Annotations: in article tendencies and problems of development of
production management, methods of management and the prospects of
development of production management are considered.
Производство является важнейшим компонентом любой страны. Именно производство определяет уровень жизни. Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные структуры. Возникают многочисленные проблемы, связанные с изменениями в культуре, управлением информационными потоками и политикой в области человеческих ресурсов. Все это имеет значение для эффективного функционирования, извлечения прибыли из технологических возможностей.
За прошедшие десятки лет созрели необходимые предпосылки для осмысления фундаментальных основ науки производственного менеджмента.
Так же возникли вопросы что такое производственный менеджмент, каковы его задачи и функции? Производственный менеджмент – это вид деятельности субъекта управления, ориентированный на управление промышленным предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке за счет формирования эффективной системы закупок, переработки и использования различных видов ресурсов. В настоящее время задачами производственного менеджмента являются: постоянное изучение и ввод в производство новых видов изделий; снижение затрат на изготовление продукта; повышение качества продукции, соответствующее потребительским характеристикам и спросу; снижение издержек на всех этапах производственного сбытового цикла, при этом постоянное освоение новых видов изделий, расширение номенклатуры выпускаемого продукта и изменение его ассортимента. Следовательно, из задач вытекают и функции производственного менеджмента, которые делятся на тактические функции и стратегические функции.
|
Также каждая функция содержит множество подфункции. Их осуществление планируется, мотивируется, организуется, координируется и контролируется. А успешность их реализации зависит от способов приведения их в исполнение. Составляющими цикла производственного менеджмента являются: планирование, определение условий, организация, исполнение руководства. Рассмотрим каждую составляющую производственного менеджмента.
1. Планирование. Любой процесс управления связан с планированием, организацией выполнения планов и контролем конечных результатов. Планирование позволяет определить дальнейшие планы и действия по решению данных планов. Наиболее сложной проблемой на данном этапе является разработка стратегии, которая определяет главные направления и действия развития организации на длительный период.
2. Определение условий, организация, исполнение. При определении условий реализации плана организация должна знать и собрать всю необходимую информацию о положении ее на рынке товаров, работ и услуг. Важнейшей составляющей фазы «определение условий и организация» является оценка собственной конкурентной позиции на рынке. Заключительной фазой цикла производственного менеджмента является руководство (анализ, контроль, принятие решений). Рассмотрим эту фазу.
3. Руководство. Для того чтобы рассмотреть данную составляющую цикла производственного менеджмента, уточним понятие «руководство». Прежде всего, руководителю следует обратить внимание на постановку цели. Для того чтобы цели были четко поставленными, они должны удовлетворять следующим требованиям: конкретность, обозримость, согласованность, реалистичность.
|
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в жизненном цикле товара «производственный менеджмент» находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. Другими словами, оценка качества менеджмента – это стратегически важная информация в самом широком смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший на вооружение позиционные подходы к организации эффективного управления, получит явное конкурентное преимущество перед теми, кто действует по старинке. Одним из путей выхода предприятий из кризиса является использование достижений теории и практики современного менеджмента. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технологий, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий. Все решения, принимаемые в системе производственного управления, должны быть направлены на повышение экономичности производства – превращения исходных ресурсов в конечный продукт. В силу многих причин (увеличения доли заработной платы в себестоимости продукции, повышение стоимости трудовых ресурсов, обострение конкурентной борьбы и т.п.) главной заботой производственного управления стала забота о росте производительности труда.
|
Одним из прорывов в сфере производственного менеджмента является разработанная в Японии концепция управления производством «Точно в срок» (JIT - Just In Time). Философия концепции заключается в минимизации товарно-материальных запасов производства и поступлении всех комплектующих деталей на сборку точно в срок, то есть в тот момент, когда в них возникает потребность.
В японских фирмах первостепенное значение придается контролю и управлению непосредственно в цехе, на производственном участке. Рабочие выполняют как стандартные операции, когда линия работает в обычном заданном режиме, так и нестандартные: переналадку, выявление и устранение причин перебоев, контроль за качеством продукции. К услугам сторонних специалистов в японских фирмах прибегают лишь тогда, когда для работающих на линии такая задача является слишком сложной, требующей специальной подготовки. Такой подход не только позволяет сокращать простои и экономить на издержках производства, но и ведет к расширению участия рабочих в управлении производственно-технологическим процессом.
В японских фирмах особое внимание уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.
Поскольку в японской системе управления производством центральное место занимает производственный цех, то ноу-хау, накапливаемые в цехах, влияют на стратегию фирмы в целом - выбор конкретных видов оборудования, технологических систем.
Инженерно-технический персонал в японских фирмах комплектуется из бывших квалифицированных рабочих своей фирмы.
Можно выделить также следующие особенности управления в японских фирмах:
при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;
разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном, гибко и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работу производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммированных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;
наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства;
для того, чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и были урегулированы непосредственно производственным персоналом (мастером участка, цеха) необходимо
создание организационно-управленческих условий, создание механизма управления “снизу”.
В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом. (1)
Перспективы совершенствования производственного управления связаны с его автоматизацией с помощью компьютерных средств.
Компьютеризация повышает гибкость производства, позволяет более оперативно реагировать на изменения требований потребителей. Она, осуществляемая как роботизация, дает возможности быстрого перепрограммирования оборудования на новые виды операций и работ. С ее помощью возможно создание автоматизированной системы проектирования новых видов продукции и технологий их производства (САПР); процессов складирования и выдачи ресурсов (САС); уменьшить или вообще устранить участие людей на монотонных, утомительных и изнурительных операциях.
Таким образом, перспективами совершенствования производственного менеджмента являются:
Во-первых, применение автоматизации с помощью компьютерных средств позволяет предприятию планировать, руководить и контролировать работу производства.
Во-вторых, применение компьютеризации, способствует повышению производства и, возможно, снизит издержки, даст возможность быстрого программирования оборудования на новые виды работ, что позволит быстро производить товары и меньше задействовать трудовых усилий.
Список литературы:
1. Воронина, Э. Менеджмент предприятия и организации / Э.
Воронина – М.: Питер, 2014. – 256 с.
2. Тяпухин, А. Производственная логистика / А. Тяпухин – Оренбург:
ГОУ ОГУ, 2014. – 104 с.
3. Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]
// Энциклопедия производственного менеджера. URL: https://www.up-pro.ru
4. 1. https://infomanagement.ru/referat/104/4