Шкала 2. Инициативность (И)




Положительный полюс Отрицательный полюс
Ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный Пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный.

Примеры пунктов:

- Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

- Я не часто выступаю «зачинщиком» новых начинаний. (обратный пункт).

- Нередко мне самому приходится показывать пример окружающим.

- Я все время выдумываю что-то новое.

Шкала 3. Решительность (Р)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Уверенный, решительный Нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся

Примеры пунктов:

- Я быстро принимаю решения.

- Мне не хватает уверенности в себе (обратный пункт).

- Я склонен к сомнениям (обратный пункт).

- Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор (обратный пункт).

Шкала 4. Самостоятельность (С)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Самостоятельный Зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся

Примеры пунктов:

- Мне трудно идти против мнения группы (обратный пункт).

- Я – внушаемый человек (обратный пункт).

- Люблю решать все сам.

- Мне нравится научиться чему–либо без посторонней помощи.

Шкала 5. Выдержка (Вк)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый Невыдержанный

Примеры пунктов:

- Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки (обратный пункт).

- В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

- Я умею сдерживать гнев.

- Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.

Шкала 6. Настойчивость (Н)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Твердый, боевой, стойкий, настойчивый Ненастойчивый, нестойкий, слабый

Примеры пунктов:

- Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу (обратный пункт).

- В случае неудачи у меня «опускаются руки» (обратный пункт).

- Я – мягкий человек (обратный пункт).

- Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое (обратный пункт).

Шкала 7. Энергичность (Э)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный Бессильный, депрессивный

Примеры пунктов:

- Я скорее пессимист, чем оптимист (обратный пункт).

- У меня часто бывает упадок сил (обратный пункт).

- Я веду активный образ жизни.

- Отдых - это просто смена деятельности.

Шкала 8. Внимательность (Вн)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Внимательный, собранный, непоколебимый Невнимательный

Примеры пунктов:

- Я не очень собранный человек (обратный пункт).

- Мне не трудно концентрировать внимание.

- Действительно, я нередко бываю рассеянным (обратный пункт)

- Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно (обратный пункт).

Шкала 9. Целеустремленность(Ц)

Положительный полюс Отрицательный полюс
Целеустремленный, упорный Нецелеустремленный

Примеры пунктов:

- У меня нет четкой цели в жизни (обратный пункт).

- Я хорошо знаю, чего хочу.

- Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

- Я упорно достигаю своих целей.

 

Психометрические характеристики методики.

Психометрические показатели для старшеклассников и подростков проверялись на выборке учащихся шестых, седьмых, восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, а так же студентах Курганского технологического колледжа.

Анализ пунктов проводился на выборке 100 человек (43 мужчины и 57 женщин). Возраст от 15-ти до 17-ти лет.

Таблица 1

Индекс трудности пунктов и корреляции пункта с баллам по шкале и итоговым баллом

Ин. трудн. Коэфф. Коррел Ин. трудн. Коэфф. коррел Ин. трудн. Коэфф. коррел
Ит.б. Шк. Ит. б. Шк. Ит. б. Шк.
  .30 .40 .45   .70 .49 .53   .60 .36 .50
  .75 .35 .50   .29 .26 .40   .53 .55 .65
  .50 .30 .48   .62 .30 .40   .73 .25 .40
  .68 .35 .50   .81 .45 .46   .46 .50 .60
  .66 .36 .54   .40 .20 .46   .75 .45 .60
  .79 .40 .45   .63 .24 .28   .19 .20 .25
  .80 .39 .58   .48 .30 .60   .21 .20 .40
  .59 .40 .65   .36 .30 .42   .49 .40 .43
  .43 .50 .68   .58 .40 .50   .58 .22 .70
  .42 .30 .44   .75 .40 .50   .61 .62 .70
  .65 .45 .50   .71 .60 .60   .63 .40 .40
  .73 .28 .58   .72 .54 .64   .72 .50 .59
  .65 .30 .40   .52 .45 .65   .53 .40 .58
  .64 .23 .45   .70 .50 .60   .62 .30 .44
  .51 .30 .60   .63 .32 .56   .75 .30 .44
  .49 .30 .55   .38 .36 .52   .46 .30 .60
  .61 .37 .55   .54 .30 .41   .55 .36 .60
  .68 .50 .48   .44 .20 .29   .58 .45 .40
  .79 .38 .50   .76 .40 .42   .66 .45 .70
  .47 .41 .56   .60 .34 .40   .76 .4 .50
  .62 .40 .50   .73 .40 .54   .72 .32 .60
  .57 .50 .60   .51 .31 .37   .63 .30 .50
  .74 .44 .50   .28 .36 .46   .75 .55 .53
  .58 .40 .52   .82 .20 .37   .45 .40 .40
  .58 .46 .50   .46 .21 .39   .45 .32 .40
  .63 .50 .60   .79 .50 .60   .76 .43 .40

Примечание: все коэффициенты корреляции значимы на уровне 1%

Все шкалы опросника имеют нормальное распределение.

Надежность. Ретестовая надежность устанавливалась на выборке 62испытуемых (39 девушек и 23 юноши) путем повторного тестирования через 2 недели. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Шкалы опросника обладают приемлемыми характеристиками надежности. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне 0.72 – 0.89, что свидетельствует о высокой ретестовой надежности методики ВКЛ для подростков. Корреляции шкал и итогового показателя при повторном тестировании отражены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляции шкал при повторном тестировании

 

Ответственность .80 Энергичность .85
Инициативность .78 Настойчивость .81
Решительность .83 Внимательность .81
Самостоятельность .77 Целеустремленность .72
Выдержка .81 Итоговый балл .89

 

Надежность по однородности проверялась на выборке 100 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из них 43 мужчины и 57 женщин.

В качестве показателей использовались следующие коэффициенты: Альфа Кронбаха, формула Спирмена-Брауна по половине теста, формула Спирмена-Брауна по полной форме. Результаты проверки представлены в таблице 3

Таблица 3

Коэффициенты Альфа Кронбаха и Спирмена-Брауна

 

  Альфа Кронбаха Спирмен-Браун (1/2)   Спирмен-Браун (полная)  
Ответственность 0.70 0.78 0.80
Инициативность 0.64 0.65 0.76
Решительность 0.70 0.78 0.79
Самостоятельность 0.48 0.47 0.69
Выдержка 0.63 0.63 0.75
Энергичность 0.68 0.61 0.79
Настойчивость 0.59 0.64 0.74
Внимательность 0.60 0.71 0.74
Целеустремленность 0.73 0.75 0.81

 

Нормативные таблицы опросника ВКЛ для старшеклассников.

Расчет нормативных показателей проводился на выборке 500 испытуемых (250 юношей и 250 девушек). Возраст от 15 до 17 лет. В качестве стандартной шкалы использовалась шкала стенов. Расчет нормативных показателей проводился отдельно для девушек и юношей, благодаря чему возможен более дифференцированный подход к оцениванию волевых качеств. Результаты представлены в таблице

Перевод сырых баллов по шкалам опросника ВКЛ в стены (для девушек)

Таблица4

                     
Ответственность 0-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14-15 16-18 19-20 21-22 22-24
Инициативность 0-3 4-5 6-8 9-11 12-13 14-16 17-18 19-21 22-24 25-30
Решительность 0-1 2-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14-16 17-18 19-20 21-22
Самостоятель-сть 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-24
Выдержка 0-4 5-7 8-10 11-12 13-15 16-18 19-20 21-23 24-26 27-30
Настойчивость 0-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-26
Энергичность 0-6 7-9 10-12 13-15 16-17 18-20 21-23 24-25 26-28 29-30
Внимательность 0-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-24
Целеустрем-ть 0-8 9-10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-22 23-24 25-26  
Общий балл 55-74 75-87 88-100 101-113 114-126 127-139 140-152 153-165 166-178 179-200

Перевод сырых баллов по шкалам опросника ВКЛ в стены (для юношей)

Таблица5

                     
Ответственность 0-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-24
Инициативность 0-4 5-6 7-9 10-12 13-14 15-17 18-20 21-22 23-25 26-30
Решительность 0-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-23  
Самостоятель-сть 0-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-25
Выдержка 0-10 11-12 13-14 15-17 18-19 20-21 22-24 25-26 27-28 29-30
Настойчивость 0-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19    
Энергичность 0-11 12-13 14-16 17-18 19-20 21-23 24-25 26-27 28-29  
Внимательность 0-6 7-9   11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24
Целеустрем-ть 0-8 9-11 12-13 14-16 17-18 19-20 21-23 24-25    
Общий балл 54-94 95-106 107-119 120-131 132-144 145-157 158-169 170-182 183-192 193-206

 

Ключи к опроснику ВКЛ

Таблица 6

 

  Шкалы опросника Прямые задания Обратные задания
  Ответственность 11, 14, 27, 53, 72, 74 61, 69
  Инициативность 1, 15, 28, 41, 48, 60 8, 20, 33, 62
  Решительность 29, 63 2, 9, 21,34, 49, 54
  Самостоятельность 3, 30, 75 10, 22, 35, 42, 70
  Выдержка 55, 64, 71, 73, 76 4,36,43, 68, 77
  Настойчивость 23, 31, 50 16, 37, 44, 56
  Энергичность 12, 17, 32, 38, 57, 65 5, 24, 45, 51
  Внимательность 6, 25, 39, 66 13, 18, 46, 58
  Целеустремленность 19, 26, 47, 52, 59, 67, 78 7, 40
  Шкала искренности 79,80,81,82,83  

 

Возможные способы применения теста в психологии образования. Тест применяется для определения личностных особенностей подростков, выраженных в терминах волевых качеств личности. Общий балл по методике, представляющий собой сумму баллов по 9 шкалам, может быть использован для отбора подростков, нуждающихся в коррекции эмоционально-волевой сферы личности, участия в тренингах уверенности, самостоятельности, решительности, целеустремленности. Подростки с очень низкими показателями по общему баллу (1-2 стена) нуждаются в дополнительном анализе и требуют особого внимания педагогов и психолога. В практике применения теста чаще всего встречаются протоколы, где у испытуемых наблюдается выраженность или, напротив, снижение всех эмоционально-волевых черт, составляющих профиль. Вместе с тем, протоколы, где снижены показатели по отдельным чертам на фоне высокой выраженности остальных черт могут служить ориентирами для адресной психолого-педагогической работы и тренингов, направленных на развитие конкретного качества. Информативны профили, в которых выражена ответственность на фоне низкой выраженности остальных черт. Такие подростки тревожны, внутренне напряжены, субъективно неблагополучны. Высокая ответственность входит в диссонанс со слабой реализацией намерений. Шкала искренности позволяет отсеять протоколы с социально желательными ответами и тем не менее тест рекомендуется проводить в обстановке доверия подростков к диагносту и в атмосфере, которая психологически для них безопасна. Тест не дает всеобъемлющей информации о механизмах эмоционально-волевой регуляции, ее тонких индивидуальных особенностях и применяется в совокупности с наблюдением и другими методами диагностики. Вместе с тем тест является удобным инструментом в тех случаях, когда требуется быстро сориентироваться в особенностях эмоционально-волевой сферы и выделить в большой группе подростков подгруппу, нуждающуюся в развитии диагностируемых параметров. Тест может применяться на занятиях с подростками по соответствующей психологической тематике для самоанализа.

 

Литература

1.Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. Докт. Дис. М.:1985.- 38с.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.-142с.

3.Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.-288 с.

4.Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности// Вопросы психологии.- 2006.- №1.- С.169-178.

5.Чумаков М.В., Сенин И.Г. Волевые качества в пространстве пятифакторной модели личности // Ярославский психологический вестник.- Вып. 19.- М. – Ярославль: Изд - во Российского психол. общ - ва, 2006.- С.62-67.

6.Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальном взаимодействии): Монография.- Москва – Курган: Изд – во Курганского гос. ун-та, 2007.- 214 с.

7.Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт.-СПб.: Речь, 2002.-480с.

8.Сhumakov M. Personal characteristics and family relations. Abstract. А Rapidly Changing World – Challenges for Psychology. Oslo, Norway 7-10 July 2009.- p.809-810.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: