Безопасность непосредственно при прохождении туристского маршрута кроме организационных мероприятий обеспечивается знанием оптимальной техники передвижения в условиях сложного рельефа и соблюдением основных правил преодоления естественных препятствий. Поэтому можно выделить следующие группы препятствий и сформулировать основные требования, направленные на обеспечение безопасности при их преодолении: при подъезде к начальной точке маршрута и возвращения с конечной, при движении по тропам и травянистым склонам, по осыпям и моренам, по ледникам, по скальным и снежно-ледовым склонам, при переправах через реки и т.н.
Общие принципы соблюдения безопасности при подъезде к начальной точке маршрута и возвращения с конечной к месту постоянного места жительства. Путешествие начинается с момента выхода с рюкзаком из дома. Находясь в транспорте, туристы обязаны соблюдать общепринятые правила проезда: не стоять в тамбуре без надобности, при посадке и выходе пользоваться передними и задними дверями, не спрыгивать с платформы на железнодорожные пути. При переходе через железнодорожные пути пользоваться переходными мостами, дорожками, туннелями. При подъезде к начальному пункту маршрута или на отдельных его участках запрещается пользоваться услугами неисправного, необорудованного для перевозки людей автотранспорта. На маршруте при движении по проезжим дорогам руководитель должен вести группу по обочине, в колонне по одному, навстречу идущему транспорту. Категорически запрещается идти по проезжей части, перебегать или переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Необходимо помнить, что во время дождя и в гололедицу движение по дороге особенно опасно. Туристы должны соблюдать правила безопасности при использовании оборудованных переправ через водные преграды: не допускать переправу людей и груза на необорудованных, неисправных судах, а также перегрузку судов. Во время движения на лодке или других малых судах не переходить с одного места на другое, не перекладывать груз и следить за наличием спасательных средств. Посадку и выход из лодок проводить по установленным правилам. В ненастье и большую волну переправу не производить. Не пользоваться услугами перевозчиков, находящихся в нетрезвом состоянии. При прохождении через населенные пункты необходимо вести себя с местным населением доброжелательно и корректно, избегая неприятного инцидента.
|
Правила передвижения по тропам при подъеме, спуске и траверсе. Техника постановки ступней ног, выбор ритма и темпа ходьбы па большие расстояния. Выйдя на туристскую тропу, участникам маршрута порой приходится преодолевать определенные сложности: густой подлесок, заросли, бурелом, завалы, гари. На их пути попадаются сгнившие деревья, стланик, высокотравье, болота, марь,
овраги, распадки, осыпи (мелкая, средняя и крупная), лесистые хребты и т.д. Ранним утром, когда в лесуобильная роса или после дождя эти препятствия представляют собой определенную опасность для туриста. Так, камни, покрытые мхом, корни и поваленные деревья от росы и дождя становятся мокрыми к скользкими. При неосторожном движении может произойти падение, в результате – получение травмы. Поэтому туристы, идущие в это время по лесу, должны быть очень внимательными. Немаловажным фактором в деле безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Непосильный вес рюкзака может привести к быстрому утомлению, отсюда потеря координации и самостраховки, что в свою очередь может вызвать срыв. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого. Для правильной деятельности организма туриста, преодолевающего большие расстояния в течение продолжительного времени, необходимо равномерную работу чередовать с отдыхом. Так, быстрый темп и недостаточный отдых участников может привести к утомляемости, что вызывает потерю внимания и приводит к травматизму. Определяя скорость движения из расчета километража на день, необходимо учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т.д. Немаловажную роль в обеспечении безопасности на маршруте играет скорость движения. Нельзя допускать при движении лидерства в группе, что может повлечь за собой растягивание участников на маршруте Стартовое движение рекомендуется ежедневно начинать в среднем темпе, чтобы дать возможность организму вработаться. Первые переходы следует делать ровно, без рывков. От перехода к переходу темп движения должен возрастать постепенно, скорость увеличиваться. В то же время скорость движения должна быть приемлема самому слабому участнику группы. Хорошая организация движения обеспечивает ритмичность работы организма, правильную дозировку нагрузки, четкость в действиях группы и безаварийность похода, При необходимости увеличения скорости на отдельных участках пути нужно разгружать уставшего или слабого участника. Темп движения должен постепенно увеличиваться, а к концу очередного перехода, за 3 – 5 минут до привала, прийти к начальному, чтобы пульс стал ближе к норме. Не скорость движения влияют непредусмотренный и усложненный характер рельефа, сложные участки пути усталость группы, большая протяженность маршрута и другие причины, которые могут вызвать необходимую корректировку графика движения. Удобнее двигаться колонной по одному. Направляющий ведет группу, замыкающий ему помогает. Задача первого выбирать путь, определять направление, ориентироваться, следить за своевременными привалами между переходами. От опыта ведущего во многом зависит выбор наиболее удобного пути. Перед разветвлением трои, изменением направления движения, переходом реки, заболоченными участками, распадками, оврагами ведущий должен остановить группу и получить указание от руководителя на дальнейшее движение или организацию разведки. На сложном участке пути необходимо организовать страховку. После прохождения сложного участка последним участником ведущий продолжает путь.
|
|
Направляющий должен задавать темп при ходьбе, равняясь на слабого. В случае отставания кого-либо из участников следует остановить группу и дождаться отстающего. Задача замыкающего – не допускать отставания, оказывать помощь туристам, помогать уставшим, своевременно подавать сигнал направляющему о снижении скорости или прекращении движения.
При правильной ходьбе туристы двигаются ритмично, делают шаги примерно одинаковой длины и одной частоты. Скорость передвижения становится постоянной. Ритмичность в ходьбе помогает правильной работе всего организма.
Скорость движения в лесистой, местности определяется рельефом, растительностью и наличием троп. При ходьбе по тропам, полянам, лугам (с невысокой травой) оптимальная скорость – 5 км/ч. По лесу без троп, по болотистой местности, склону, стланику, через завалы скорость резко снижается, и общий дневной переход составляет всего несколько километров. На маршруте бывают и непредвиденные обстоятельства когда группа не может преодолеть возникшее препятствие: разлив таежной реки, непроходимость болота. В этом случае приходятся искать новые пути обхода, что также влияет на скорость движения. Она снижается в среднем примерно на одну треть, а иногда и больше.
Метеорологические условия являются трудно контролируемым фактором, влияющим на изменения графика маршрута. Дожди вынуждают снижать скорость движения и больше уделять внимания страховке. Туман затрудняет выбор безопасного пути, усложняет ориентирование. В неблагоприятную погоду скорость снижается вполовину, а иногда надолго приходится устраивать внеочередной привал. Планируя путешествие в районах с неустойчивым климатом или в межсезонье, необходимо предусматривать резервные дни.
Походы в межсезонье имеют свои положительные и отрицательные стороны. В это время легче преодолевать заболоченные участки, низины, реки, озера, скованные морозом. Однако следует помнить, что в осенний период лед на озерах, реках и болотах еще тонок и не всегда может выдержать вес человека
с рюкзаком, поэтому при движении по ним необходимо соблюдать технику безопасности, а если есть возможность, то лучше обойти это место по более безопасному пути.
Характерной чертой походов в межсезонье является неустойчивая, часто холодная погода, осенью раннее выпадение обильного снега затрудняет движение. Движение по лесу нужно строить с учетом использования троп, тропинок, просек, полян и т.д. По тропе, даже самой заросшей или звериной, идти гораздо легче, чем напрямую – по азимуту. К тому же тропы пролегают так, что встречающиеся на пути препятствия огибают или пересекают в самом удобном для прохождения месте. Проходя сквозь чащу, следует придерживать ветви, чтобы они не стегали по лицу идущего следом туриста. Двигаться по лесу следует цепочкой с интервалом 3 – 4 м. Первые должны предупреждать голосом об опасных местах: яме, торчащем пне, корне, скользком месте, скрытых промоинах и т.д. Идти по маршруту без тропы, надо не спеша осторожно, выбирая наиболее безопасное место. При таком темпе у туриста, наткнувшегося на какое-либо препятствие, будет меньше вероятности упасть и получить травму. При движении по азимуту рекомендуется просматривать путь насколько это возможно дальше, чтобы не оказаться в непроходимой чащобе, в окружении завалов, сильно заросшего, глубокого оврага, распадка или болота и т.д.
На преодоление подобных препятствий уходит много времени и сил, так как туристам приходится подлезать под деревья, проходить по ним, спрыгивать, вновь подниматься, и все эти упражнения они выполняют с рюкзаком за плечами. Особенно рискованно проходить через прогнившие и неустойчиво лежащие деревья, тем более в дождливую погоду, когда они мокрые и скользкие. Если все же группа вынуждена идти по завалу, то при этом следует соблюдать осторожность, оказывая, друг другу помощь, использовать в качестве опоры шест и т.д. Преодолевая заросшие глубокие распадки, овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом, камнями, по дну которых нередко текут ручьи, следует выбирать наиболее пологое место спуска и подъема. При крутых, влажных и скользких склонах безопаснее спуск и подъем осуществлять с помощью веревочных перил.
Немало трудностей вызывает прохождение через стланик, который широко распространен в тундровой и среднегорной зонах. Стланик представляет собой заросли стелющегося по земле кустарника с сильной и ветвистой корневой системой. Чаще всего это кедровый, березовый, ивовый и рододендроновый кустарник. Представители этой растительности порой достигают в высоту до трех метров, а в отдельных районах и выше (кроме рододендрона). Прежде чем двигаться сквозь заросли кустарника, следует зрительно наметить путь движения и стараться его придерживаться. В целях ььредохранения от ссадин и царапин следует надеть плотную одежду с длинными рукавами. Брюки заправить в сапоги или носки так. чтобы не было оголенных мест. Такая мера предосторожности позволит избежать травмы. Если есть возможность обхода этих зарослей, то лучше ею воспользоваться.
Общие принципы соблюдения безопасности при передвижении по лесисто-травянистым склонам. Постановка ступней ног. Положение туловища. Особенности применения ледоруба. Самозадержание при срывах. На маршрутах туристам приходится преодолевать сложные участки представляющие собой лесисто-травянистые склоны, характерные для горно-таежных маршрутов. На склонах, поросших тайгой, на пути туристов встречается много сложных препятствий: поваленные сгнившие деревья, корневища, камни, покрытые мхом, скрытые ямы, промоины и т.п., поэтому нужно быть очень внимательным. При неожиданном столкновении с препятствием происходит потеря равновесия – падение, которое также может произойти в результате утомляемости или в сложной метеорологической обстановке. Для самостраховки необходимо иметь альпеншток.
Движение сквозь кустарниковые заросли связано с большими физическими трудностями. В том случае, когда низкорослый кустарник встречается на большой площади и обойти его не представляется возможным, следует наметить путь движения по зарослям через прогалины и лужайки. Двигаться сквозь кустарник нужно колонной, придерживаясь установленной дистанции. Необходимо обращать внимание на переплетенную корневую систему, камни, скрытые промоины и т.п. Идти по зарослям нужно в прочной обуви и одежде, которая закрывала бы все части тела.
Травянистые склоны бывают с высокой и низкой травой. По склону с высокой травой подниматься и, особенно, спускаться следует не спеша и внимательно, так как она скрывает рельеф. Под ногами часто встречаются протоки, ямы, стволы деревьев, камни, о которые можно споткнуться. Не менее сложными являются крутые склоны с низкой травой. Особенно они коварны, когда трава мокрая, так как возможность падения увеличивается и возникает опасность получения травмы. Упавшего, если он сразу не остановит свое скольжение вниз, может выбросить на камни, скалы, обрыв, что повлечет за собой тяжелые последствия. При подъеме и спуске нужно придерживаться установленной дистанции, чтобы находящийся выше участник в случае падения не смог сбить ниже идущего, ледоруб или альпеншток следует держать вположении на изготовку. При падении необходимо предпринять меры к самозадержанию путем разворота тела лицом к склону и торможения ледорубом или альпенштоком. На отдельных, особо сложных участках рекомендуется организовать веревочные перила.
7<-;
Правила передвижения по осыпям и моренам. Характерные опасности. Технические приемы преодоления осыпей при траверсе, подъеме и спуске в зависимости от крутизны и вида. Осыпные склоны состоят из мягких размывающихся пород. Подъем и спуск но ним следует проводить с использованием элементов самостраховки: подъем осуществляется друг за другом плотной группой, по возможности для ног выбирать более устойчивое положение, а при спуске следует остерегаться движения за собой горной породы. Сыпучие склоны особенно сложны в прохождении после дождя и выпавшего снега, так как неустойчивая поверхность может привести к падению со скольжением вниз. При большой крутизне туристы должны применять самостраховку и групповую страховку.
Движение по склонам с мелкой осыпью следует двигаться колонной наискось или серпантином с маленьким интервалом между участниками. Все должны быть внимательны и соблюдать осторожность, чтобы не вызвать камнепада, а для самостраховки пользоваться ледорубом или альпенштоком. На крутых участках для безопасности прохождения навешиваются перила.
При подъемах и спусках по склонам из средней осыпи необходимо избегать резких движений, идти предельно осторожно, чтобы не вызвать камнепад. Ледорубом пользоваться не рекомендуется, так как опора на него ненадежная, к тому же им можно нечаянно столкнуть непрочно лежащий камень. Способ движения серпантином лучше не применять, чтобы случайно сорвавшийся камень не явился причиной несчастного случая.
Крупные обломки скал на склонах крупной осыпи создают обманчивую видимость, что плотно лежат на склоне и по ним можно легко подниматься и опускаться. Некоторые из них еле держатся, и стоит на такой камень встать, как он приходит в движение. От неожиданности турист теряет равновесие и падает, что влечет за собой серьезную травму. Увеличивается опасность ходьбы по крупной осыпи, покрытой мхом и наклонными обломками, а также во время или после дождя, снега, когда осыпь становится наиболее скользкой и малоустойчивой. При движении необходимо быть внимательным и соблюдать осторожность. Прежде чем наступить на очередной обломок, нужно убедиться в его устойчивости. Безопаснее наступать на конец камня ближе к склону.
Скально-плиточные склоны являются одним из сложных горных рельефов. Преодоление такого участка связано не только с физическими и техническими трудностями, но и с психологическим состоянием группы. Следует знать, что двигаться по наклонной плите тяжелее, устойчивость ее меньше, а вероятность потери равновесия возрастает. Движение по скальному склону, где плиты имеют большой угол наклона и плохую связь между собой, особенно опасно. При плохой метеорологической обстановке они становятся практически непроходимыми. Подъем, движение, спуск по такому склону требуют особой осторожности, и принятия всех мер безопасности заключающееся в навешивание надежных вертикальных и горизонтальных перил.
Правила передвижения по скальным склонам. Страховка и самостраховка на скалах. Передвижение по скалам начинается там, где человек не может передвигаться без помощи рук. Безопасность туриста зависит от его умения приспосабливаться к особенностям скального рельефа, от выбора наиболее удобного и безопасного пути подъема, от применения соответствующих технических приемов и соответствующего снаряжения. Передвижение по скалам зачастую требует большой физической силы, выносливости, и соответствующей психологической подготовленности. В зависимости от трудности прохождения скального маршрута, которая характеризуется крутизной склона, формой скального рельефа, степенью расчлененности скальной поверхности различают легкие скалы, скалы средней трудности, трудные скалы, очень трудные скалы и сверхсложные скалы.
Легкие скалы для движения и сохранения равновесия иногда требуют помощи рук. Многочисленны в основном крупные зацепки и выступы при сально расчлененном рельефе. Скалы часто разрушены и потому небезопасны. Для прохождения необходимы уверенность и смелость. По скалам средней трудности передвигаются преимущественно простейшим способом - как по лестнице. Сохранение равновесия и продвижение невозможны без помощи рук. Необходима организация групповой страховки. На трудных скалах зацепки относительно невелики и расположены далеко друг от друга. Одновременное движение опасно, появляется необходимость в попеременной страховке и применение специального снаряжения. На спуске в зависимости от крутизны - лазанье или спуск по закрепленной веревке. На очень трудных скалах, имеющих крутизну 90° и стены с отрицательным уклоном, а также нависающие карнизы, движение осуществляется на пределе человеческих возможностей с использованием искусственных точек опоры, лесенок, площадок и других специальных средств. При движении по сверхсложным скалам используются очень малые зацепки и проходятся многометровые участки, преодолеваемые лишь на трении, требующие большего количества пунктов страховки с малыми расстояниями между ними. Часто необходимы искусственные точки опоры, в качестве которых применяются крючья, лесенки, платформы.
Основной принцип передвижения по скалам – экономное и безопасное прохождение маршрута. Затрата физических сил существенно снижается за счет технической подготовленности спортсмена, рационального
и экономного распределения сип, чередования нагрузок на различные группы мышц. В связи с накопленным опытом можно предложить туристам придерживаться следующих правил передвижения по скалам:
• Перед началом подъема нужно внимательно осмотреть скалу и наметить маршрут прохождения в зависимости от наличия точек опоры.
• Останавливаться для передышки и осмотра дальнейшего отрезка пути нужно на наиболее простом и удобном месте. Трудное и тем более опасное место стараться пройти без задержки.
• Прежде чем нагрузить точку опоры, вначале визуально необходимо определить ее прочность, а затем опробовать и убедиться в ее надежности.
• Постоянно иметь три точки опоры и каждую точку опоры стараться использовать многократно.
• Передвигаться в основном на ногах, держась руками за точки опоры. Однако, чем менее надежно стоят ноги, тем большую нагрузку с ног нужно перенести на руки. Нередко на очень сложных местах основная нагрузка падает на руки.
• Чередовать нагрузку на разные группы мышц путем поочередной работы конечностями на захваты, упоры и особенно при движении в распоре.
• При неудобных или ненадежных точках опоры нужно дополнительно использовать трение тела и конечностей о скалу.
• Лазить нужно плавно, без рывков, чтобы сохранить равновесие, энергию и прочность точки опоры.
Наиболее просты в прохождении по скальным склонам ребра, контрофорсы, кулуары, но последние опаснее возможными камнепадами. Следует избегать спусков по особенно крутым и длинным кулуарам. Запрещается производить спуск во время дождя и после снегопада, так как на этих участках повышается вероятность срыва и очень сложно остановить скольжение вниз. Спуск со скального склона иногда значительно сложнее, чем подъем, так как склон полностью не просматривается. В результате возникают дополнительные трудности в организации его прохождения. Следовательно, прежде чем начать спуск нужно организовать надежную верхнюю страховку. Спускающийся первым должен проверить прочность выступов и неровностей для зацепов рук и опоры ног, после чего спускается вся группа. При спуске безопаснее производить плавные движения, придерживаясь ближе к скале. Спуск по пологим скалам допускается спуск к склону спиной, а по крутым – повернувшись лицом к склону. На сложных спусках и подъемах, где есть хотя бы небольшая вероятность срыва, необходимо навешивать вертикальные и горизонтальные перила из основной веревки для организации групповой страховки.
Характерные опасности и правила передвижения по снегу и фирну. Лавины и их виды. Специфические приемы страховки и самостраховки на снегу. Наиболее часто встречающейся туристам в горной местности формой рельефа, являются снежные поверхности и склоны. Поэтому туристам следует помнить, что в разные периоды и разное время суток снег неоднороден. В одном случае по снежному склону можно передвигаться с самостраховкой при помощи альпенштока или ледоруба, в другом необходима групповая или взаимостраховка в виде организации перил, связки и т.п. Снежные склоны лучше проходить ранним утром, когда еще снег скреплен ночным морозом и имеет прочный наст. Такое состояние снежного покрова избавит от вытаптывания ступеней, излишнего расхода энергии, удлинит время наступления утомляемости. По пологим склонам, свободным от камней и трещин, можно спускаться скользящим шагом, напоминающим бег на коньках, осуществляя самостраховку или альпенштоком.
Иногда за короткие утренние часы группа не в состоянии преодолеть снежный участок пути, так как снег с каждым часом, рыхлеет, идти становится труднее. При этом необходимо чаще менять ведущих, а если группа идет в связке, то – передовую связку. Однако роль, направляющих состоит не только в прокладывании пути, но и в его безопасном выборе: обходе крутых и лавиноопасных мест, мест камнепадов, обходе трещин, выборе прочных снежных мостов и т.д. По склону с рыхлым снегом идти следует осторожно, так как здесь набольшая вероятность схода лавины и прежде чем начать движение, надо наметить надежный путь. Подниматься по крутому склону рекомендуется лицом к нему, выбивая ступени носком ботинок. Перед каждым шагом древко ледоруба или альпенштока вгоняют в снег, держась за него двумя руками. Спуск со склона допускается осуществлять спиной к нему. Движение по крутому снежному склону грозит опасностью срыва и при прохождении наиболее крутых участков навешивание перил обязательно. По крутому снежному склону надежнее подниматься в «лоб», а по крепкому насту идти нужно в кошках и с обязательной попеременной страховкой.
Особое внимание и предельная собранность должны быть у туристов при прохождении лавиноопасных участков пути. В целях безопасности такие места следует проходить рано утром, когда снег скреплен морозом. Перед прохождением лавиноопасного участка наметить наиболее безопасный путь, подготовить лавинные шнуры, ослабить лямки рюкзаков, выставить наблюдателей, установить необходимый интервал между участниками и только после всех принятых мер предосторожности приступить к прохождению опасного места. Нужно избегать подрезания склона многочисленными и одиночными поперечными следами, в противном случае это может вызвать сход лавины.
Особое внимание необходимо уделить приемам самозадержания при скольжении по снежному склону. При потере устойчивости, проскальзывании и падении на снежном склоне необходимо выполнить следующие действия:
• немедленно принять меры по самозадержанию, пока скорость скольжения еще невелика, для этого следует как можно быстрее перевернуться на живот (рис. 6.11);
• используя ледоруб, альпеншток или все четыре конечности попытаться погасить скорость скольжения вгрызаясь ими в снег;
Далее в зависимости от структуры и состояния снежного покрова необходимо выполнить следующие действия:
• на старом твердом снегу и насте хорошо тормозить клювом ледоруба и помогать торможению рантами ботинок (рис. 6.12);
• на рыхлом снегу торможение осуществляется рукояткой ледоруба и носками широко расставленных ног. При этом ледоруб надо держать в полусогнутых руках и тяжестью тела прижимать его к склону (рис. 6.13);
• остановившись, носками ботинок выбить ступени и, опираясь о склон ледорубом и руками, встать.
Рис. 6.11. Рис. 6.12. Рис. 6.13.
При любом состоянии снега категорически запрещается тормозить ногами, если на них одеты кошки, потому что зацепившиеся зубья могут создать большой крутящий момент и опрокинуть скользящего туриста. Ноги с кошками всегда необходимо приподнимать, сгибая их в коленях.
При проскальзывании на спуске восстановить равновесие можно, уперевшись штычком ледоруба или альпенштока в склон. При этом его штычок резко опускается на склон и загружается активным переносом веса тела на древко с одновременной загрузкой пяток ботинок в снег. Для восстановления равновесия нужно пяткам выбить ступени, встать на них и, приняв стойку спуска, продолжить движение.
Особое внимание уделяется правилам движения и страховки при передвижении по закрытому леднику. Необходимо, чтобы у каждого на рабочей веревке был завязан петлей из вспомогательной веревки схватывающий узел или жумар, а сама петля пропущена через грудную обвязку и надета стременем на ступню. При падении в трещину это позволяет не висеть, а стоять на петле. У переднего и последнего в связке должен оставаться конец основной веревки около 1,5 м с узлом на конце, чтобы иметь возможность немедленно закрепить веревку идущую к провалившемуся в трещину, тем самым разгрузив свою индивидуальную страховочную систему, чтобы начать мероприятия по извлечению провалившегося из трещины. При движении по леднику необходимо связывающую веревку в связке между участниками держать почти внатяжку и исключать её собирание руками в кольца. Страховка выполняется через ледоруб в особо опасных условиях ее можно осуществлять вдвоем или втроем.
Расположение карнизов, режимы образования и созревания довольно постоянны, поэтому до выхода на маршрут надо обязательно разработать тактику движения в местах их расположения. В любом случае двигаться под карнизом надо как можно быстрее, с надежной страховкой и тогда, когда он не освещен солнцем. Следует учитывать большую вероятность падения карниза после теплой ночи. При движении по гребню со снежными карнизами надо прокладывать путь ниже так называемой линии отрыва карниза и соблюдать расстояние в связке не менее 20 м. Нельзя бездумно использовать следы ранее прошедшей группы: они могут быть проложены неправильно и способствовать обрушению карниза. При страховке партнера по связке страхующий располагается на склоне ниже следа, а при одновременном движении с взаимной страховкой надо быть готовым к прыжку на противоположную от сорвавшегося сторону гребня. Прием этот требует от спортсмена смелости и самоотверженности, так что одновременное движение по острому снежному
гребню лучше использовать только там, где возможно движение участников связки по разным сторонам гребня или имеются выступающие элементы рельефа, обеспечивающие при срыве сгибание их веревкой или врезание ее в снежный склон. При движении по склону ветровой воронки необходимо идти в кошках, с тщательной попеременной страховкой и самостраховкой, так как самозадержание здесь сомнительно. Простые, но разрушенные участки скальных гребней особенно опасны на спусках, так как на них часто неэффективен любой вид страховки. Однако если на этих участках двигаться попеременно, тот, кто остановился и работает с веревкой, может, натянув ее в первый миг потери равновесия или даже срыва партнера по связке, предотвратить дальнейшее падение.
Страховка на снегу. Если возможен срыв на снежном склоне и самозадержание проблематично, то необходимо организовать групповую страховку. Надежность страховки на снегу в значительной степени зависит от состояния снежного покрова, в том числе от времени суток, температуры и освещенности склона. Погода может играть решающую роль. На одном и том же склоне утром при морозе и днем на раскисшем снегу резко изменяются условия для организации групповой и взаимостраховки. Основной прием организации точки страховки на снежных склонах – через рукоятку ледоруба, вбитого в фирн или твердый снег.
Чаще всего используется попеременная страховка. Приемы страховки через ледоруб меняются в зависимости от плотности снега, длины рукоятки ледоруба, направления движения и т.д. Существует правило: первый участник в связке должен прокладывать путь в стороне от страхующего. Нахождение туристов друг над другом не допускается, так как при срыве первый может сбить страхующего партнера.
В твердом снегу страхующий участник выбивает ледорубом или рантами ботинок для ног две прочные ступеньки или длинную полку поперек склона. Встав на подготовленную площадку лицом к склону, турист на уровне груди или пояса вгоняет в склон ледоруб. Чем плотнее склон, тем труднее вогнать в него ледоруб. Однако при этом страховка становится более надежнее. Самостраховка крепится за рукоятку, а страховочная веревка охватывает ледоруб или проходит через карабин, прикрепленный петлей к рукоятке или головке ледоруба (рис. 6.14).
Рис. 6.14.
Если фирн слишком тверд и вбить ледоруб невозможно, а ледовые крючья использовать нельзя, надо подпереть ледоруб коленом или придержать рукой за головку (рис. 6.15).
На пологом склоне ледоруб может находиться в вертикальном положении, а на крутых вгоняется под углом 100 – 110° к склону. Овальное сечение рукоятки ледоруба рекомендуется располагать широкой плоскостью в направлении рывка. В мягком, рыхлом, свежевыпавшем или перемороженном снегу страховка организуется аналогичными способами, но она крайне ненадежна. В этом случае надо тщательно утрамбовать снег, несколько раз подсыпая его со склона.
Если ледоруб хорошо держит в плотном снегу, можно страховать через рукоятку обеими руками с обеих сторон или с одной стороны (рис. 6.16).
Если в глубоком свежем снегу, где необходимо вытоптать место для страховки, а ледоруб держит ненадежно, то для страховки ведущего в связке можно наступить на головку ледоруба, предварительно заложив за рукоятку несколько витков веревки (рис. 6.17).
Место для страховки должно быть выбрано или вытоптано так, чтобы на нем можно было надежно стоять, расставив ноги и иметь возможность принять большую часть рывка на корпус страхующего. Силу рывка необходимо ослабить протравливанием веревки, если этого не сделать, то ледоруб может быть вырван. Минимальный запас протравливания на крутом склоне – 1/3 веревки. Даже не очень сильный рывок вырывает ледоруб из склона или ломает рукоятку деревянного ледоруба. В момент срыва и скольжения лидера, если тот находится выше по склону, страхующий должен попытаться выбрать часть веревки, что сократит длину разгона и увеличит количество веревки у страхующего для ее протравливания. Разумеется, сорвавшийся должен приложить максимум усилий к самозадержанию, это увеличит возможности попеременной страховки для удержания связки от дальнейшего падения.
Передвижение в связках. Правильный выбор схемы движения связок на снежном рельефе способствует повышению безопасности и скорости прохождения участка при наименьшей затрате сил. На некрутых склонах и не сложных снежных склонах допускается одновременное движение. Однако при срыве одного из участников его трудно удержать. Связки состоят из 2 или 3 человек. На закрытых ледниках иногда в одной связке бывает 4 человека. Большее количество участников в связке не оправдано и может привезти к тяжелым последствиям в случае срыва и падения с гребня. При попеременной страховке наиболее рациональна в своих действиях связка-двойка. Она обеспечивает максимальную быстроту движения, оперативность в работе с веревкой, удобное и рациональное размещение партнеров на опасных участках.
Вышедший вперед при подъеме или траверсе первый участник связки, проложив цепочку ступеней на длину веревки с учетом резерва на протравливание, делает два-три шага в сторону и организует пункт страховки и самостраховки. Здесь он принимает партнера, который, подойдя и не задерживаясь, продолжает движение, принимая на себя роль ведущего в связке. Подобная схема движения продолжается до окончания движения по склону. При подъеме по снежному склону зигзагом или серпантином пункт страховки организуется в местах изменения направления движения. Страхующие должны смотреть, чтобы веревка между ними и страхуемым участником не имела значительной слабины. Это исключит динамический рывок на точку страховки, и страхующему придётся удерживать только вес партнера. Связка-тройка более надежна при движении по закрытому леднику или на гребне с карнизами, но скорость ее будет значительно ниже, чем у двойки.
Передвижение по закрытым ледникам, особенно заснеженным представляет реальную угрозу: замаскированные снегом трещины являются потенциальной ловушкой. Обязательно передвигаться в связках. Если проваливается первый в связке при подъеме по склону, партнеры по связке удерживают его не только за счет трения веревки на перегибе трещины; этому в значительной мере способствует и противовес их самих (рис. 6.18).
Наиболее опасна ситуация, когда проваливается первый участник связки на спуске, так как из-за достаточно сильного рывка, малого трения и скользкой поверхности склона провалившийся может потянуть за собой и партнеров по связке (рис. 6.19). Всегда следует помнить, что в трещину может провалиться любой участник связки, не обязательно первый или самый тяжелый.
Если есть возможность, то трещины на леднике лучше обойти, в крайнем случае, преодолеть по снежным мостам или пересечь под прямым углом (рис. 6.20).
ш
При движении по закрытому леднику ледоруб в руке держат клювом вперед. Там, где существует хотя бы предположительная опасность падения в трещину, идут, держа ледоруб на изготовку и продев его в петлю проводника, завязанную на страховочной веревке в 50 см от грудной обвязки. Если снег глубокий и рыхлый, ледоруб следует нести за головку, придерживая пальцами петлю, чтобы она не сползла вниз по рукоятке.
В случаях, когда необходимо страховать партнера, делать это лучше по следующей схеме: прикрепить к хорошо забитому ледорубу или двум сблокированным короткую петлю, которую завязать на страховочной веревке схватывающим узлом или жумаром, страхующий держит узел в руке и через него выдает веревку. Если ведущий падает в трещину, схватывающий узел отпускают. Такая схема хороша и тем, что она наполовину готовит систему полиспаста, если провалившегося надо поднимать из трещины. Чтобы при рывке ледоруб не вырвало из гнезда, его подстраховывают импровизирова