Игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам»




Использование игровых ситуаций в общении с детьми раннего возраста

 

Ранее детство – начало начал. Это время начала формирования будущей личности. Это первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства.

Для ребенка раннего возраста характерны 2 формы общения:

 

Ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте;

Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем детстве. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте со взрослым, но и в сотрудничестве. Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т. д.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

Практика показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев и т. д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого – научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Наблюдения за детьми показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения.

Именно поэтому первостепенным в педагогической деятельности является социально-эмоциональное развитие ребенка. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с игрой. Чем меньше ребёнок, тем больше времени должно быть дано ему на игру. Воспитателю надо заботиться о том, чтобы игры детей третьего года жизни были достаточно разнообразными, что бы их содержание постепенно обогащалось. Это обеспечит наиболее успешное выполнение воспитательных задач в игре, позволит организовать детскую жизнь вокруг игры.

 

Игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам»

 

Нужно организовать ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для мишки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

 

Практические игровые и реальные ситуации, направленныена освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

 

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.

Это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки (мамам, папам )».

Нужно эмоционально представить возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать? ») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подскажите или покажите правильный способ решения проблемы и предложите самостоятельно и с помощью взрослого его осуществить.

Работая с малышами, приучайте детей замечать трудности других людей и пытайтесь им помочь. С этой целью создавайте затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняйте на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несите на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Марины нет!». Дети начинают помогать. Поощряете их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Ульяна – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, не торопите. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации организуйте неоднократно. С каждым разом дети быстрее поймут ваши затруднения и увереннее включатся в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа «Наша забота нужна всем»

 

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем огород на подоконнике». Главная задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

 

Практические ситуации проблемного типа «Как быть, что делать?

Это различные ситуации затруднения, которые создаются, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Не спешите давать советы, выслушивайте все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; разбираем по парам варежки и обувь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: