Композиция внутренних пространств зданий




Основы и приемы архитектурной композиции

Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции. Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.

Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.

Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали и отдельные объемы гармонично (т.е. соразмерно, согласованно) сочетаются между собой, образуя в художественном отношении единое целое.

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем. Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания.

Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.

Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.

Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.

Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)

Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.

Композиция внутренних пространств зданий

Представляет собой построение помещений, основанное на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их функциональной связи между собой, конструктивной структуры и художественного выражения.

Основная закономерность, обуславливающая размеры и форму каждого помещения и их взаимосвязь, - функциональный или технологический процесс. В соответствии с ним принимается та или иная система планирования (коридорная, анфиладная).

Наиболее распространенные формы помещения в плане – простые геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг). Форма внутреннего пространства зависит от принятой конструкции стен, покрытия и может состоять из одного или двух объемов (например, круглое в плане помещение, перекрытое куполом, состоит из цилиндра и полусферы). Поскольку существует зависимость композиции внутренних пространств от функциональных и конструктивных решений, а так же необходимость обеспечить ее единство с внешним обликом здания, поиски композиции внутренних пространств обычно ведутся одновременно с поисками композиций внешних объемов здания.

Объемно-пространственная структура здания определяет и композицию внутреннего пространства. Если помещение ограничено со всех сторон плоскими или сферическими поверхностями стен и горизонтальных конструкций, то композиция внутреннего пространства оказывается замкнутой.

 

Увеличение проемов в стенах способствует взаимосвязи внутренних пространств. При замене стен отдельно стоящими опорами (колоннами) пространства объединяются. Зрительное расширение внутреннего пространства создается также увеличением оконных проемов, обеспечивающих непосредственную связь с внешним пространством.

Выявление «пространственности» интерьеров достигается подчеркиванием глубины помещений по основным направлениям их зрительного восприятия.

Глубина интерьера прежде всего зависит от структуры здания. Например, при анфиладной системе планировки глубина раскрывается путем размещения проемов по одной оси. При этом виден ряд помещении, перспективно сокращающиеся дверные проемы и окно, через которое взгляд уходит за пределы здания.

 

Другой прием – свободное раскрытие пространства и создание глубины путем его расчленения как бы на отдельные участки при помощи каких-либо характерных элементов помещения, которые подчеркивают расстояние и, следовательно, глубину.

Глубина пространства подчеркивается также наличием плоскостей, уходящих от наблюдателя, или формами переднего плана, частично заслоняющими формы второго плана по направлению зрительного восприятия интерьера.

С применение металла и железобетона в строительных конструкциях и с развитием каркасных систем оказалось возможным, путем применения сплошного отклонения, беспредельно развить глубину внутреннего пространства, как бы слив его с внешним (стекляшка).

Современные пространственные конструктивные системы позволяют перекрывать огромные площади, глубина пространства которых выявляется за счет перспективных сокращений и воздушной перспективы (крытые рынки).

Композиция интерьеров зависит также от вида и формы выбранных конструкций, от цвета поверхностей, ограничивающих помещение, от оборудования, мебели.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: