1. Во Христе одна ипостась (сложная ипостась – св. Епифаний Кипрский), или одно Лицо, или Личность существует в двух природах: Божественной и человеческой (4 Вселенский Собор: Халкидон).
2. Эта Личность есть превечная 2-я Ипостась св. Троицы: Сын Божий (Бог Логос), от Пречистой Девы[1] воспринявший в единство своей ипостаси человеческую природу (5 Всел Собор); человеческая природа во Христе не есть отдельная ипостась, но «воипостасное», т.к. она никогда не имело самостоятельного бытия, но изначально с самого зачатия в утробе Девы и всегда имело реальное бытие только в Ипостаси иной природы: в Боге Сыне (св. Иоанн Дамаскин).
3. Две природы во Христе соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно (4 Всел Собор) в одной Ипостаси Сына Божия. 1) Неслитно: природы не смешиваются и не создают новую гибридную природу; неизменно: каждая природа сохраняет всю свою полноту, реальность, свойства; нераздельно: каждая из двух природ не существует и не действует без другой; неразлучно: две природы соединены во Христе навсегда, навеки. 2) В силу нераздельного ипостасного единства между природами во Христе есть communicatio idiomatum – общение свойств: можно сказать «Бог убит», «страдания Бога», «един от Св. Троицы пострадал» (теопасхизм – человеческие св-ва законно приписываются Богу), но можно и сказать «Богородица» (рождение Бога законно приписывается человеку, т.к. зачатое изначально стало собственными Богу Сыну телом и душой).
4. Божественная природа Христа есть полнота Божества, весь Бог, общая природа Св. Троицы, но в Личности Сына (индивидуализированная Его уникальным свойством предвечного рождения от Отца), так что воплощается не вся Троица, а все Божество во 2-й Ипостаси (в Сыне Божием).
|
5. Человеческая природа Христа есть полнота человечества, общая природа всех людей, но индивидуализированная уникальным набором особых качеств (рост, цвет глаз, волос, черты лица, телосложение, рождение от Девы в Вифлееме и т.д. – поэтому Он изобразим). А поскольку она есть общая природа людей, то во Христе 1) конкретные и реальные тело (против докетов) и разумная душа (против Аполлинария) и они единосущны нам, всем людям (т.е. одной природы, сущности с нашими душами и телами); 2) в частности, во Христе есть человеческий разум (наряду с Божественным разумом); 3) человеческая природа (душа и тело) в самом зачатии добровольно восприняты Христом как реально тленные (т.е. подверженные голоду, усталости, страданию и смерти – безукоризненным страстям) (против афтартодокетов), далее Он добровольно воспринял такие условия (постился, трудился, отдал Себя на смерть), когда Его человеческая природа уже не могла не страдать и не умереть по естественному своему свойству (итак, Его воля всегда предшествует страданию: св. Иоанн Дамаскин). 4) Но Его человеческое тело не познало истления, т.е. не разложилось после смерти, т.к. и в самой смерти Его разделившиеся душа и тело были в Ипостаси Логоса, т.е. были нераздельно соединены с Его Божеством в единой Ипостаси Логоса. 5) Сын Божий воспринял нашу природу, страдния и смерть через естественное (природное) усвоение, а нашу вину, образ грешника, богооставленность (грех) воспринял не по природе, а лишь внешним образом (личное, ипостасное усвоение), из солидарности отождествляя себя с грешниками, принимая наше лицо (итак, в Нем не было греха). 6) Христос, таким образом, есть Единый безгрешный, т.е. в Нем не было укоризненных страстей (внутренних поползновений на грех), в силу максимального обожения Его человеческой природы с самого зачатия и Он также не совершил ни единого греха, явив неповрежденную человеческую волю во внешнем искушении от дьявола, людей, в страданиях и смерти. 7) Следовательно, с одной стороны, Он не возрастал в обожении и совершенстве, но всегда был совершен, с другой стороны эта полнота обожения проявлялась в нем постепенно по мере развития Его человеческих сил (например, гениальная премудрость), с третьей стороны, Его человеческая природа становится бессмертной, нетленной, являет всю полноту обожения-славы только после Его воскресения и вознесения по человечеству во славу Бога Отца. 8) Эта изначальная безгрешность и бесстрастность связана также с Его бесстрастным зачатием не от похоти плоти, а от Св. Духа и Девы Марии.
|
6. Дифизитство. Итак, во Христе две полных природы: Божественная и человеческая («весь – в Своем, весь – в нашем» Томос св. Льва), тогда во Христе две природных энергии (действия) – вечная энергия Св. Троицы и человеческая, но две энергии со-действуют, всегда действуют вместе, взаимопроникают [2] (communicatio operationum – общение действий); во Христе также две природных воли (хотения) – вечное хотение Св. Троицы и хотение человеческое; два ума (Ум-Существо Св. Троицы и ум человеческий при единстве самосознания); два ведения (абсолютное всеведение Божие и ограниченное ведение человеческое, хотя и предельно обоженное до гениального максимального всеведения, доступного человеческому естеству [3]). Но во Христе нет гном и – воли выбирающей (т.к. в Нем нет неведения и колебаний выбора, Он не может ошибаться и всегда знает правильный выбор и осуществляет его). Во Христе два рождения – превечное от Отца как Божественной Личности, и во времени от Девы по человеческой природе (поэтому и воплотился именно Сын, чтобы соответствовало личное св-во Сына в вечности рождению во времени).
|
7. Единство самосознания (субъекта). Единство Ипостаси Христа означает, что во Христе одно Самосознание, одно превечное «Я» Бога Сына пребывает и мыслит в двух умах: Божественном и человеческом, обладает двумя волями, энергиями, ведениями. А во Св. Троице Три «Я», Три Самосознания обладают одним Умом, одной волей, энергией, ведением.
[1] Из сущности Девы: Тертуллиан.
[2] Поэтому св. Максим допускает два действия (т.к. две природы), но и одно действие (св. Кирилл, Псевдо-Дионисий) (т.к. Лицо одно и есть новый тропос бытия двух действий в одной Ипостаси: новое богомужное действие). Говорун: единый сложный Христос. https://www.academia.edu/1808073/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81_Single_Complex_Christ
[3] Во Христе – два всеведения разного уровня: Божественное и человеческое.