиции, которое является непрерывным условием создания целостного и выразительного архитектурного образа. Однако, это единство не может быть создано только композиционными средствами, так как последние тесно связаны с конструктивными элементами и функциональной основой здания.

Важнейший элемент архитектурной композиции – тектоника – конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях. Значение тектоники особенно важно для инженеров – строителей, создающих конструкции зданий.

Конструкция здания в зависимости от его назначения, климатических условий, места строительства, окружающей среды, материалов, а так же композиционной идеи имеет определенную художественную характеристику или тектонику, которая дает почувствовать в архитектурной форме сооружения его конструктивное решение.

Здание или сооружение может вызвать у человека ощущение тяжести, особой массивности или, наоборот, легкости,воздушности.

 

https://studfiles.net/preview/2989864/page:2/

 

Функциональная схема

Функциональная схема дает информацию о структуре функциональных связей объекта, и о последовательности происходящих функциональных процессах, она раскрывает содержание архитектурного объекта. В зависимости от характера функциональных процессов группировка

помещений должна; учитывать: во-первых, взаимосвязи помещений, требующие непосредственного сопряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб и т. п.), и, во-вторых, взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько рациональных схем организации внутреннего пространства или объемно-планировочных схем. Выбор той или иной планировочной схемы определяется характером самих функциональных процессов, но во всех случаях структура среды должна соответствовать структуре функций.

Композиционная схема

Различают несколько композиционных схем, по которым проектируются общественные здания. Основными композиционными схемами являются зальная, центрическая, анфиладная и коридорная. При проектировании крупных общественных зданий, таких как наш выставочный павильон, целесообразно проводить функциональное зонирование, т.е. разбивку на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функционального назначения и внутренних взаимосвязей. Функциональное зонирование вносит в архитектурно-планировочное решение определенную четкость.

Зальная схема основана на создании единого пространства для функций, требующих больших нерасчлененных площадей, вмещающих большие массы людей (крытые рынки, спортивные здания, выставочные павильоны). Центрическая схема состоит из большого зального помещения, по сторонам которого расставлены колонны.

Планировочная структура

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности композиционного подхода к проектированию наиболее очевидны, является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Общественные здания имеют самую разнообразную планировочную композицию, зависимую в основном от функционального назначения и архитектурного решения.

 

Для всех видов общественных зданий присущи основные планировочные элементы:

помещения основного функционального назначения (в административных зданиях —рабочие кабинеты, комнаты; в зальных помещениях — залы;

входной узел — в составе тамбура, вестибюля и гардероба;

узел вертикального транспорта — лестницы, лифты;

помещения движения и распределения людских потоков в коридорных зданиях —коридоры и рекреации; в театральных – фойе и кулуары;

санитарный узел –туалеты, умывальники, комнаты личной гигиены.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: