Опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) для подростков




Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика

Статья содержит описание подросткового варианта методики диагностики эмоционально-волевых качеств личности. Приводятся основные психометрические характеристики теста, нормы, полученные на выборке подростков. Тест позволяет получить результаты диагностики в терминах эмоционально-волевых качеств личности, привычных для участников образовательного процесса, что облегчает использование данных в школе. Результаты диагностики хорошо сочетаются с имеющимися в арсенале психологов тренинговыми и развивающими программами. Наличие подросткового варианта теста и варианта для взрослых позволяет проводить лонгитюдные исследования и сравнение диагностируемых личностных черт у подростков, учителей, родителей.

 

 

Эмоционально-волевая регуляция с нашей точки зрения – это синтетический процесс, обеспечивающий регуляцию деятельности в затрудненных и напряженных условиях в котором эмоции занимают центральное положение. Эмоционально-волевая регуляция – это скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующееся в деятельности и в социальном взаимодействии и реализующееся в них. Для успешной регуляции необходим баланс эмоциональных и волевых компонентов системы. Ситуация нарушения равновесия приводит к необходимости подавлять эмоциональные состояния волевым усилием, когда волевой процесс начинает выступать в качестве антагониста по отношению к эмоциональному, либо к неконтролируемому, разрушительному для личности и социального окружения поведению под влиянием эмоций.

Эмоционально-волевая регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные компоненты, участвующие в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции. В то же время наш подход отличается от трактовок эмоционально-волевой регуляции деятельности, где нежелательные с точки зрения результативности деятельности эмоции регулируются, устраняются волевым процессом. В нашей трактовке это лишь частный случай, эффективный лишь в некоторых, форсмажорных обстоятельствах. Мы считаем, что осознание эмоционального компонента требует порой отказа от волевых усилий. В этом случае волевой потенциал как бы устраняется эмоциональным процессом. Эмоционально-волевая регуляция, в основном относящаяся к процессу второго порядка, может быть выведена при помощи рефлексии на более высокий уровень и принимать черты метапроцесса. Основным индикатором и средством в механизме включения рефлексии выступает эмоция. Эмоции, с одной стороны, действуют на неосознаваемом уровне и автоматически блокируют неэффективные волевые проявления и поддерживают эффективные. С другой стороны, именно эмоции дают индивиду шанс вывести регуляцию на метауровень. Они служат индикатором благополучия или неблагополучия процесса, представленным в непосредственной форме, в форме переживания. Можно не только произвольно регулировать мешающие эффективной реализации деятельности эмоциональные состояния, но и активизировать эмоцию интереса, поддерживающую волевой усилие. Осознание особенностей процесса, стимулированное эмоцией, может приводить индивида к перестройке деятельности и осуществлять ее с большим учетом потребностей, индивидуальных особенностей, ценностей, направленности личности конкретного человека. Такая перестройка будет процессом более высокого порядка, стоящим как бы «над» эмоционально-волевой регуляцией и в то же время связанным с ней посредством эмоции.

 

 

Опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) для подростков

Назначение методики. Методика направлена на общую оценку степени развитости эмоционально-волевой регуляции, обеспечивающей поведение, связанное с преодолением трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели за счет совместной скоординированной работы волевых и эмоциональных регуляторных процессов. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, структурные компоненты. Сложность измеряемой психологической реальности отражается в опроснике выделением различных шкал.

Структура методики. Методика содержит 83 утверждения, группируемые в 9 шкал и шкалу искренности.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Время проведения: 30-35 минут.

Инструкция Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте крестиком в бланке Ваш вариант ответа из четырех возможных: «Верно», «Скорее, верно», «Скорее, неверно», «Неверно». Помните, что в опроснике нет «плохих» и «хороших» ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений.

Текст опросника.

1.Если я присутствую на каком – либо собрании, то, как правило, выступаю.

2.Я немного завидую тем, кто «не лезет за словом в карман».

3.Я редко обращаюсь к кому- либо за помощью.

4.Я плохо переношу боль.

5.Я скорее пессимист, чем оптимист

6.Я могу быстро сосредоточится, если нужно.

7.У меня нет четкой цели в жизни.

8.Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.

9.Мне стоило бы быть более решительным.

10.Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.

11.Обычно у меня получается закончить дело не смотря на трудности.

12.Я веду активный образ жизни.

13.Музыка, шум легко отвлекают меня.

14.Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.

15.Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

16.Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу.

17.Я совершенно не могу сидеть без дела.

18.Я не очень собранный человек.

19.Я хорошо знаю, чего хочу.

20.Мне бывает трудно сделать первый шаг.

21.Я не люблю рисковать.

22.Я бы чувствовал себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному в дальнюю поездку.

23.Если что то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.

24.У меня часто бывает упадок сил.

25. Мне не трудно концентрировать внимание.

26.Меня не пугают отдаленные цели.

27.Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

28.Я часто вызываюсь отвечать на уроке.

29.Я быстро принимаю решения.

30.Мне нравится научиться чему –либо без посторонней помощи.

31.Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.

32.Отдых- это просто смена деятельности.

33.Я не часто выступаю «зачинщиком» новых начинаний.

34.Я склонен к сомнениям.

35.Мне трудно идти против мнения группы.

36.Я легко поддаюсь панике.

37.В случае неудачи у меня «опускаются руки»

38.Я быстро восстанавливаю силы.

39.Я могу долго работать, не отвлекаясь.

40.Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.

41.Я все время выдумываю что-то новое.

42. Я часто советуюсь с другими людьми.

43.Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.

44.Я – мягкий человек

45.Я бы не сказал, что я энергичный человек.

46.Действительно, я нередко бываю рассеянным.

47.Я знаю, кем я хочу быть в жизни и стремлюсь к этому.

48.Нередко мне самому приходится показывать пример окружающим.

49.Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.

50.Я могу быть очень настырным.

51.Я часто чувствую сонливость днем.

52.Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

53.Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

54.Мне не хватает уверенности в себе.

55.Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.

56.Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.

57.Обычно я жизнерадостен и полон сил.

58.Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.

59.Как правило, я составляю план на неделю.

60.Я сам проявляю инициативу при знакомстве.

61.Я могу иногда прогулять учебу, если знаю, что мне это «сойдет с рук».

62.Меня нельзя назвать инициативным человеком.

63. Я люблю все делать быстро.

64.Я могу долго «стиснув зубы» преодолевать неприятности.

65.Я могу долго работать не уставая.

66.Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.

67.Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые наиболее важны.

68.Я вспыльчивый человек.

69.Про меня можно сказать, что я немного «ветреный».

70.Я – внушаемый человек.

71. Я умею сдерживать гнев.

72. Я обязательный человек.

73.В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

74.Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.

75. Люблю решать все сам.

76. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.

77. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен.

78. Я упорно достигаю своих целей.

79. Иногда я не проявляю упорства в учебе, если не получаю поощрения.

80.Я всегда внимательно слушаю, что говорит мой собеседник.

81.Когда я чего-либо не знаю, я всегда признаю это.

82.Я всегда вежлив, даже с неприятными людьми.

83.Я никогда не раздражаюсь, если меня просят об услуге.

Описание измеряемого конструкта

На операциональном уровне исследуемый теоретический конструкт представлен перечнем эмоционально-волевых качеств личности, выявленных методом семантического сходства.

Краткое описание шкал

Поскольку шкалы опросника образованы эмпирическим путем при помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантического сходства, в описании шкал приводятся примеры пунктов опросника и прилагательные, составляющие фактор.

Шкала1. Ответственность (О)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Ответственный, обязательный Безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный

Примеры пунктов:

- Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

- Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

- Я – обязательный человек.

- Про меня можно сказать, что я немного «ветреный». (обратный пункт).

В сравнении с другими шкалами опросника эта шкала имеет наименьшую связь с итоговым показателем и другими шкалами и стоит несколько обособлено.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: