Дядя Ваня наш современник
Подстрочник: Социальное исцеление – важнейшая функция театра
О современном театре, а также проблемах «честного управленца» корреспондент «АиФ-Саратов» беседует с режиссёром-постановщиком премьерного спектакля «Дядя Ваня» Ильёй Ротенбергом.
«Все будет по-прежнему»
- Почему современный режиссёр в тысячный раз берётся за постановку Чехова? Дядя Ваня – сегодня менеджер среднего звена, банковский клерк, офисный «планктон»?
- Намек на обстоятельства нашего времени в премьерном спектакле есть, но мы на этом не настаиваем.
Сегодня дядей Ваней может оказаться любой порядочный человек - учёный, актер, банковский служащий или офисный «хомячок». В том и парадокс, что человек прожил жизнь по совести, абсолютно честно, никому зла не делал, не обманывал. И вдруг оказывается, что за душой у него ничегошеньки нет.
Человек прожил почти полвека и понимает, что прожитые годы ничего не принесли, он не состоялся ни как личность, ни как творческая фигура. Как начинать все заново в зрелом возрасте?
Мне даже в свои тридцать восемь кажется это просто невозможным! В этом как раз конфликт того, что хотел, с тем, чего достиг. Принять существующую реальность или попытаться построить что-то новое?
Внутренний бунт обывателя - любимая тема Чехова. Почему одним везет, а другим - нет? Почему у кого-то молодая красавица-жена, а другой по сути один? Вдруг дядя Ваня вышел из анабиоза, пробудился от сна. Значит, надо было лгать, воровать и был бы счастлив! Может быть какая-то ложь, пошлость, низменность устремлений до такой степени впиталась и пронизала нашу жизнь, что это уже непоправимо... Самая страшная фраза, свидетельствующая о поражении и главного героя и всех остальных персонажей: «Все будет по-прежнему». Или все-таки он выиграл как человек, выиграли его убеждения, которые все-таки не рухнули?
Чехов в этой пьесе стопроцентный блюзмен, поскольку эта вещь об обычном человеке, о простых желаниях, надеждах, настроениях, которые пропитаны насквозь житейской горечью. Услышит ли его зритель, другой вопрос, я не настаиваю. Наша задача показать, что не важно, кто ты, каков твой социальный статус – управленец среднего звена, мелкий клерк или младший научный сотрудник. В первую очередь ты порядочный человек и прожил жизнь по совести. Так возникает понятие общей справедливости как таковой.
И что это неправильно и несправедливо, когда в почете пройдохи Чичиковы и аферисты типа Корейко с миллиардиками непонятно с какого перепугу, с какого неба упавшими. Они сегодня нам навязывают свое искаженное видение мира, даже не пытаясь спрятать неправедно нажитое от миллионов честных и порядочных, но неимущих. Но, к счастью, живут на свете и Вани, на которых все еще держится земля, в том числе и сами персонажи плутовских романов, вымышленные и реальные.
Преодоление социального одиночества
- Вообще, есть ли сегодня обратная связь между театром и обществом?
- Хочется надеяться, что сохранилась, ведь с античных времен важнейшая функция театра – исцеление. В Древней Греции, помимо обычных зрительских мест, были места для людей, страдавших от физических недугов. Считалось, что сопереживая героям трагедии на сцене, они исцелялись. Наверное, в древности так и было, греки в своей мудрости превосходили нас. В наше же время всё наоборот - выживать нужно самому театру. Есть театры, репертуар которых на девять десятых состоит из талантливо поставленных анекдотов, куда зритель приходит просто поржать. Можно ли такие пьесы как «Слишком женатый таксист» и «Он, она, окно, покойник» - считать обратной связью? Лично для меня – нет, да и для театра мелковато.
Сегодня ждать от сцены, что она будет воспитателем и духовным наставником – это болезнь завышенных ожиданий. Для меня же социальная функция театра состоит в том, что он просто хороший собеседник; зритель имеет возможность на каких-то спектаклях преодолеть чувство социального одиночества. К примеру, человека сильно тревожит, беспокоит его внутренняя личная проблема. Можно ли поговорить об этом с друзьями-коллегами или, лучше не надо, а то еще покажешься им занудой? И вдруг приходишь на пьесу, где как раз затрагивается интересующая тебя проблема, и театр начинает с тобой на эту тему «говорить» красиво, поэтично, не пафосно, а как-то по живому, по-настоящему, по-человечески. Это как раз и есть социальная функция театра: поднять из глубин на поверхность вопрос, который не затрагивается в привычной для нас житейской среде.
Из жизни на сцену пришел актуальный сюжет – взятый за основу в спектакле «Как я стал…». Где за свою любовь человек, особенно это касается женщин, получает «по зубам» - влюбляется замужняя дама, бросает к ногам юного возлюбленного все, что у неё есть за душой, а юноша без зазрения совести забирает все дары и уходит… к другой. Тут возникает вопрос: как он стал предателем и поддонком? Или же просто молодой человек получил такой необычный жизненный опыт?