Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный | Пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный. |
Примеры пунктов:
- Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.
- Я не часто выступаю «зачинщиком» новых начинаний. (обратный пункт).
- Нередко мне самому приходится показывать пример окружающим.
- Я все время выдумываю что-то новое.
Шкала 3. Решительность (Р)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Уверенный, решительный | Нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся |
Примеры пунктов:
- Я быстро принимаю решения.
- Мне не хватает уверенности в себе (обратный пункт).
- Я склонен к сомнениям (обратный пункт).
- Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор (обратный пункт).
Шкала 4. Самостоятельность (С)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Самостоятельный | Зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся |
Примеры пунктов:
- Мне трудно идти против мнения группы (обратный пункт).
- Я – внушаемый человек (обратный пункт).
- Люблю решать все сам.
- Мне нравится научиться чему–либо без посторонней помощи.
Шкала 5. Выдержка (Вк)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый | Невыдержанный |
Примеры пунктов:
- Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки (обратный пункт).
- В целом меня можно назвать терпеливым человеком.
- Я умею сдерживать гнев.
- Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.
Шкала 6. Настойчивость (Н)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Твердый, боевой, стойкий, настойчивый | Ненастойчивый, нестойкий, слабый |
Примеры пунктов:
|
- Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу (обратный пункт).
- В случае неудачи у меня «опускаются руки» (обратный пункт).
- Я – мягкий человек (обратный пункт).
- Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое (обратный пункт).
Шкала 7. Энергичность (Э)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный | Бессильный, депрессивный |
Примеры пунктов:
- Я скорее пессимист, чем оптимист (обратный пункт).
- У меня часто бывает упадок сил (обратный пункт).
- Я веду активный образ жизни.
- Отдых - это просто смена деятельности.
Шкала 8. Внимательность (Вн)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Внимательный, собранный, непоколебимый | Невнимательный |
Примеры пунктов:
- Я не очень собранный человек (обратный пункт).
- Мне не трудно концентрировать внимание.
- Действительно, я нередко бываю рассеянным (обратный пункт)
- Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно (обратный пункт).
Шкала 9. Целеустремленность(Ц)
Положительный полюс | Отрицательный полюс |
Целеустремленный, упорный | Нецелеустремленный |
Примеры пунктов:
- У меня нет четкой цели в жизни (обратный пункт).
- Я хорошо знаю, чего хочу.
- Я умею ставить себе ясные и четкие цели.
- Я упорно достигаю своих целей.
Психометрические характеристики методики.
Психометрические показатели для старшеклассников и подростков проверялись на выборке учащихся шестых, седьмых, восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, а так же студентах Курганского технологического колледжа.
|
Анализ пунктов проводился на выборке 100 человек (43 мужчины и 57 женщин). Возраст от 15-ти до 17-ти лет.
Таблица 1
Индекс трудности пунктов и корреляции пункта с баллам по шкале и итоговым баллом
№ | Ин. трудн. | Коэфф. Коррел | № | Ин. трудн. | Коэфф. коррел | № | Ин. трудн. | Коэфф. коррел | |||
Ит.б. | Шк. | Ит. б. | Шк. | Ит. б. | Шк. | ||||||
.30 | .40 | .45 | .70 | .49 | .53 | .60 | .36 | .50 | |||
.75 | .35 | .50 | .29 | .26 | .40 | .53 | .55 | .65 | |||
.50 | .30 | .48 | .62 | .30 | .40 | .73 | .25 | .40 | |||
.68 | .35 | .50 | .81 | .45 | .46 | .46 | .50 | .60 | |||
.66 | .36 | .54 | .40 | .20 | .46 | .75 | .45 | .60 | |||
.79 | .40 | .45 | .63 | .24 | .28 | .19 | .20 | .25 | |||
.80 | .39 | .58 | .48 | .30 | .60 | .21 | .20 | .40 | |||
.59 | .40 | .65 | .36 | .30 | .42 | .49 | .40 | .43 | |||
.43 | .50 | .68 | .58 | .40 | .50 | .58 | .22 | .70 | |||
.42 | .30 | .44 | .75 | .40 | .50 | .61 | .62 | .70 | |||
.65 | .45 | .50 | .71 | .60 | .60 | .63 | .40 | .40 | |||
.73 | .28 | .58 | .72 | .54 | .64 | .72 | .50 | .59 | |||
.65 | .30 | .40 | .52 | .45 | .65 | .53 | .40 | .58 | |||
.64 | .23 | .45 | .70 | .50 | .60 | .62 | .30 | .44 | |||
.51 | .30 | .60 | .63 | .32 | .56 | .75 | .30 | .44 | |||
.49 | .30 | .55 | .38 | .36 | .52 | .46 | .30 | .60 | |||
.61 | .37 | .55 | .54 | .30 | .41 | .55 | .36 | .60 | |||
.68 | .50 | .48 | .44 | .20 | .29 | .58 | .45 | .40 | |||
.79 | .38 | .50 | .76 | .40 | .42 | .66 | .45 | .70 | |||
.47 | .41 | .56 | .60 | .34 | .40 | .76 | .4 | .50 | |||
.62 | .40 | .50 | .73 | .40 | .54 | .72 | .32 | .60 | |||
.57 | .50 | .60 | .51 | .31 | .37 | .63 | .30 | .50 | |||
.74 | .44 | .50 | .28 | .36 | .46 | .75 | .55 | .53 | |||
.58 | .40 | .52 | .82 | .20 | .37 | .45 | .40 | .40 | |||
.58 | .46 | .50 | .46 | .21 | .39 | .45 | .32 | .40 | |||
.63 | .50 | .60 | .79 | .50 | .60 | .76 | .43 | .40 |
Примечание: все коэффициенты корреляции значимы на уровне 1%
|
Все шкалы опросника имеют нормальное распределение.
Надежность. Ретестовая надежность устанавливалась на выборке 62испытуемых (39 девушек и 23 юноши) путем повторного тестирования через 2 недели. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Шкалы опросника обладают приемлемыми характеристиками надежности. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне 0.72 – 0.89, что свидетельствует о высокой ретестовой надежности методики ВКЛ для подростков. Корреляции шкал и итогового показателя при повторном тестировании отражены в таблице 2.
Таблица 2
Корреляции шкал при повторном тестировании
Ответственность | .80 | Энергичность | .85 |
Инициативность | .78 | Настойчивость | .81 |
Решительность | .83 | Внимательность | .81 |
Самостоятельность | .77 | Целеустремленность | .72 |
Выдержка | .81 | Итоговый балл | .89 |
Надежность по однородности проверялась на выборке 100 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из них 43 мужчины и 57 женщин.
В качестве показателей использовались следующие коэффициенты: Альфа Кронбаха, формула Спирмена-Брауна по половине теста, формула Спирмена-Брауна по полной форме. Результаты проверки представлены в таблице 3
Таблица 3
Коэффициенты Альфа Кронбаха и Спирмена-Брауна
Альфа Кронбаха | Спирмен-Браун (1/2) | Спирмен-Браун (полная) | |
Ответственность | 0.70 | 0.78 | 0.80 |
Инициативность | 0.64 | 0.65 | 0.76 |
Решительность | 0.70 | 0.78 | 0.79 |
Самостоятельность | 0.48 | 0.47 | 0.69 |
Выдержка | 0.63 | 0.63 | 0.75 |
Энергичность | 0.68 | 0.61 | 0.79 |
Настойчивость | 0.59 | 0.64 | 0.74 |
Внимательность | 0.60 | 0.71 | 0.74 |
Целеустремленность | 0.73 | 0.75 | 0.81 |
Нормативные таблицы опросника ВКЛ для старшеклассников.
Расчет нормативных показателей проводился на выборке 500 испытуемых (250 юношей и 250 девушек). Возраст от 15 до 17 лет. В качестве стандартной шкалы использовалась шкала стенов. Расчет нормативных показателей проводился отдельно для девушек и юношей, благодаря чему возможен более дифференцированный подход к оцениванию волевых качеств. Результаты представлены в таблице
Перевод сырых баллов по шкалам опросника ВКЛ в стены (для девушек)
Таблица4
Ответственность | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16-18 | 19-20 | 21-22 | 22-24 |
Инициативность | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-11 | 12-13 | 14-16 | 17-18 | 19-21 | 22-24 | 25-30 |
Решительность | 0-1 | 2-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 |
Самостоятель-сть | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-24 |
Выдержка | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-18 | 19-20 | 21-23 | 24-26 | 27-30 |
Настойчивость | 0-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 |
Энергичность | 0-6 | 7-9 | 10-12 | 13-15 | 16-17 | 18-20 | 21-23 | 24-25 | 26-28 | 29-30 |
Внимательность | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-24 |
Целеустрем-ть | 0-8 | 9-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-22 | 23-24 | 25-26 | |
Общий балл | 55-74 | 75-87 | 88-100 | 101-113 | 114-126 | 127-139 | 140-152 | 153-165 | 166-178 | 179-200 |
Перевод сырых баллов по шкалам опросника ВКЛ в стены (для юношей)
Таблица5
Ответственность | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-24 |
Инициативность | 0-4 | 5-6 | 7-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-20 | 21-22 | 23-25 | 26-30 |
Решительность | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-23 | |
Самостоятель-сть | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-25 |
Выдержка | 0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-17 | 18-19 | 20-21 | 22-24 | 25-26 | 27-28 | 29-30 |
Настойчивость | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | ||
Энергичность | 0-11 | 12-13 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-23 | 24-25 | 26-27 | 28-29 | |
Внимательность | 0-6 | 7-9 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-24 | |
Целеустрем-ть | 0-8 | 9-11 | 12-13 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-23 | 24-25 | ||
Общий балл | 54-94 | 95-106 | 107-119 | 120-131 | 132-144 | 145-157 | 158-169 | 170-182 | 183-192 | 193-206 |
Ключи к опроснику ВКЛ
Таблица 6
Шкалы опросника | Прямые задания | Обратные задания | |
Ответственность | 11, 14, 27, 53, 72, 74 | 61, 69 | |
Инициативность | 1, 15, 28, 41, 48, 60 | 8, 20, 33, 62 | |
Решительность | 29, 63 | 2, 9, 21,34, 49, 54 | |
Самостоятельность | 3, 30, 75 | 10, 22, 35, 42, 70 | |
Выдержка | 55, 64, 71, 73, 76 | 4,36,43, 68, 77 | |
Настойчивость | 23, 31, 50 | 16, 37, 44, 56 | |
Энергичность | 12, 17, 32, 38, 57, 65 | 5, 24, 45, 51 | |
Внимательность | 6, 25, 39, 66 | 13, 18, 46, 58 | |
Целеустремленность | 19, 26, 47, 52, 59, 67, 78 | 7, 40 | |
Шкала искренности | 79,80,81,82,83 |
Возможные способы применения теста в психологии образования. Тест применяется для определения личностных особенностей подростков, выраженных в терминах волевых качеств личности. Общий балл по методике, представляющий собой сумму баллов по 9 шкалам, может быть использован для отбора подростков, нуждающихся в коррекции эмоционально-волевой сферы личности, участия в тренингах уверенности, самостоятельности, решительности, целеустремленности. Подростки с очень низкими показателями по общему баллу (1-2 стена) нуждаются в дополнительном анализе и требуют особого внимания педагогов и психолога. В практике применения теста чаще всего встречаются протоколы, где у испытуемых наблюдается выраженность или, напротив, снижение всех эмоционально-волевых черт, составляющих профиль. Вместе с тем, протоколы, где снижены показатели по отдельным чертам на фоне высокой выраженности остальных черт могут служить ориентирами для адресной психолого-педагогической работы и тренингов, направленных на развитие конкретного качества. Информативны профили, в которых выражена ответственность на фоне низкой выраженности остальных черт. Такие подростки тревожны, внутренне напряжены, субъективно неблагополучны. Высокая ответственность входит в диссонанс со слабой реализацией намерений. Шкала искренности позволяет отсеять протоколы с социально желательными ответами и тем не менее тест рекомендуется проводить в обстановке доверия подростков к диагносту и в атмосфере, которая психологически для них безопасна. Тест не дает всеобъемлющей информации о механизмах эмоционально-волевой регуляции, ее тонких индивидуальных особенностях и применяется в совокупности с наблюдением и другими методами диагностики. Вместе с тем тест является удобным инструментом в тех случаях, когда требуется быстро сориентироваться в особенностях эмоционально-волевой сферы и выделить в большой группе подростков подгруппу, нуждающуюся в развитии диагностируемых параметров. Тест может применяться на занятиях с подростками по соответствующей психологической тематике для самоанализа.
Литература
1.Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. Докт. Дис. М.:1985.- 38с.
2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.-142с.
3.Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.-288 с.
4.Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности// Вопросы психологии.- 2006.- №1.- С.169-178.
5.Чумаков М.В., Сенин И.Г. Волевые качества в пространстве пятифакторной модели личности // Ярославский психологический вестник.- Вып. 19.- М. – Ярославль: Изд - во Российского психол. общ - ва, 2006.- С.62-67.
6.Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальном взаимодействии): Монография.- Москва – Курган: Изд – во Курганского гос. ун-та, 2007.- 214 с.
7.Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт.-СПб.: Речь, 2002.-480с.
8.Сhumakov M. Personal characteristics and family relations. Abstract. А Rapidly Changing World – Challenges for Psychology. Oslo, Norway 7-10 July 2009.- p.809-810.