Основы вероучения и культа




ИСЛАМ

Ислам (араб. — покорность) — одна из мировых религий, относящихся к авраамическим монотеистическим религиям. На начало XXI в. по численности исповедующих его людей зани- мает второе место в мире. Большинство мусульман проживает в Азии и на севере Африки. Среди направлений ислама самыми крупными являются суннизм и шиизм. По мнению мусульман, Мухаммад — это последний из пророков, он принес веру тако- вой, какой она была «изначально». Мусульманский пророк с 610 по 632 г. произнес серию откровений, которые были письменно зафиксированы уже после его смерти и стали основой для священной книги мусульман — Корана.

История возникновения

Ислам зародился на территории Аравии в начале VII в н. э. Климатические условия полуострова жаркие, так, «подавляющая часть Аравии получает ничтожное количество осадков — менее 100 мм в год, а примерно 1/6 ее территории, практически не знающая дождей (менее 25 мм), вообще необитаема». В подобных условиях кочевое скотоводство стало основной формой хозяйство- вания. Однако земледелие тоже развивалось в регионе — в районах Йамама, Хадрамаут, Йемен, в оазисах. Еще одним источником дохода служила торговля. Дело в том, что Аравия находилась на торговом пути из Индии в Средиземноморье, в Африку. Торговля шла успешно, и о богатстве полуострова появились легенды, об этом свидетельствует именование греками и римлянами Аравии — Arabia Felix («Счастливая Аравия»). Еще ранее по времени шумеры помещали райский изобильный остров Дильмун где-то на территории современного Бахрейна.

На Аравийский полуостров оказывали влияние две длительно соперничавшие супердержавы того времени — зороастрийский Сасанидский Иран и христианская Ромейская империя (Визан- тия). Иудаизм, христианство, зороастризм к моменту рождения новой религии уже бытовали на арабской земле. Богословские споры в христианской Византии приводили к тому, что инако- мыслящие христиане стали преследоваться со стороны нарождающейся ортодоксии и изгоняться с территории государства. Их новым домом стал Аравийский полуостров. Так арабы стали исповедовать христианство монофизитского и несторианского толков. На юге, в Йемене, на короткий период времени правитель Зу-Нувас принял иудаизм. Иудейские поселения были в оазисах Центральной Аравии.

Древние общесемитские верования (арабы — народ, относящийся к семитской этноязыковой группе) и легенды о ветхозаветных пророках в регионе присутствовали. Однако большинство арабов исповедовали собственную политеистическую религию. Во главе пантеона стоял ал-Лах (Эл, Ил). Известны имена богов и богинь: Вадд, Наср, Йагус, Хубал и ал-Лат, Манат, ал-Узза. Верующие также почитали различные священные камни, статуи божеств, географические объекты — холмы (ас-Сафа, ал-Марва), долины (Мина), горы. В крупном торговом центре Мекке располагалась древняя святыня Кааба, притягивавшая паломников из разнообразных арабских племен. Кааба представляла собой каменное здание, в одну из стен которой были вмонтированы два священных камня. На расстоянии от 8 до 18 км от Мекки лежала особая священная территория, где любое кровопролитие было запрещено, таким образом, верующий мог в безопасности выполнить религиозные предписания.

Во времена Мухаммада на территории возникновения ислама шло разложение патриархально-родового строя. Это приводило к социальным потрясениям, а также к необходимости объяснить происходящее, подвести теоретическую базу под перемены в общественном укладе. Темы справедливости, равенства, монотеизма становятся важнейшими для арабов. К началу проповеди Мухаммада в Аравии уже сложилось пророческое движение и продолжало существовать при нем, поднимая эти острые вопросы. До нас дошли имена пророков Маслама (Мусейлима), Асвада в Йемене, пророчицы Саджах (в регионе Джезир), Тулейха (в Центральной Аравии). Заметное место в духовной культуре занимали ханифы, о которых известно крайне мало — они провозглашали монотеизм, критиковали древнее язычество, были аскетами и требовали соци- альной справедливости.

Мухаммад

Мусульманское предание сообщает, что пророк новой религии родился около 570 г. в Аравии. Его отец Абдаллах умер незадолго до его рождения по пути домой из Сирии. Мать Амина умерла, когда он едва достиг шестилетнего возраста. Дед, взявший внука к себе, умер через два года. Смерть близких будет преследовать Муххамада всю жизнь (забегая вперед, упомянем, что в трудные для пророка времена умрут его жена Хадиджа, дядя Абу Талиб и все сыновья). Сирота Мухаммад не получит минимального образования и останется до конца жизни безграмотным.

Мухаммад принадлежал к племени курайш, которое было тесно связано с Меккой. Его дед был хранителем ключей от Каабы. Считается, что с детства мальчик от деда узнавал мифы и легенды арабов, помогал ему в работе с паломниками. Уже в детстве его посетили первые видения. Мусульманские предания повествуют, что в 12 лет дядя Абу Талиб берет Мухаммада в путешествие в Сирию, и в г. Басра христианский монах Бахира опознает в нем нового пророка.

Со временем Мухаммад нанимается водить караваны к состоятельным людям. В 25 лет он женится на богатой вдове Хадидже. Появившееся после женитьбы свободное время позволило Мухаммаду обратиться к изучению религиозных практик. В 610 г. Мухаммада посещают видения на горе Хира недалеко от Мекки. На основе подобных видений (610–632 гг.) им будет сформу- лировано исламское вероучение и появится священный текст мусульман — Коран. Сначала Мухаммад проповедовал в кругу семьи и друзей, несколько позже рассказал остальным мекканцам об Аллахе. Многие мекканцы не приняли его учения и остались верны автохтонным верованиям. Так возник конфликт между мусульманами-монотеистами и арабами-политеистами. Мухаммад ищет поддержки своей религиозной общине вне Мекки. 20 сентября 622 г. пророк переселяется в Ясриб (в будущем — г. Медину). Это событие переселения получило название хиджра и стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления. В Медине он проявляет себя в качестве талантливого военно-политического лидера. В 630 г. Мекка сдалась без боя мусульманам, затем они вошли в Каабу и уничтожили идолов. В 632 г. после прощального паломничества в Мекку Мухаммад умер. Результатом деятельности Мухаммада и его последователей стало появление новой религии — ислама и возникновение государства Арабский халифат.

Сакральные тексты

Коран («чтение вслух, декламация») — священная книга мусульман. Это собрание текстов на арабском языке, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г. Мусульмане верят, что Коран — это прямое слово Бога, обращенное ко всем людям. Текст Корана содержит 114 сур разной величины, а суры, в свою очередь, состоят из айатов. Общее число айатов Корана — от 6 204 до 6 236 (в зависимости от системы подсчета). Суры, за исключением девятой, начинаются с басмалы («бисмаллаха») «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». В отличие от Библии, в которой сохранена хронология повествования, текст Корана организован иначе. Суры в нем располагаются не по хронологии событий свя- щенной истории для мусульман, а по размеру, начиная со второй суры «Корова» (и уменьшаются к концу книги), однако к концу книги и этот порядок нарушается. Суры можно классифицировать по-разному: по размеру, по тематике, по месту их произнесения (на мекканские (610–622) и мединские (622–632)) и т. д.

Коран при жизни пророка и некоторое время после передавался между мусульманами устно. Чтобы избежать разночтений и религиозно-политических распрей, халиф Усман в 650–656 гг. организовал подготовку единого текста Корана. Комиссия во главе с Зайдом ибн Сабитом собрала и записала тексты. Однако важно было не просто зафиксировать текст, но и выработать вариант его консонантной основы, внедрить систему диакритических знаков,
приемлемые варианты рецитации. Так в работе над текстом Корана родилась арабская грамматика. Копии текста Корана были разосланы по крупным городам Арабского халифата, чтобы устранить разночтения и поддержать общность мусульман. Коран — сложный текст, поэтому в исламе сложились правила его толкования, которые воплотились в разделе богословия, именуемом тафсир-аль Куран.

Сунна (Суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — совокупность записанных высказываний и действий пророка

Мухаммада, касающихся различных областей жизни. Сунна включает описание действий Мухаммада — поступков, высказываний и невысказанного одобрения. В исламе распространено представление о том, что Коран объясняет Сунну, а Сунна толкует Коран. Коран и Сунну можно рассматривать как священное писание и священное предание мусульман.

Сунна состоит из хадисов. Эти рассказы содержат в себе текст (матн) и цепь имен людей, их передавших (иснад). Со временем хадисов стало очень много, и они продолжали появляться, так что возникла необходимость оценить степень их достоверности. Постепенно в исламе сложилось религиозное учение о хадисах — илм ал-хадис, в рамках которого оценивается качество хадиса (является ли он подлинным, надежным и т. п.).

Хадисы суннитов и шиитов несколько различаются. В качестве достоверных сборников хадисов сунниты называют шесть (составленные аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом ас-Сиджистани, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджом). Для шиитов авторитетным автором является ал-Кулайни.

Основные направления

Первые религиозно-политические расколы в исламе произошли сразу после смерти Мухаммада и были связаны с проблемой передачи власти в рамках мусульманской уммы. Так возникли движения хариджитов, шиитов, суннитов.

Движение х а р и д ж и т о в («покинувших») возникло после Сиффинской битвы 657 г. в связи с тем, что его приверженцы не поддержали решение халифа Али о перемирии с Муавией (Омейяды). Накопившиеся противоречия между сторонниками Али и хариджитали привели к ожесточенному противостоянию. В 661 г. хариджит по имени Абдуррахман ибн Мулджам убил во время утренней молитвы в мечети г. Куфа халифа Али.

Особенности хариджизма заключаются в следующем: хариджиты признали только первых двух праведных халифов; они выступали за совмещение должностей халифа и совета (шуры), который принимал бы законы и выносил судебные решения; они стремились к строгости в повседневной жизни и выработали свое учение о грехе (мусульманин, совершивший большой грех, выходил из ислама); имеют свои собственные хадисы, верят в сотворенность Корана.

Со временем в хариджизме выделились направления а з р а - китов и ибадитов. Сегодня большинство ибадитов проживает в Омане, есть немного в Северной Африке.

Ш и и з м (от араб. шиа — партия) — направление в исламе, настаивающее на исключительном праве на власть в умме Али ибн Абу Талиба (четвертого праведного халифа, двоюродного брата Мухаммада) и его потомков от дочери пророка Фатимы. С точки зрения шиитов, власть над общиной не может принадлежать выборным лицам, поэтому они не признают первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Шиитская доктрина имамата гласит о передаче через потомков Мухаммада особого знания. Таким образом, божественное руководство мусульманской общиной возможно.

У Али и Фатимы было два совместных сына — Хасан и Хусейн, которые были отстранены от власти нарождающейся династией Омейядов. Трагические смерти Али и Хусейна породили культ мученичества в шиизме, отсутствующий в суннизме. Неджеф и Кербела являются святынями шиитов и местом паломничества, там похоронены Али и Хусейн. В зависимости от того или иного потомка Али, которому люди отдавали приоритет в наследовании имамата, возникли ответвления шиизма. Так, к а й с а н и т ы первыми обособились в рамках шиизма. Они настаивали, что следующим имамом после смерти сыновей Али Хасана и Хусейна должен стать сын Али от его рабыни — Мухаммад ибн аль-Ханафийя. Крупный раскол в шиизме случился после смерти шестого имама Джафар ас-Садика. Так возникли движения иснаашаритов и исмаилитов. Иснаашариты признают всех12имамовизрода Али, после Джафар ас-Садика они передают имамат его сыну Мусе. Они же развивали учения о скрытом имаме и мессии: мессия Мухаммад Ибн Аль-Хасан, или Мухаммад Аль-Махди (род. 868 г.), последний имам из рода Али, не умер, но исчез. До определенного Аллахом времени он скрыт, но в конце времен явится и принесет с собой царство истины и справедливости.

С у н н и т ы (самоназвание — «люди Сунны и согласия общины») — последователи самого крупного направления в исламе. Суннизм оформился как реакция на шиизм и хариджизм. К сунни- там относят верующих, поддерживающих следующие утверждения: признание шести сборников хадисов; вера в то, что после смерти Мухаммада откровение прервалось; власть в мусульманской общине может осуществляться любым достойным мусульманином и является предметом договора и согласия в общине; принадлеж- ность к одному из четырех мазхабов — богословско-правовой школе (маликитской, ханафитской, шафиитской, ханбалитской).

В качестве специфического направления можно назвать в а х х а б и з м (основатель — Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими). Он сформировался в XVIII в. Ваххабизм можно рассматривать как попытку вернуться к общине Мухаммада, которая мыслились его основателем как идеал и лучший общественный уклад. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб считал, что истинный ислам связан с первыми тремя халифами, далее в него были привнесены нововведения, не связанные с божественным откровением. Ваххабитов характеризуют призыв к строгому единобожию, отказ от нововведений в религии, признание салафитских основ веры, резко негативное отношение к суфизму и шиизму, критика культа мучеников и посещения их могил, а также критика всеобщего таклида (слепого следования какому-либо мазхабу). В Саудовской Аравии ваххабизм играет роль доминирующего направления ислама и является жесткой идеологией государства.

Основы вероучения и культа

Составляющие элементы ислама можно описать через триаду «ислам, иман, ихсан». Вместе они образуют понятие дин (религия). И с л а м — покорность, подчинение богу. В эту категорию входит культовая практика мусульман, которую можно описать как пять столпов ислама. Первый — это шахада («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»). В этом кратком изречении присутствуют все значимые для мусульман идеи — строгий монотеизм, признание пророческой миссии Мухаммада.
Второй столп — салям, намаз (молитва). Молиться предписывается каждый день пять раз: первая молитва происходит на рассвете, вторая следует в полдень, третья — в предвечерние часы, четвертая — вечером на закате солнца, пятая завершает цикл молитв при наступлении темноты. Молитва должна свершаться в состоянии ритуальной чистоты, при необходимости нужно ее восстановить, то есть совершить омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения). Лицо человека при молитве должно быть обращено к Каабе. Место молитвы и одежда для нее должнысоответствовать шариату. Молитва завершается произнесением шахады.

Третий столп — пост (ураза, руза, саум). Главный пост приходится на месяц рамадан. Пост заключается в том, что верующие воздерживаются от пищи, питья, вредных веществ, супружеских отношений в течение светового дня.

Четвертый столп — паломничество в Мекку и ее окрестности (хадж) в месяц зу-ль хиджа. Умра (малое паломничество) предполагает посещение Мекки и ее окрестностей, но не в месяц, пред- назначенный для хаджа, а в любое другое время. Умра признается в качестве душеполезного мероприятия, но статусом уступает хаджу.

Пятый столп — религиозный налог (закят). Он является обязательной милостыней, которая выплачивается один раз в год с имущества и финансов верующего.

Мусульмане полагают, что за ослушание перед богом человека ждет наказание. За большие грехи, такие как неверие, придание Аллаху сотоварищей, вероотступничество, человека ждет джа- ханнам (ад).

Иман — вера, ее содержание и выражение. Объектами веры выступают бог, пророки, ангелы и т. п. Таухид (единобожие) — основа мусульманской религии, где бог мыслится как единственный творец мира, обладающий прекрасными именами и совершенными качествами. В суре 112 говорится: «Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». Соответственно, именно он оказывается достойным объектом служения, поклонения, почитания.

О боге люди узнают от пророков, которых он направляет к ним. В исламе число пророков значительно, но только часть их имен упомянута в Коране. Мусульмане верят, что пророки в точности передают божественное откровение и искажения его исключены. В зависимости от миссий, среди пророков различают наби и расулей. Наби — это пророки, призывающие следовать уже известным божественным повелениям, данным через больших пророков (расулей). Расули — это обновители монотеистической религиозной традиции, они приносят новый шариат. К расулям относят Адама, Нуха, Ибра- хима, Мусу, Ису и Мухаммада (последнего пророка).

Вера в ангелов является составляющей ислама. Ангелы относятся к разумным существам, так же как люди и джины. Коран

гласит о том, что ангелы в начале времен были сотворены из огня, живут в раю, восхваляют Аллаха и выполняют его приказы. Наиболее известные ангелы — Джибрил, Микаил, Исрафил, Малик, Накир и Мункар. Часть ангелов отказалась поклониться человеку и была низвергнута из рая, во главе их встал Иблис, играющий роль зла, сатаны, шайтана в исламе. До суда он будет вводить людей в искушение: «воистину, шайтан — ваш враг, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (Кор 35: 6).

В конце истории человеческий мир, каким его знают люди, будет уничтожен, после чего для воскресших праведников начнется иная жизнь в раю (конец земного мира, одновременно Судный день, рай и ад называется ахира). Мусульманский рай, или джанна, представляет собой сад, место вечного блаженства:

Эти — для них сады вечности, где внизу текут реки; они украсятся там в браслеты из золота и облекутся в одеяния зеленые из атласа и парчи, возлежа там на седалищах. Прекрасна награда, и хорошо убежище! (Кор 18: 30 (31)).

Мусульманский ад (джаханнам) — это глубокая яма, полная огня и страданий. Джаханнам приготовлен для грешников, которые будут гореть в огне, и пощады им не будет:

Мы приготовили несправедливым огонь, навес которого окружит их; а если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая опаляет лица. Скверно питье, и плохо убежище! (Кор 18: 29 (30)).

Ихсан — совестливость, чистосердечие при выполнении религиозных предписаний, противоположность лицемерному благочестию. Ихсан также подразумевает принятие всех частей и пред- писаний религии безоговорочно.

Важной частью религиозно-этической системы мусульман является шариат — система предписаний, основанных на Коране и Сунне. Шариат — это освященные религией правила поведения, которые, по представлению мусульман, приводят человека к богу и спасению. Он описывает религиозный закон в широком смысле, который касается не только юридической сферы, но и всех остальных сторон жизни мусульманина.

Праздники

В исламе существует два основных праздника, которые разделяют все ветви ислама, — это Курбан-байрам, или по-арабски Ид аль-адха, который празднуется после окончания хаджа, и Ураза- байрам, или по-арабски Ид-аль-фитр. Первый отмечается в память о легендарной истории о жертвоприношении сына Ибрахима Исмаила, а второй — по случаю окончания священного поста в месяц рамадан. Все остальные праздники носят второстепенный характер, являются памятными днями, хотя празднуются очень широко. У шиитов есть праздники, которых нет в суннизме, например, Ашура — день поминовения шиитских мучеников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: