Антропология 2 (индивидов)




1. Происхождение всего рода человеческого от Адама. Эта истина основана на Писании: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян 17.26). «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих » (Быт 3.20), а до ее сотворения других людей не было: «Но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт 2.20). Несостоятелен преадамизм: теория, что якобы в 1 и 2 главе книги Бытия описаны два разных сотворения человека (Юлиан Отступник). Исаак Пеер (кальвинист, 17 век) учил: на 6-й день созданы язычники (Быт 1. 26-27[1]). Потом же на 8-й день созданы Адам и Ева – родоначальники ВЗ Церкви, поселены в Раю, согрешили, изгнаны (Быт 2.7,21-22[2]). Выводит из того, что к убийству Авеля Каином людей уже много: Каин опасается, что его могут убить (кто?), Каин женится (на ком?), строит город в земле Нод (кем населить?). Но Каин убил Авеля через 129 лет (по LXX 229) от сотворения, за это время у Адама и Евы были множество детей и, вероятно, внуки (по заповеди: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» Быт 1.28). Каин женился на сестре (блаж. Феодорит, Свв. Златоуст, Епифаний, Августин)[3]. Св. Писание отвергает преадамизм: «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт 2.5), т.е. в Быт 2 создание людей (подробно) есть то же самое, что и в Быт 1 (обзорно в рамках Шестоднева) [4]. Полигенизм утверждает, что люди произошли от нескольких разных прародителей (Руссо, Вольтер, Гельвеций), т.к. есть различие рас. Это противоречит Деян 17.26: «от одной крови... весь род человеческий». Это все яснее науке, все люди легко скрещиваются, ДНК одинаковы, различия от разницы климата. Доказывают одну пару предков: Y-хромосомный Адам и митохондриальная Ева, все языки через индо-европейский, семитский, малайский идут к одному корню.

2. Одновременность происхождения души и тела Адама и у всех людей. 1)БогословыАнтиохии: Бог создал неодушевленное тело первым по времени, а затем дал ему душу (Быт 2.7), в соответствии с этим и Исх 21.22-24 (по LXX) Св. Иоанн Златоуст считает, что душа вселяется в человеческий эмбрион не сразу, а когда он уже достаточно сформируется (Златоуст, блаж. Феодорит Кирский, Свв. Ефрем, Исаак Сирины, Геннадий Марсельский, талмудизм). 2) Другой взгляд: тело и душа были созданы одновременно, Писание разделяет эти два акта лишь для удобства нашего восприятия, поэтому душа и человеческий эмбрион возникают одновременно (Свв. Григорий Нисский, Максим Исповедник К Иоанну 37, Иоанн Дамаскин). Это подтвержд. и соборы при Св. Юстиниане: Бог-Логос воспринял человечество с момента зачатия Девой (ПЭ16.457.3), и по Отцам, Бог воспринял через разумную душу плоть, не наоборот (Назианзин, Максим). От Дидахе (1-й в.) вся каноника Церкви аборт считает убийством, не оговаривая стадию развития эмбриона, Св. Василий Вел.: «истребившая плод да подвергнется равному наказанию с убийцей… и мы не различаем, сформирован или не сформирован был плод» (Прав 2; 8). Наиболее соответствует Преданию Церкви мнение, что жизнь священна с момента зачатия, и душа дается с момента зачатия, о чем косвенно говорят и праздники Зачатия Иоанна Предтечи (6 октябра), Зачатия Богородицы (22 декабря) и Благовещение (7 апреля).

3. Происхождение душ. Три теории:

1) Предсуществование душ (преэкзистенция). Якобы все души созданы одновременно в самом начале творения, затем охладели в любви к Богу и отпали, постепенно посылаются для наказания и исправления в тела (при их зачатии) и обрекаются на неравные условия по различной степени охлаждения к Богу. Это учение Оригена, Дидима, Евагрия, Мария Викторина, Немесия (корни у Платона) не подтверждается ни одним изречением Писания, Писание учит, что грех вошел в мир «единем человеком» (Адамом), а не до мира и людей. Да и души не помнят прошлых жизней (Климент Александрийский). Это учение разрушает основы нашей веры, и обесценивает значение тела человека, Воплощение Христа, и особенно Воскресение теряют свою ценность, т.к. тело становится «темницей души», а не значимой частью человека и воскресение становится излишним. Это учение отвергнуто 5-м и последующими Вселенскими Соборами.

2) Творение душ Богом (креационизм: свв. Ириней, Златоуст, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Ефрем Сирин, Феодорит, Максим, Герман КП; Запад: Иларий, Лактанций, Амвросий, Иероним, Иоанн Кассиан, Лев Великий, Геннадий Марсельский). Эта теория получила наибольшее распространение в Церкви древней. Души творятся Богом из ничего тогда, когда образуется тело. Имеет слабые стороны: разрывает естественную связь поколений, поэтому делает необъяснимым переход духовной порчи, откуда зло в душе, если она напрямую творится Богом? Творческая воля Божия ставится в зависимость от похоти человеческой, и даже словно потворствует страстям (дети от незаконных и преступных связей). И противоречит Писанию: «в день седьмый Бог почи от дел Своих» (Быт 2.2). В католицизме это стало догматом, на этом основан и догмат о непорочном зачатии Божией Матери (1854 г.). Слова «Господь... образовавший дух человека внутри него» (Зах 12.1) не обязательно понимать как творение из ничего, т.к. Писание неоднократно говорит, что Господь образует и тело человека в утробе матери.

3) Рождение душ (традуционизм – «переведение» душ).(Тертуллиан, Евстафий Антиохийский, свв. Афанасий, Григорий Богослов допускал, Григорий Нисский, Псевдо-Макарий и др.). Это мнение более всего согласуется со Св. Писанием: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян 17.26). От Адама – Ева, от них – все люди. Однако имеет эта теория и недостатки: как согласовать его с простотой, неделимостью души («душевное семя» Тертуллиана это его частное мнение), и от обоих ли родителей происходит душа и не передадутся ли и личные грехи родителей детям?

Теории Св. Отцов есть лишь предположения, т.к. Писание не дает полного ответа. Вероятно, самая распространенная у Отцов теория сотворения должна быть дополнена теорией рождения душ: Бог, вероятно, творит каждую душу, но не «из ничего», а из душ родителей. Ведь и Сын, и Св. Дух происходят от Отца без разделения в Божестве, так и души родителей остаются неделимы при возникновении душ детей. Однако, до конца тайна творения наших душ ведома одному Богу (свв. Кирилл Александрийский, Иларий Пектавийский).


[1] «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1.26-27).

[2] «И создал Господь Бог человека из праха земного, (LXX: персть взем от земли) и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою » (Быт 2.7); «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт 2.21-22)

[3] «Кого имел Каин в супружестве? Очевидно, сестру. В то время это не было преступлением... т.к. не было закона, запрещающего такой союз. Иначе и невозможно было в начале размножение человеческого рода» (блаж. Феодорит).

[4] И все теории, что человечество древнее 7500-8000 лет оказываются скорее всего ложными, все культуры восходят примерно ко временам Потопа (3500 лет до РХ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: