Богословские споры в исламе




Отсутствие абсолютных и общепризнанных критериев в определении «правоверия» и «ереси» было обусловлено противоречи- востью источников исламского вероучения — Корана и Сунны, допускавших значительное разнообразие точек зрения. К тому же отсутствие бюрократических институтов, подобных папству, патриаршеству, и централизованных процедур осуждения или одобрения взглядов на вопросы религии, как в случае вселенских соборов в христианстве, способствовало плюрализму мнений о вероучении. Разномыслие и независимость по вопросам веры в раннесредневековом обществе мусульман были нормой. Доминирование определенных богословских взглядов наблюдалось у групп придворных, однако на установление этих взглядов не хватало сил не у одной группы влияния.

На раннюю мусульманскую философско-религиозную мысль оказала влияние греческая философия. Также на становление философской и религиозной мысли ислама большое влияние оказало нарождающееся исламское право, так как нужно было вырабатывать способы вынесения правового решения и подводить теоретическое осмысление под их основание. Так появляются фаль- сафа — рациональная философия и калам — богословие.

Представители одного из течений калама получили название мутазилиты («обособившиеся»). У его истоков стояли Васил ибн Ата (ум. 748 г.) и Амр ибн Убайд (ум. 761 г.). Мутазилиты отражали интересы образованного среднего городского слоя и интеллектуалов эпохи. Они верили в божественную справедливость, утверждая, что несправедливость — это следствие плохого людского поведения. Также они были убеждены в ответственности человека за свой выбор и наличии свободы воли у человека, верили в сотворенность Корана, а также большое значение придавали разуму в решении религиозных и этических проблем.

В Х в. в Арабском халифате распространяется а ш а р и з м, основателем которого был Абу-л-Хасан ал-Ашари (ум. 935 г.), представители которого считали, что обращение к разуму как основе рассуждения умаляет веру. В отношении природы Корана они заняли двоякую позицию, утверждая, что слово бога вечно, а форма сотворена. Свобода воли человека ограничивалась божественным предопределением. Другой школой калама стал м а т у р и д и з м, названный по имени Абу Мансура аль-Матуриди (ум. 944 г.). Положения матуридизма во многом похожи на положения ашаризма.

С у ф и з м — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VII–VIII вв. в разных областях Арабского халифата. Суфии полагают, что Аллаха можно познать мистическим путем, интуитивно, без предшествующего пути логического рассуждения. Суфизм возникает как реакция на буквализм, ригоризм в вере и распущенность омейядских правителей. «Власти халифата отно- сились к ним [суфиям] достаточно терпимо до тех пор, пока они не начинали открыто выступать против халифского правления».

Суфизм учит о возможности личного общения человека с Божеством, а в предельном случае — о возможности слияния с ним в экстатическом состоянии. Помимо этого, к числу наиболее важных положений суфизма относятся тарик — путь, ведущий человека к постижению высших истин, и вилайя — святость, обретающаяся в конце мистического пути, фана и бака — растворение и пребывание в боге, зикр — суфийский обряд радения. В суфизме выделились два основных направления — крайнее и умеренное. Крайний суфизм предполагает в качестве цели растворение личности мистика в Боге, яркие экстатические практики. Умеренный суфизм предписывает соблюдение религиозных обязанностей мусульманина и избегание экстатического транса, его приверженцы признают рациональное знание о религии как отправной момент мистического постижения.

Несмотря на критику суфизма со стороны буквалистов и консерваторов, в X–XII вв. прослеживается тенденция соединения исламского традиционализма с суфийскими идеалами. Абу Хамид аль-Газали (1058–1111 гг.), один из наиболее влиятельных религиозных философов исламского мира, полагал, что суфизм соответствует духу ислама. Другой выдающийся мыслитель Ибн Араби (ум. 1240) создал весьма сложное суфийское учение «единства и единственности бытия». Идеи суфизма наполняют классическую литературу средневекового Востока.

Ислам на Среднем Урале

Археологических памятников древнее XVI в., принадлежавших мусульманам, в Свердловской обл. нет. Однако можно предполагать, что об исламе на Урале могло быть известно несколько ранее, так как торговля с финно-угорским населением представителей Волжской Булгарии велась с Х в. Влияние Сибирского и Татарского ханств на земли Урала, прибытие мусульманского населения из завоеванной Иваном Грозным Казани приводили к возникновению групп населения, исповедующих ислам. Татары и башкиры, основное суннитское население региона, со временем начали строить мечети в крупных городах. Дореволюционные мечети Свердловской обл.: Ярмарочная мечеть в Ирбите (1863 г.), мечети в Кушве (1867 г.), Красноуфимске (1896 г.), Нижнем Тагиле (конец ХIХ в.). В советское время здания мечетей были приспособлены под нужды социалистического хозяйства. В 90-е гг. ХХ в. новая государственная политика в отношении религии способствовала восстановлению принципа свободы вероисповедания. По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской обл., по состоянию на 1 января 2018 г.

10 на территории области действуют 76 мусульманских организаций. Строятся новые мечети, в середине 2000-х гг. их насчитывалось
около80. Вследствие трудовой миграциииз Средней Азиии с Кавказа на территорию региона ислам здесь становится полиэтничным.

Вопросы и задания

1. Опишите природно-климатические условия Аравии.
2. Почему греки и римляне называли Аравию «счастливой»? 3. В чем состоит специфика организации текста Корана?
4. В чем разница между суннитами и шиитами?
5. Какие праздники отмечают мусульмане?
6. Назовите основные идеи суфизма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: