Хозяйство электроснабжения




Контактная сеть

Контактная сеть представляет собой совокупность проводов, конструкций и оборудования. Она предназначена для передачи электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава и должна обеспечить надежный токосъем.

Контактная сеть не имеет резерва и в результате ее повреждения движение электроподвижного состава остановится. Поэтому к кон­струкции и содержанию устройств контактной сети предъявляются особо высокие требования.

Контактная подвеска делится на простую и цепную (рис. 6.3).

Устройство контактной сети включает в себя различные элемен­ты. Контактный провод имеет сложное поперечное сечение, изго­товлен из меди или бронзы и с помощью струн подвешен к несуще­му тросу. Консоли укреплены в верхней части железобетонных опор с помощью тяги, к которым крепится несущий трос.

Для обеспечения равномерного износа накладок токоприемни­ков контактный провод в плане подвешен зигзагообразно. Такое расположение контактного провода осуществляется с помощью фиксаторов, размещенных на каждой опоре, препятствующих так­же раскачиванию контактной сети от бокового ветра. Контактный провод между опорами не должен провисать, для этого применяют цепные подвески. Для уменьшения стрел провеса контактного провода

 

при сезонном изменении температуры его оттягивают к опо­рам, которые называются анкерными, и через систему блоков и изо­ляторов к ним подвешивают грузовые компенсаторы.

Наибольшая длина участка между анкерными опорами на пря­мых участках достигает 1600 м.

Железобетонные опоры располагают друг от друга на расстоянии 65—80 м, а расстояние между струнками обычно составляет 6—12 м. В соответствии с ПТЭ высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть не менее 5750 мм, а на железнодорожных переездах — не ниже 6000 мм (рис. 6.4).

Было проведено обновление контактной сети по проектам КС-160 для постоянного и переменного тока с различным исполне­нием поддерживающих конструкций, реконструкция или техниче­ское перевооружение оборудования на тяговых подстанциях.

В контактной сети КС-160 применены медные или низколегированные контактные провода сечением 100 мм2 с натяжением 10—12 кН. Токопроводящая арматура выполнена из алюминиевой бронзы БрАЖ9-4 методом горячей штамповки. Все металлические конструкции имеют защитное цинковое покрытие, обеспечиваю­щее срок службы не менее 50 лет.

 

 

Рис. 6.4. Профиль контактного провода

 

Модернизация контактной сети позволяет увеличить скорость движения железнодорожного под­вижного состава до 180 км/ч.

Для реализации скоростей движения 200—250 км/ч применены контактные подвески КС-200, КС-250. В конструкции использованы бронзовые контактные провода сечением 120 мм2 с повышенным на­тяжением 16,5—20 кН, фиксаторы из алюминиевых сплавов.

На многопутных участках применяются ригельные опоры или опоры с гибкой поперечиной.

Для надежной работы и удобства обслуживания контактную сеть делят на отдельные участки (секции) с помощью воздушных проме­жутков и нейтральных вставок (изолирующих сопряжение), а также секционных и врезных изоляторов.

Для снабжения электроэнергией линейных железнодорожных потребителей на опорах контактной сети постоянного тока подве­шивают специальную трехфазную линию электропередачи напря­жением 10 кВ.

Электробезопасность обслуживающего персонала и других лиц, а также защита от токов при коротком замыкании обеспечивается заземлением всех устройств, которые могут оказаться под напряже­нием в случае поломок, обрыва провода или нарушения изоляции.

 

 

 

Хозяйство электроснабжения

Производственным предприятием, отвечающим за содержание и эксплуатацию устройств технологического электроснабжения на железной дороге, является дистанция электроснабжения, которая в свою очередь входит в состав дирекции по энергообеспечению — структурного подразделения Трансэнерго.

Функции дистанции электроснабжения — это прием электро­энергии и подача ее в контактную сеть; содержание и обслуживание контактной сети, электрических сетей нетяговых потребителей; об­служивание подстанций; проведение профилактических и ремонт­ных работ, модернизация и замена оборудования.

В составе дистанции электроснабжения находятся участки кон­тактной сети, тяговые подстанции, районы электроснабжения, ремонтно-ревизионные участки, энергодиспетчерский аппарат, лабо­ратория, мастерские, базы по обслуживанию и ремонту технических средств технологического электроснабжения.

Энергодиспетчерский аппарат осуществляет оперативное руко­водство эксплуатацией устройств технологического электроснаб­жения и питанием нетяговых потребителей. Рабочее место дежур­ного энергодиспетчера оборудовано специальным табло со схемой электроснабжения. У него имеется прямая связь с работниками, обслуживающими устройства технологического энергоснабжения, и с диспетчером поездным, а также с диспетчером районной энерго­системы. Обслуживание контактной сети осуществляется дистанци­ями контактной сети (в районе примерно 150 км развернутой длины контактной сети). Каждый такой пункт оснащен восстановительной дрезиной («вышка»), автолетучкой, железнодорожной платформой, оборудованием и запасом материалов.

В зимнее время осложняет токосъем образованный на проводах контактной сети слой льда. Удаление льда с поверхности проводов производится электрическим нагреванием проводов, механическим способом с помощью вибромеханизмов или химическим спосо­бом — нанесением специальных незамерзающих смазок на движу­щие части.

Устройства телемеханики, широко применяемые в дистанциях электроснабжения, обеспечивают высокую скорость передачи ко­манд, телесигнализацию результатов измерений, регистрацию ава­рийных отключений, информацию о положении поездов на участке.

На железных дорогах в последнее время внедряются телеавтома­тические системы регулирования напряжения в контактной сети.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: